Никита Третьяков: «Краеугольные вопросы не были разрешены. Говорить о реальном прогрессе переговоров довольно трудно»

1 час назад

Сегодня мы подводим итоги года с нашим постоянным спикером – журналистом и воином СВО Никитой Третьяковым. Ключевыми темами беседы стали искусственный интеллект, безумие, охватывающее мир, ход специальной военной операции и многое другое. 

Никита Третьяков / ВН

«ВН»: – Никита, что можно назвать главными событиями в мире? Чем запомнится уходящий год?

– Если говорить не о политике, то это расширение и нормализация во всех возможных средах использования нейросетей – больших языковых моделей или – как их называют в обиходе, но чем они ни в коем случае не являются – искусственных интеллектов.

Разумеется, они все появились не в 2025 году, но именно в этом уходящем году они стали глобальным феноменом. И в большом количестве отраслей, и в экономике, и полностью перелопатили рынок электроники и технологических продуктов. В первую очередь в Америке.

Также они стали фактором политическим. И, наверное, действительно в какой-то исторической перспективе именно это останется от 2025 года.

Конечно, к сожалению, куда больше ярких, запоминающихся для нас, но, наверное, таких событий, которые сотрутся в исторической памяти довольно скоро, принес нам вполне себе естественный интеллект. Это огромное количество человеческих страданий, которые на разных континентах происходят.

Израиль. Сдерот. Израильские военнослужащие у границы с сектором Газа. Фото: dpa/picture-alliance / TASS

Многих из нас не оставляет ощущение, что этот маховик хаоса, страданий и насилия только раскручивается с каждым годом. И этот год не стал исключительным.

Это и продолжение кровопролития в секторе Газа, несмотря на формальное примирение. Это и продолжение кровопролития в Йемене. Конфликт в Юго-Восточной Азии. И, разумеется, просто совершенно беззаконное убийство моряков у берегов Венесуэлы американскими военными. 

Так или иначе, это год всё большей нормализации одностороннего, диспропорционального и уже почти ничем не оправданного и неприкрытого насилия одних над другими – на вполне себе институциональном уровне.

«ВН»: – Что принес этот год в рамках СВО? И на политическом фронте, и на поле военных действий.

– В начале года войска ВСУ были на территории Курской области. Крупнейшим успехом за год официально считается выдавливание войск ВСУ с ее территории.

Россия. Курск. Жители у дома, поврежденного в результате обстрела ВСУ. Фото: AP/TASS

К сожалению, чтобы это величайшее достижение стало возможным, необходима была величайшая неудача 2024 года, заключавшаяся в том, что это самое вторжение было в принципе допущено и произошло.

Помимо этого, в течение всего уходящего года мы видели очень тяжелое, очень трудное и медленное продвижение наших войск, в первую очередь, на территории Донецкой Народной Республики. Которое в конце года увенчалось освобождением достаточно крупного города Красноармейска, известного также как Покровск. 

Когда я говорю, что продвижение было медленное, это совсем не негативная оценка и не попытка кого-то критиковать. Это просто объективная реальность. Оценка скорости без всяких эмоций и попытки оценить эффективность.

Подсчитано, что среднее продвижение составило порядка 13−15 квадратных километров в сутки, что дает нам при экстраполяции с такой же скоростью примерно 300−400 дней до полного освобождения оставшейся территории Донецкой Народной Республики.

Никита Третьяков / ВН

И здесь мы как раз переходим к политическому аспекту попыток – может быть, для одной из сторон искренних и действительных, а для другой стороны не вполне – мирного урегулирования. Которые все вращаются вокруг этих самых 20−25% ДНР, которые всё еще контролируются вооруженными силами Украины.

В этом плане, к сожалению, оставшиеся 2−3 дня этого года ничего не изменят. Не видно, чтобы был достигнут какой-то прогресс. Наверное, многим это покажется слишком резким высказыванием. 

Да, в дипломатических кругах накопление согласия и какое-то общее понимание по большому количеству второстепенных вопросов традиционно расценивается как прогресс переговоров. Но, на мой взгляд, так как центральные вопросы не были разрешены, говорить о реальном прогрессе переговоров довольно трудно. А краеугольные вопросы –это судьба территорий, судьба Запорожской АЭС, демилитаризация, судьба русского языка и прав русскоязычного населения на территории Украины. Это – главное.

США. Вашингтон. Президент США Дональд Трамп (в центре справа) и президент Украины Владимир Зеленский (в центре слева) во время встречи. Фото: AP/TASS

«ВН»: – Поговорим о результатах первого года президентства Дональда Трампа. Он всё время создает какие-то новостные поводы. 

– Давайте начнем с новостных поводов. Дональд Трамп еще до того, как он в первый раз стал президентом, и уж точно в течение своего первого срока отточил свое мастерство в манипулировании средствами массовой информации. В первую очередь – американскими. Но опосредованно – всеми теми средствами массовой информации западного поля, которые ориентируются на американские.

Есть некая историческая ирония в том, что ввиду особенностей становления отечественных СМИ в 90-е и ранние 2000-е годы, наши большие СМИ и сейчас много времени, большой процент своей программы посвящают обсуждению, анализу, повторению новостей и статей, которые печатаются именно в американской прессе.

Таким образом тот, кто «танцует» американскую прессу, одновременно обязательно становится героем нашей отечественной прессы тоже. Хотя зачем это нужно, для меня уже много лет остается загадкой. Никакого рационального резона для этого я не вижу. Вижу здесь только историческое стечение событий.

США. Айова. Оттумва. Экс-президент и кандидат в президенты от Республиканской партии США Дональд Трамп во время предвыборного митинга. Фото: AP/TASS

Трамп и в своем новом сроке виртуозно манипулирует массовой информацией западного мира, концентрирует на себе всё внимание и довольно успешно играет в президента то ли еще только западного мира, то ли уже всей планеты. Мало где он находит ожесточенное сопротивление, поэтому эта роль у него выходит довольно убедительно. Хотя ярких, ощутимых результатов добиться у него тоже не получилось за первый год. Но и противодействия ему никто в открытую, ярко и так же агрессивно, как он это делает, не оказывает.

Он давит на Венесуэлу – Венесуэла не поддается, но пытается найти некий формат компромисса, одновременно готовясь к отражению возможного нападения. Он навязывает свое видение Газе, у него всё получается. Он навязывает свое видение решения нашего конфликта с Украиной – и даже там и тогда, когда всем очевидно, что это решение еще не созрело и его еще не будет, и та и другая страна находят нужным делать вид, что делается всё возможное для того, чтобы воплотить его видение или как-то отреагировать на его попытки. 

Таким образом, не только он сам в меру своего безумия играет президента мира. Но как-будто в этой причудливой, абсурдной театральной постановке этому способствуют все присутствующие, ведя себя соответственно. Привести это может к самым безумным историческим событиям, которые нам еще только предстоит увидеть в оставшиеся три года его срока.

Дональд Трамп. Фото: AP/TASS

И тут надо обратить внимание даже не на то, что он делает во внешней политике. На внутренней арене США происходит целая череда очень тревожных и для Штатов достаточно редких, если не беспрецедентных событий. Это использование национальной гвардии для подавления протестов, введение национальной гвардии в крупные города, которые объявлены прибежищами радикалов и эмигрантов. Это волны задержаний, причем характеризующиеся резким усилением именно федеральных служб. Тогда как в США всегда было принято, что федеральные службы действуют относительно ограниченно, и большую часть работы на земле, особенно в крупных городах, в столицах штатов, выполняют правоохранительные службы, подчиненные штатам.

Это не говоря уж про дело Эпштейна, которое обретает какие-то просто уже совершенно гротескные формы. Когда выясняется, что в той или иной форме, в той или иной роли в его мероприятиях принимали участие совершенно разные фигуры из всех секторов американского политического спектра – и интеллектуалы, и деятели культуры и так далее. И не было совершенно никакого между ними раскола в рамках этих мероприятий. 

На фотографиях можно видеть людей типа Ноама Хомски и Стива Бэннона, которые в своих политической и философской ипостасях занимают радикально противоположные позиции. И можно было бы подумать, что в жизни они злейшие враги. Однако на фотографиях мы видим их весело смеющимися вместе. И в принципе пребывающими на одном каком-то мероприятии, посвященном непонятно чему. 

President Clinton hosting Epstein and Maxwell at the White House in 1993 / Wikipedia

Но и это только один из примеров, там же, понятно, и Билл Клинтон, и Дональд Трамп, все вместе. И еще масса людей, практически весь американский бомонд.

И это тоже очень сложно трактовать. И что там еще будет в следующей серии этого замечательного сериала, тоже никто не может предсказать. А самое главное, непонятно, что с этим всем делать, потому что замазанными оказались вообще все, кого только можно представить.

«ВН»: – Никита, но ведь во всех этих процессах Трамп – просто резонер. Он озвучивает то, что по факту в США происходит уже давно. Его персона просто наиболее соответствует тому, что сейчас происходит на каком-то метафизическом уровне и на уровне общественного сознания в Штатах? Да, это безумие. Но ведь его устроил не Трамп. 

– Понимаете, отвечая безумием на безумие, можно породить только еще большее безумие. Его выбрали совсем не всей страной, я напоминаю. В отличие от прошлых выборов Трампа, результаты которых были удивительными для многих, эти выборы Трампа были относительно нормальными. В том смысле, что он выдвигался как уже известный кандидат от республиканцев. Было вложено нужное количество денег. Он выдвигался на фоне очень слабой и проигравшей в плане пиара администрации Байдена и победил с нормальными цифрами – так же, как побеждали до него другие кандидаты от республиканцев.

Предвыборные дебаты между Дональдом Трампом и Джо Байденом

Это не было внезапной всенародной поддержкой, ни в коем случае. Это была правильная пропаганда, рассчитанная на хорошо изученную часть электората. Безусловно, есть часть людей, которые его поддерживают и считают, что меры, которые он предпринимает, адекватные.

Но существуют другие люди, их тоже примерно половина Америки, для которых это всё дикость. Они считают, что эти же проблемы нужно было бы решать другим образом. И в общем-то, влезать и судить, правы они или нет, мне не очень интересно.

Но я вижу, что в начале XXI века США казались нам страной с большим количеством уродливых черт, но при этом с очень большим запасом прочности и со стабильным набором политических практик, которые позволяют понимать, что вне зависимости от того, кто формально стоит у руля в Белом доме, большой корабль американской политики идет своим курсом. А теперь это больше так не работает.

Там набирают обороты такие механизмы дестабилизации, которые делают дальнейшее развитие процесса слабо предсказуемым.

США. Вашингтон. Генеральный директор SpaceX и Tesla Илон Маск во время выступления на параде по случаю инаугурации президента США Дональда Трампа. Фото: Zuma\TASS

«ВН»: – Давайте поговорим о том, в каком положении Новый год застает Европу. Как дальше будет развиваться европейская внешняя политика?

– У Европы в некотором смысле нет выбора. У отдельных представителей европейского истеблишмента – своя личная карьера, свой личный кошелек, свой личный банковский счет. И каждый из них предпринимает маневрирование в рамках своей личной персональной судьбы. Но у Европы как у политико-экономического образования нет никакого выбора. Потому что коллективная Европа была создана после Второй мировой войны таким образом, что она заточена на созависимость с Соединенными Штатами.

Соединенные Штаты в последние годы проводят политику контролируемого обеднения Европы с целью насыщения своей собственной экономики и поддержания конкурентоспособности с Китаем. Что выходит не очень хорошо, но, в принципе, до какой-то степени работает. 

В рамках этого процесса Европе не предоставлено право выбора. Ей уготовано место ресурса, оставленного на черный день. Вот черный день пришел, и теперь этот ресурс будет израсходован.

Франция. Париж. Президент Франции Эмманюэль Макрон (в центре), избранный президент США Дональд Трамп (слева) и президент Украины Владимир Зеленский (справа) во время встречи в Елисейском дворце перед церемонией открытия собора Нотр-Дам. Фото: AP/TASS

В Европе нагнетается истерия по поводу грядущей войны с Россией, вне зависимости от того, собираются они реально воевать или нет. Истерия нужна, чтобы превратиться из ресурса на черный день в передовую, в линию обороны, в великую европейскую стену против какого-то выдуманного восточного агрессора. Это очень большая ставка. И я думаю, что на нее будут продолжать давить, из нее будут пытаться выжимать дивиденды. Эта линия будет продвигаться и дальше.

«ВН»: – Что будет делать Европа без покровительства США?

– Европа вместе с Америкой, вне зависимости от конъюнктурного узко понимаемого политического курса, и, возможно, вместе с нашей страной будут двигаться по пути управляемого уничтожения среднего класса. И приведения народонаселения к состоянию перманентной «мягкой» бедности. Это когда человек трудоустроен, когда он может себе позволить какое-то жилье, какой-то транспорт в пределах доехать до работы, с работы. Когда он может позволить себе продукты питания и коммунальные услуги. Но при этом не имеет накоплений, не может себе позволить какую-то большую географическую мобильность. И любая крупная покупка, включая образование, обязательно должна быть в кредит.

Никита Третьяков

Отсюда – еще и большая, близкая к стопроцентной закредитованность граждан. В тех сильно изменившихся социально-экономических условиях, которые мы имеем на начало второй четверти XXI века, эта новая модель экономического порабощения сейчас многим воротилам леволиберального толка видится оптимальной. И я думаю, что они будут к этому приводить. 

А для того, чтобы к этому привести, необходимо постоянно создавать тот или иной кризис. Череду кризисов, которыми будет оправдано снижение реального уровня жизни, в первую очередь для среднего класса. Для класса потребителей, который в Европе существенно больше в процентном соотношении, чем в нашей стране. Я имею в виду в Западной Европе. Ну и в США этот класс тоже еще достаточно многочисленный и тоже будет потихонечку сжиматься.

Поэтому если говорить о прогнозе, то кризисы какие-то обязательно будут создаваться. Будут ли они естественными или искусственными – будет очень трудно сказать. Потому что власть над созданием информации такова, что при достаточном желании и умении отличить настоящий кризис от фейкового будет невозможно.



guest
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ