Путин не видит проблем с размещением европейских войск на Украине – Трамп
Президент России примет европейские войска в качестве миротворцев на Украине
После начала переговоров между Россией и США в среде русскоязычных политических медиа сложилась интереснейшая ситуация. Впервые за многие-многие годы патриотическое сообщество и либералы сошлись во мнении! Как Дональду Трампу удалось сделать так, что недовольными оказались и военные блогеры, и либеральные спикеры? Эту тему мы обсудили с журналистом и воином СВО Никитой Третьяковым.
Никита Третьяков / ВН
«ВН»: – Никита, как вы видите историю взаимодействия США и России в последний месяц?
– Первое. Американцам необходимо было протестировать, насколько сильно в России хотят этих договорённостей, хотят возрождения отношений с Америкой. Для того, чтобы протестировать это, нужно было притвориться максимально неприятными и недоговороспособными. И если Россия закрывала глаза на это – значит, России это действительно сильно нужно. Значит это осознанное желание, осознанная политика.
И мы видели изначально, как приближенный Трампа Илон Маск вскидывает руку в фашистском приветствии. Это является, конечно, не очень хорошим и в США. Но в первую очередь красной тряпкой это является для выходцев с постсоветского пространства, для которых это всё не где-то там происходило, а для которых люди с этим приветствием жгли деревни, где жили их бабушки и прабабушки.
Потом мы видим, как в публичном поле президент США выдвигает совершенно некрасивый, хамский ультиматум нашему главе государства. Тем не менее российская сторона игнорирует все эти показные ходы. Показывает, что всё это как бы игра на публику, а для серьезных людей это не очень важно. Таким образом демонстрируя свою заинтересованность в том, чтобы переступить через какие-то неудобства, не заметить показной, откровенной хамоватости, наглости и пренебрежительного отношения с точки зрения своих противников – партнеров.
США. Пенсильвания. Филадельфия. Бывший президент США, кандидат в президенты от Республиканской партии Дональд Трамп во время выступления на предвыборном митинге. Фото: AP/TASS
Напоминаю, что мы сейчас говорим с точки зрения американцев, как бы отдаляясь, игнорируя нашу с вами собственную позицию, позицию российских граждан.
Что нужно сделать дальше? Дальше необходимо сделать вид, что игроков за этой шахматной доской не двое, а больше. Что вы не всех контролируете.
«ВН»: – Как это проявляется?
– В реальности при президентстве Байдена мы видели, что США прекрасно добиваются любых решений и от Евросоюза, и от Киева. И достаточно неплохо влияют и на Турцию. А теперь вдруг приезжает Вэнс в Мюнхен, выступает с очень харизматичной речью, как будто бы США на Европу никакого влияния не оказывают и это совершенно разные и независимые объекты.
Европа в переговорах с Зеленским и в выступлениях относительно урегулирования украинского тоже начинает противоречить США и выказывать всяческое своеволие, как бы на голубом глазу.
В. Зеленский. Фото: Oleg Petrasyuk /EPA/ТАСС
Да и сам Зеленский тоже картинно отказывает Трампу в подписании соглашения по редкоземельным металлам, на каждом шагу опровергает то, что говорит Трамп в отношении Украины. И Трамп тоже не забывает поливать Зеленского помоями на каждом шагу.
Такое вот яркое, публичное размежевание. Необходимое для чего? Ответ очевиден. Для того, чтобы потом скоординированные действия можно было выдать за независимые.
«ВН»: – А если говорить об отношениях России и Америки?
– На самих российско-американских контактах мы видим доминирование именно экономической повестки над повесткой мира. Мы слышим очень много и от Дмитриева, и от Лаврова, и от представителей Соединенных Штатов о просто восстановлении контактов, о взаимовыгодных экономических проектах, о такого рода инвестициях или другого рода инвестициях.
И при этом про мир там довольно мало. И то, что мы слышим про мир, выглядит наименее реалистично.
Сергей Лавров. Фото: Пресс-служба МИД РФ/ТАСС
Конечно, официального плана никакого еще нет. Но говорится, что должны быть легитимные выборы, например. Какие легитимные выборы могут быть на Украине – очень большой вопрос. Учитывая вопрос территориальной целостности Украины.
Выборы легитимные в государстве должны быть проведены на основе Конституции Украины. А на основе этой Конституции ее территория неделима. Соответственно, выборы должны проводиться на всей ее территории. Внимание, вопрос. Если выборы будут проводиться, они будут проводиться на какой территории?
А если они будут проводиться не на всей территории конституционной Украины, то как они могут быть легитимны? Здесь кроются заранее видимые неразрешимые трудности. Если пытаться идти по строгому законному, легалистскому пути.
Европа заявляет о том, что они будут поддерживать Украину до конца. Америка в этот же момент договаривается с Россией. Возможно, имея в виду закрытые части переговоров, по которым именно военная поддержка будет ограничена или свернута. Но мы прекрасно знаем, что Европа и Америка входят в один и тот же военный альянс НАТО. Внутри этого альянса они никому не обязаны отчитываться, как они передают ресурсы, будь то материальные ресурсы, военная помощь, оружие и информация, то есть разведданные.
США. Нью-Йорк. Кандидат в президенты США Дональд Трамп (справа) и президент Украины Владимир Зеленский (слева) во время встречи. Фото: AP/TASS
И если завтра будет сказано, что США совершенно никак не помогают Украине, то никогда мы не узнаем о том, что вся та же помощь, все те же деньги, все то же оружие, все те же данные передаются просто через структуры НАТО, через тот или иной механизм, сделанный специально для того, чтобы чисто юридически по документам США напрямую Украине ничего не передавали.
«ВН»: – Что можно сказать о ходе этих переговоров по косвенным признакам?
– Главное, на что стоит обратить внимание: как только начались российско-американские контакты, российское руководство сразу перестало говорить об историческом или принципиальном противостоянии России и Запада. Эта риторика полностью ушла и из большой прессы.
И более того, в одобрительном тоне говорится о разнообразном возобновлении отношений. К этому одобрительному тону подключены огромное количество СМИ, огромное количество так называемых лидеров мнений, часть из которых наверняка делают это искренне, а часть из которых делают это, наверное, по заказу.
Никита Третьяков
При этом акцент делается именно на возвращении западных брендов, на возвращении западных платежных систем, на облегчении туризма, на возвращении верхнему слою среднего класса России и выше тех атрибутов привычной богатой жизни, к которым они были привычны до СВО. Это рассчитано на удовлетворение одного вектора недовольства.
В то же время США как грамотный переговорщик должны позаботиться и о других проблемах своего партнера. Они понимают, что есть два вектора недовольства в России, который они должны удовлетворить, чтобы для российского руководства было легче принять эти решения. И они попробуют это сделать с обоими этими векторами недовольства.
Если восстановление экономических и прочих связей с Америкой и возвращение России в ареал Запада является успокаивающим для одних, а замирение без достижения цели является радикализирующим для других, то вот объятия Запада без замирения на Украине представляются с точки зрения американского взгляда как бы прохождением между Сциллой и Харибдой. То есть таким набором решений, который в российском обществе вызовет наименьшую резкую реакцию.
Россия. Москва. Журналист Владимир Соловьев на выставке-форуме «Россия» на ВДНХ. Фото: Михаил Терещенко/ТАСС
«ВН»: – Мы всё-таки должны сказать пару слов и о человеческой составляющей.
– Я должен сказать, что это один из тех случаев политического анализа, не первый в моей практике, когда я очень хотел бы ошибаться. Потому что, на мой взгляд, такой вариант хуже любых других уже предсказанных вариантов из тех, которые сейчас активно звучат.
Потому что в таком варианте, если он будет реализован, мы получаем все минусы, которые мы получаем от затяжной войны. И мы сами себя лишаем возможности на изменение правил игры методом мобилизации, милитаризации экономики или чего-то еще.
Потому что в рамках нового курса на экономическое сближение с Америкой это невозможно будет сделать. И при этом мы теряем все те ростки и надежды на суверенный рост, который мы получили после болезненных санкций.
То есть мы лишаемся всех тех геополитических достижений, которые с помощью СВО были приобретены, но при этом в этом варианте сохраняется сама по себе тяжелая позиционная затяжная война без шансов на ее решительный исход.
Никита Третьяков / ВН
Единственный оставшийся путь при этом – это медленное, постепенное, очень кровавое дожимание противника.
Поэтому несмотря на то, что именно такое воззрение на вещи является моим профессиональным аналитическим мнением, я позволяю себе надеяться на то, что я ошибаюсь.
«ВН»: – Сейчас недовольны оказались и либералы, и патриоты. И те и те говорят: «А что же, всё было зря?» Как так получилось?
– Вы знаете, это очень хороший вопрос. Он имеет непосредственное отношение к сути проблемы. Я считаю, что и враги России, и патриоты России видели в начале СВО шанс на изменение статуса-кво, который им не нравился.
И враги России и патриоты видели в России до СВО огромное количество того, что им не нравилось. Грубо говоря, воспринимали Россию до СВО как тяжело больного человека.
Россия. Москва. Участники военного оркестра во время торжественного шествия на XV Международном военно-музыкальном фестивале «Спасская башня» на ВДНХ. Фото: Сергей Бобылев/ТАСС
И если враги России страстно желали, чтобы Россия наконец-то умерла, то друзья России рассматривали начало СВО как путь к оздоровлению, к некому перерождению.
Я сейчас не вдаюсь в конкретные проекты, но в этом был некоторый консенсус. Те контакты, которые происходят сейчас, и тот сценарий, который я писал, который мне кажется наиболее вероятным, он не обозначает ни смерти, ни возрождения. Он обозначает возвращение в состоянии до начала СВО во всём, что не касается напрямую военного конфликта.
То есть для тех, кто страстно ожидал смерти России, это означает, что их шанс упущен и нужно будет ждать следующего. А для тех, кто ожидал оздоровления России, это еще более болезненно. Потому что это для них обозначает не только то, что шанс на это возрождение упущен, но и то, что все жертвы, которые были принесены именно во имя этого возрождения, были принесены во многом зазря.
Никита Третьяков
«ВН»: – Сейчас ведь тяжело понять, зазря или не зазря…
– Нет, естественно, время для постанализа еще не пришло. Это вопрос только о том, как это ощущается.