ОДНАЖДЫ ЛЮСЯ УЛИЦКАЯ...
Почему Коко Шанель плохо шила, а «мерседесы» – плохие машины
Был в Советском Союзе свой собственный граф. Красный граф. Нет, сначала он был графом обыкновенным, затем после революции эмигрировал со всей «белой гвардией», потом вернулся на Родину – и покраснел.
Людмила Улицкая. Фото: ITAR-TASS
Белоэмигрантское комьюнити не одобрило, конечно, писало и говорило всякое обидное. Но супротив таланта не попрёшь. Потому досадовали, в основном, на моральный выбор Алексея Толстого, при этом не отрицая масштаб его литературного дарования.
Нынешняя либеральная публика часто позиционирует себя «новой белой эмиграцией», воображая себя на корме «философского парохода» с развевающимися волосами. Приятно, знаете ли, чувствовать себя Буниным или Бердяевым. Но некоторые различия, не поверите, всё же есть.
Например, в свежем интервью писательницу Улицкую* спрашивают:
– Можете ли вы сейчас читать кого-то, кто поддерживает Владимира Путина? Остаются ли писатели, которые на той стороне, но вам интересны как писатели?
– А я не знаю, кто конкретно имеется в виду.
– Например, Лукьяненко.
– Я никогда его и не читала.
– Прилепин? Его «Обитель».
– Начала и бросила. Пишет плохо.
– Но ведь «Обитель» – это была попытка Прилепина заглянуть в советский ГУЛАГ…
– Понимаете… ну это чрезвычайно важно, как писатель справляется со словами, вот как он строит фразу, как он строит предложение. Когда я вижу корявость, мне как-то сразу не хочется продолжать чтение. А там много корявости.
Конец цитаты.
Удивительно, что Улицкая – с возрастом как-то люди обычно поднакапливают душевных сил – не дотянула до той категории либералов, которые ненавидят Прилепина (он, разумеется, мракобес, террорист и рупор путинского режима), однако имеют мужество признать: «…но пишет, зараза, отлично».
Галина Юзефович, всё ждавшая, что погрязший в милитаристских грехах Прилепин вот-вот кончится как писатель, прочитав его «Собаки и другие люди», нашла в себе силы вслух произнести: увы, талант остался талантом, невзирая на Путина.
Израильское малодушие Улицкой настолько комично, что прямо смешно.
Ну вы же писательница, Людмила Евгеньевна. Скажите же, что Прилепин своей прозой пробуждает… я не знаю… звериное в человеке. Или там… продолжает гнилые совдеповские традиции в литературе. Поднатужьтесь, придумайте нестыдных аргументов, вы ведь мастер некорявого слова.
Или прямо скажите, как Дмитрий Львович Быков*: врагов не читаю, имени упоминать не желаю.
Или возьмите пример с Татьяны Никитичны, внучки того самого красного графа: уж как они с Захаром когда-то препирались в соцсетях, как дуэлировали, а спросили Толстую о его прозе – признала: отлично пишет.
А то, знаете, можно договориться до того, что и Коко Шанель плохо шила, потому что водила знакомства в нехороших политических кругах, и «мерседесы» – плохие машины.
* Признан иноагентом
Автор: Киана Николаева
В СССР/России был и еще один «красный граф» — Алексей Алексеевич Игнатьев. Притом граф 100% без оговорок, камер-паж императрицы (на коронации Николая II нес шлейф за императрицей). Участник Русско-японской и Первой мировой войн. Автор блестящих мемуаров «50 лет в строю». После Революции он не только принял власть большевиков, но и передал СССР огромные суммы денег, которые были на его счету во Франции (он был военным агентом и занимался поставками вооружения для русской армии в Первую мировую войну). Кстати, это по его предложению создали (воссоздали) Суворовские училища: «Специфика военного ремесла требует привития к нему вкуса с детских лет, а недостаток дисциплинированности детей в домашней школьной обстановке вызывает необходимость создать специальные военные средние школы… Существовавшие в России кадетские корпуса, несмотря на все недостатки, являлись всё же основными рассадниками офицерского воспитания наших истинно военных советских людей» – это строки из письма от 17 апреля 1943 г., адресованного Игнатьевым лично товарищу Сталину. Великий человек был. Незаслуженно забытый.