Наши колонки

Пацан или чушпан? Вот в чем вопрос

Достойно ль смиряться под ударами судьбы? А ведь судьба была не шибко симпатичной: либо ты три раза в неделю собираешься на коробке с пацанами, бьешься за асфальт с другими бандами, концентрирующимися подле жилмассивов или дряхлеющих заводов, тягаешь железо в подпольной тренажерке и живешь по уличному кодексу, либо «тебя гасят и трясут бабло». Об этом пишет участник событий, журналист и музыкант Роберт Гараев в документальной книге «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х». Об этом же снял свой сериал Жора Крыжовников (псевдоним Андрея Першина), черпающий казанскую фактуру непосредственно из городской этнографии Гараева.

«Слово пацана» неоспоримо стал сенсацией года и не только от того, что вскипятил море споров. Сериал еще и выстрелил в конце декабря, а запоминается, как известно из анекдота, только последняя фраза — скорее всего, похмельный январь тоже будет ознаменован дихотомией «пацан-чушпан», забавными видео с Кощеем (Никита Кологривый), засильем перестроечных шлягеров в музыкальных чартах и конспирологическими обсуждениями по поводу 7 и 8 эпизодов: был ли слив серий спланирован заранее, в какой именно момент создатели заключили (и заключили ли) мирный договор с цензурными органами и насколько глубоко сериал под видом «soft power» проник на Украину. 

Чуть позже «Слово пацана» исчезнет из поля зрения. Ибо этот задорный ретро-аттракцион на тему «казанского феномена», к сожалению, работает только в условиях бешеной раскрутки, когда контент увлеченно творится на глазах и заползает во все медийные щели. Когда утихнет шум дневной, то, может, явственнее станут недостатки сериала, перевешивающие его удачи: он кошмарно упрощен, грубо заточен под тик-ток (что убивает любой заход на полифоничность), назойлив в своем упрямом стремлении к достоверности и не совсем честен, когда выдает уже выхолощенный ВЛКСМ (на дворе 1989 год) как единственный приют для заблудившейся молодежи. 

Впрочем, Жора Крыжовников, прославившийся беспробудной дилогией «Горько!» (2013, 2014), и здесь смог выразить неуловимо народное. Нашу обаятельную дикость, нетленный экзистенциальный бардак и вечный поиск истины на русском поле экспериментов. Из любопытной книги Гараева в сериал перетекла, слегка расплескавшись, принципиальная мысль: неминуемый распад страны подталкивает пацанов к созданию «государства в государстве», чтобы исключить войну всех против всех. На потребность в коллективизме и регулирующей силе включается гоббсовский «Левиафан» — хоть убейте, но есть в этой свирепой первобытности что-то подлинное и национальное, откликающееся в большинстве зрителей. 

«Слово пацана» достаточно медленно разгоняется для своих 8 серий — лишь к 3 эпизоду история 14-летнего Андрея (сыгранного зажатым Леоном Кемстачем), послушного мальчика из музыкальной школы, «пришившегося» к группировке «Универсамовские», получает заряд мрачной энергии и обретает смутные черты трагедии.

Гибкий Крыжовников делает то, что неподвластно многим отечественным режиссерам — он лепит противоречивых героев из понятных и, в общем-то, не очень милых взгляду гопников. Они могут, к примеру, треснуть по голове учительницу английского и снять с нее шапку или украсть видак, сломав нос хозяину квартиры, а нам переживания этой шпаны все равно будут интересны. Здесь решает и  удачный каст (старшие в кадре смотрятся гораздо эффектнее младших — Янковский, Зулькарнаев, Копейкин, Кологривый), и крепкая режиссура с рваным монтажом, и неплохой сценарий, который хоть виляет внутри эпизодов, но остается цельным до определенного момента. Да, смущают ухаживания 14-летнего паренька за 20-летней инспекторшей по делам несовершеннолетних (Анастасия Красовская), нелепо выглядит чересчур быстрая эволюция некоторых второстепенных героев, к тому же бесполезно обучаться фортепиано на разлинованной картонке (у инструмента имеется еще глубина клавиш) — но это мелочи. 

К финалу «Слово пацана» теряет все: и привлекательность, и темп, и намеченные темы. Пространство пацанских разборок заполняет нагнетающая серьезность, поверить в которую оказывается просто невозможно. Трагедия ненужных подростков сдувается до торопливой и сентиментальной педагогики, постулирующей доступную для всех формулу: любое преступление влечет за собой наказание.

Истина подкрепляется смертью и цитатой из «Калины красной» Василия Шукшина (1973) с зеками, поющими уже надоевшую за время сериала «Седую ночь». Безусловно жаль каждого — и Пальто, и Вову Адидаса, и несчастного Ералаша, но больше всего жаль сериал «Слово пацана», который то ли вынужденно, то ли по собственному желанию стух и рассыпался, как стекло из гениального трека «Пыяла». 

Денир Курбанджанов

Recent Posts

Александр Бабаков: для того, чтобы перейти к новой социально-экономической политике

Предлагаемые кадровые решения со всей определенностью говорят о том, что четырехлетняя работа команды нашего премьера…

11 часов ago

НАТО не собирается восстанавливать Украину после войны, если (когда) она проиграет

Что касается восстановления Украины после войны, то сначала нужно добиться, чтобы она одержала верх

11 часов ago

В Госдуме согласовали кандидатуры всех вице-премьеров

Денис Мантуров – первый вице-премьер

11 часов ago

Новые назначения в правительстве как прелюдия к транзиту власти?

Потенциальный преемник пошел на повышение

12 часов ago

Захар Прилепин: ЛИЧНАЯ ПРОСЬБА МИНИСТРУ

Не менять воюющих людей годами – тоже преступление

13 часов ago

Автокредиты: путь к мечте о своем автомобиле

Расчет автокредита – один из самых важных этапов, предшествующих выбору и приобретению автомобиля

14 часов ago