Матч за Африку: Запад проигрывает со счетом 1:0 в пользу России

9 месяцев назад

Прокси-война России с Западом, помимо текущего конфликта на Украине, может перекинуться на еще одну страну, более того: на другой континент.

Фото: AP/ТАСС

Да, речь идет о Нигере, где буквально накануне саммита Россия – Африка, как бы знаменуя переход от слов к делу (или даже предваряя делом слова), произошел государственный переворот, в результате которого к власти пришли военные. В видеоролике, который транслировало национальное государственное телевидение, полковник Амаду Абдраман (его считают следующим президентом страны) с группой военных заявил, что они взяли под стражу президента Мохаммеда Базума «из-за ухудшения ситуации с безопасностью и плохого экономического и социального управления». Что, в свою очередь, связывалось с Францией, по существу, под контролем которой и находилось смещенное правительство Нигера. По сути, новые власти выступили за пересмотр отношений с Западом в духе антиколониальной политики и возвращения к национальному курсу.

Более того: новые власти Нигера крайне положительно относятся к России, в принципе, их вообще (пусть и с некоторой натяжкой) можно назвать пророссийскими. Так, на митинге в поддержку нового правительства нигерийцы пытались повесить российский флаг над посольством Франции.

Разумеется, после того как Франция упустила Мали и ЦАР, а также учитывая сложившуюся мировую конъюнктуру (противостояние РФ и Запада), просто так отдать Нигер Елисейский дворец уже не мог. Но, как обычно это принято на Западе, было решено загребать огонь чужими руками: так, почти сразу же после переворота ЭКОВАС (Сообщество стран Западной Африки, куда входит 15 стран, находящихся под протекторатом Франции; раньше они были ее колониями) объявили новым властям Нигера де-факто экономическую и торговую блокаду. Блок санкций впечатляет, он включает в себя заморозку активов руководителей мятежа, их семей и сторонников, введение запрета на их передвижение, заморозку активов Нигера в ЦБ ЭКОВАС и коммерческих банках, приостановку коммерческих и финансовых транзакций, закрытие границ с Нигером и прекращение коммерческих рейсов. Причем самим мятежникам была дана неделя для того, чтобы те одумались и передали власть легитимным ее представителям. В противном случае в ЭКОВАС пригрозили военным вмешательством.

Со своей стороны президентская канцелярия Макрона опубликовала сообщение, в котором говорится, что президент Франции «не потерпит никакой атаки против Франции и ее интересов» (там также что-то говорилось еще о том, что Франция незамедлительно отреагирует на агрессию против ее граждан, но совершенно очевидно, что когда речь идет о большой политике, жизни обычных граждан – и неважно, Франции или какой другой страны – приобретают статус расходного материала или сопутствующих расходов).

Ответ Нигера не заставил себя долго ждать. Новые власти тут же приостановили экспорт урана во Францию, а также объявили о расторжении соглашения о военном сотрудничестве с ней, пообещав немедленно отреагировать в случае интервенции или любого военного вмешательства. Кроме того, военное руководство Мали и Буркина-Фасо заявили, что военное вмешательство во внутренние дела Нигера будет равносильно объявлению войны уже им.

В общем, обстановка начала накаляться, грозя полыхнуть. С перспективой образования новой линии напряженности/эскалации между РФ и Западом в лице уже вышеупомянутой Франции, не желающей терять свою вотчину, и США, президент которых Джо Байден лично призвал к освобождению свергнутого президента Мохаммеда Базума.

И это действительно впечатляет: такая чехарда из-за, казалось бы, какой-то отсталой африканской страны (Нигер входит в топ беднейших стран мира).

И здесь, конечно, свою роль сыграл «российский фактор». Еще раз: переворот произошел буквально накануне российско-африканского саммита (символизм налицо), это – раз. За Нигер впряглись жестко пророссийские Мали и Буркина-Фасо, это – два. Причем там и там действовала и продолжает действовать небезызвестная ЧВК «Вагнер» (ее руководитель Евгений Пригожин поддержал нигерский переворот); в общем-то, не исключено, что «вагнеровцы» могут расширить свою зону ответственности, включив в нее Нигер.

И если у Кремля хватит решимости (а не как в случае с тем же Эрдоганом, отпустившим восвояси командиров «Азова»*, когда Кремль почти безропотно снес политическую пощечину), и если новым властям удастся удержаться, то это будет серьезным выпадом против Запада.

Во-первых, тогда возникнет пояс пророссийски настроенных стран, рассекающий Африку (что создаст для Запада определенные логистические трудности). Во-вторых, Россия нанесет ощутимый удар по США, у которых (в кооперации с Францией), как пишет Bloomberg, в Нигере располагается база беспилотников, используемых для боевых действий против радикальных исламских организаций. В-третьих, ЕС использовал Нигер в качестве борьбы с нелегальной эмиграцией (а этот вопрос нынче стоит ребром в Европе), так что теперь этот фактор можно использовать как рычаг давления. И в-четвертых, Нигер является важным поставщиком урана для Франции: где-то в районе одной трети. Так что прекращение экспорта урана может создать нешуточные проблемы для французской атомной энергетики.

Но пока неясно, что решили в Кремле. Никаких официальных заявлений о помощи новому правительству Нигера озвучено не было. Надо полагать, в Кремле очень осторожно относятся к появлению новой линии напряженности. С одной стороны, это верно: РФ и Украины хватает. Но с другой – если вовремя не подсуетиться, то Нигер можно и потерять, тем самым существенно ослабив свое влияние на Черном континенте. Время еще есть: ситуация некритическая. Несмотря на то, что в стране находятся несколько тысяч иностранных солдат, дело до военных действий не дошло. И пока не дойдет: военное руководство ЭКОВАС решило, как сообщает телеканал Al Arabiya со ссылкой на заявление министров обороны региональной организации, не прибегать к использованию военной силы, отдав приоритет санкционному давлению.

И да, с точки зрения политики это выглядит проявлением слабости. Точно ЭКОВАС спасовал перед пророссийскими мятежниками. Один ноль в пользу Кремля при полнейшей пассивности с его стороны. Да, повезло. Но кто сказал, что везти будет и дальше? Или в Кремле уже заранее настроились на то, что Нигер уплывет из-под носа? Если так, то тогда не стоит ожидать многого от развития и укрепления российско-африканских отношений. Их выстраивают с сильными партнерами, а слабаков – используют (например, вытягивают деньги, а Кремль, как мы прекрасно знаем, всегда славился щедростью, когда речь касалась внешнеполитических прихлебтелей, которых там почему-то называли друзьями). По какому из этих двух путей пойдет Кремль? Скоро узнаем.

*Террористическая организация, запрещенная в РФ



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ