16 июня 2021 в Женеве состоялся долгожданный саммит между Владимиром Путиным и Джо Байденом. После переговоров оба мировых лидера дали положительную оценку встрече. Американский президент заверил, что «тон этих встреч был хорош, положителен». Президент РФ также сообщил, что «с обеих сторон было продемонстрировано желание понять друг друга и искать пути к сближению позиций». «Разговор, – он подытожил – был весьма конструктивен».
Судя по противоположным заявлениям на пресс-конференциях, однако, видно, что главам государств не удалось найти «пути к сближению позиций» по всем вопросам. Одно из наиболее острых расхождений касалось недавнего ареста и приговора российскому оппозиционеру Алексею Навальному.
Уже в первые минуты пресс-конференции Байден озвучил «нашу обеспокоенность (our concerns) о таких случаях, как дело Навального». С точки зрения американского президента, суть «дела Навального» сводится к нарушению «прав человека». Байден объяснил, что человек в общем «не получает свои права от государства», а «от рождения», и эти права, следовательно, от него нельзя отнять. Для того чтобы защищать неотъемлемые права людей по всему миру, президент США заявил: «мы будем продолжать возбуждать вопросы, которые касаются фундаментальных прав человека потому, что это то, кто мы есть».
Для президента России «дело Навального» не столько о «правах человека», сколько о торжестве закона. Если у человека неотъемлемые права от рождения, то у него тоже есть неоспоримые обязанности соблюдать закон своей страны. Исходя из этой логики, глава российского государства на своей пресс-конференции объяснил, что законность РФ потребовала ареста блогера-оппозиционера.
Человек знал, – ответил президент Путин задавшему вопрос журналисту из CNN, – что нарушает действующий в России закон. Он обязан был отмечаться как лицо, дважды осужденное к условной мере наказания. Сознательно игнорируя требование закона, этот господин выехал за границу на лечение. Его не требовали органы власти на регистрацию. Как только он вышел из больницы и разместил свои видеосюжеты в интернете, такое требование возникло. Он не явился, проигнорировал требование закона. Его объявили в розыск. Зная об этом, он приехал – я исхожу из того, что он хотел, сознательно шел на то, чтобы быть задержанным. Он сделал то, чего он хотел. О чем здесь можно говорить?
На этом Путин, однако, не заканчивал. Вдобавок к мысли об обязательном применении закона Путин выразил подозрение, что США борются за освобождение Навального вовсе не из заботы о правах человека, а исходя из геополитических интересов. Президент РФ упомянул, что Конгресс США публично «объявил Россию своим врагом и противником» в 2017 году. В то же время «в законодательство Соединенных Штатов внесены положения о том, что США должны поддерживать правила и порядок демократического управления в нашей страны и поддерживать политические организации». Сопоставляя эти два факта, Путин сделал вывод, что эти поддерживаемые США лица и организации, скорее, направлены «не на то, чтобы укреплять Российскую Федерацию, а на то, чтобы ее сдерживать». Однако единственное, что обязывает его как президента России – это «действовать исключительно в рамках российского закона».
Объяснение Путина не передал американский президент на своей пресс-конференции. В ходе общения с журналистами, однако, Байден предупредил, что в случае смерти Навального в колонии «последствия были бы опустошительными (devastating) для России».