Кого боднул «Connecticut»?

Сегодня стало известно, что 2 октября американская атомная подводная лодка типа Seawolf USS «Connecticut» (SSN-22) в ходе патрулирования в международных водах Южно-Китайского моря столкнулась с неизвестным подводным объектом и, получив повреждения, возвращается в порт 7-го флота США. Эту информацию сообщил в четверг официальный представитель Тихоокеанского флота США:

«Атомная подводная лодка USS «Connecticut» во второй половине дня 2 октября, находясь в подводном положении, столкнулась с неизвестным объектом. В ходе столкновения 11 моряков получили ранения средней и легкой степени тяжести. ВМС США не обращались за помощью. Подводная лодка остается в безопасном и стабильном состоянии. Ядерная двигательная установка USS «Connecticut» не пострадала, серьёзных повреждений корпуса нет. Лодка сохранила управление и герметичность, но была вынуждена всплыть и в надводном положении направляется к Гуаму. Как ожидается, лодка прибудет к нему в течение следующего дня. Полностью оценить повреждения подводной лодки можно будет, когда лодка вернётся на базу. Инцидент будет расследован»

Фото: U.S. Navy photo by Mass Communication Specialist Seaman Adam K. Thomas

«Connecticut», базирующаяся в военно-морской базе Китсап-Бремертон, штат Вашингтон, приступила к боевому патрулированию в Тихом океане 27 мая. Многоцелевая подводная лодка «Connecticut» — одна из трех лодок класса Seawolf — «Морской волк». Этот класс был создан в конце «холодной войны», и стал самым дорогим и технически совершенных подводных кораблей ВМС США. Лодка предназначалась для борьбы с новейшими советскими подводными лодками и была настолько дорогой, что после окончания строительства трёх, заложенных одновременно лодок дальнейщее их строительство было остановлено. Планировавшуюся серию из 30 субмарин сначала сократили до 12, а за тем, после распада СССР, вообще свернули. В серию пошли более дешёвые и менее технически «навороченные» АПЛ типа «Вирджиния». Сегодня в строю находится три лодки класса «Морской волк» — USS «Sea Wolf» (SSN-21), USS «Jimmy Carter» (SSN-23) и «Connecticut» и они по-прежнему остаются самыми совершенными американскими многоцелевыми атомными подводными лодками.

И это подводное столкновение озадачило военных экспертов. Лодка оборудована множеством каналов наблюдения за подводной и надводной обстановкой. На её борту самая современная аппаратура обнаружения угроз, вплоть до перехватчиков торпед сведённых в единую боевую информационную систему, непрерывно формирующую информацию об окружающей обстановке, и, вдруг, происходит столкновение с подводным объектом. Что могло произойти? Очевидно, что «объект», судя по масштабу повреждений «Connecticut», не уступал ей в размерах и, получается, что при всей технологической «навороченности» лодки, американские моряки его просто не обнаружили? И тут возникает много вопросов как к качеству аппаратуры обнаружения, так и к техническому совершенству «объекта», с которым столкнулась лодка. Получается, что он смог совершенно незаметно приблизиться к самой современной американской АПЛ на пистолетную дистанцию? Или мы имеем дело с халатностью экипажа, просто просмотревшего угрозу?

Предыдущий аналогичный инцидент произошёл в январе 2005 года в 364 милях к юго-востоку от острова Гуам, где находится одна из крупнейших в Азиатско-Тихоокеанском регионе военных баз США. Подводная лодка «Сан-Франциско», шедшая на глубине 160 метров, на полном ходу врезалась в подводный объект. Американские представители заявили, что произошло столкновение со скалой, которая не была нанесена на карты. Последствия столкновения были очень серьезными. Из 110 членов экипажа субмарины 98 человек получили ранения различной степени тяжести. 24-летний помощник машиниста Джозеф Аллен получил очень серьезную травму головы и на вторые сутки после аварии скончался.

На лодке оказались пробитыми носовые балластные цистерны, субмарина едва не затонула и, лишь благодаря усилиям экипажа удалось спасти и лодку, и людей. Тогда официальный представитель командования 7-го флота ВМС США Айк Скелтон сообщил, что главным виновником в аварии признан командир подводной лодки Кевин Муни, который проявил халатность, управляя лодкой в сложном для подводного плавания районе. Расследование показало, что лодка двигалась на большой скорости при этом наблюдения за подводной обстановкой по курсу движения не велось. Командира отстранили от занимаемой должности и объявили ему письменный выговор.

И вот, через 15 лет новый инцидент, новое столкновение с «неизвестным объектом». Так кто же мог оказаться на пути «Connecticut»?

Дизель-электрическая подлодка проекта 636 «Варшавянка»

Конечно, самыми вероятными кандидатами на эту роль являются китайские подводные лодки, которые осуществляют скрытное слежение за американцами. Южно-Китайское море один из основных районов китайского подводного мореплавания. А подводный флот Китая это больше 60 подводных лодок разных классов – от атомных ракетоносцев, до многоцелевых атомных и дизель-электрических. И тут нужно вспомнить о десяти лодках российской постройки проекта 636 и 636М (код НАТО – Improved Kilo) получивших за свою малозаметность прозвище «Чёрная дыра». Не с такой ли «чёрной дырой» столкнулась «Connecticut»?

Но подводные лодки есть и у других стран этого региона. Так, Вьетнам так же располагает шестью многоцелевыми дизельными подводными лодками проекта 636.1, купленными у России в 2009-2017 годах. 3 дизельные подводные лодки проекта 209 германской постройки находятся в строю Индонезии. Две дизельные подводные лодки типа «Скорпена» французской разработки находятся на вооружении флота Малазии. Кроме того, в Южно-китайском море регулярно «засвечиваются» французские лодки. Вполне могут сюда заглянуть и японские субмарины (16 лодок), и субмарины обеих Корей – Северной – 21 лодка и Южной — 14. В общей сложности в акватории Южно-Китайского может находится до 150 подводных лодок разных стран и это, пожалуй, самый «тесный» для подводных лодок район мореплавания. Осталось только узнать, чей же конкретно «подводный объект» оказался на пути «Connecticut»?

И, конечно, главный вопрос – а не могла ли «Connecticut» столкнуться с российской подводной лодкой? С большой долей уверенности можно утверждать, что нет. Южно-китайское море является зоной влияния дружественного России Китая и сомнительно, что Россия могла направить свои субмарины, тем более, что никакой реальной угрозы из этого региона для России не просматривается…

Но не будем гадать на кофейной гуще. Думаю. Что очень скоро мы получим ответ на вопрос – с каким же конкретно «подводным объектом» столкнулась американская АПЛ?

Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Влад
Влад
15 дней назад

Промелькнула инфа о фиксации военными США «входа НЛО в воду на скорости 241 км/час».Где не знаю.