Китайский учёный и политолог Ван Ивэй о способе окончания конфликта на Украине, опасениях Китая, о взаимном обмене России с Китаем и социализме

2 месяца назад

В рамках проведения многополярного форума в Москве в России побывала большая делегация из Китая. Нам удалось взять эксклюзивное интервью у господина Ван Ивэя, директора Института международных отношений Китайского университета Жэньминь.

Ван Ивэй был дипломатом Китайской миссии в Европейском Союзе с 2008 по 2011 год, много работал на Западе, а недавно поучаствовал в Мюнхенской конференции безопасности. Поэтому считаем интервью важным маркером отношения Китая к России и Китая к Западному миру.

Беседа прошла в легендарной гостинице «Метрополь».

«ВН»: — С какой целью вы приехали в Россию, что вы здесь будете делать, с кем будете встречаться, общаться?

— Это уже мой второй приезд в Россию. Первый раз я был в 2019 году в Сочи, на Валдайском форуме. В Москве я впервые. И это очень интересно – узнать побольше о вашей культуре, истории, о текущей ситуации, что думают люди, увидеть их взаимоотношения. Для меня также большая честь оказаться в этом знаменитом отеле. Здесь рядом находится памятник Карлу Марксу. Мао здесь жил. Бывал Сталин. Все революционные лидеры. Это очень волнительно.

«ВН»: — Когда в России была гражданская война в 1917 году, в этой гостинице происходили бои между противоборствующими сторонами. Какие у вас ожидания от России были, когда вы сюда ехали? Что вас удивило, поразило, на что вы обратили своё внимание?

— Мы приехали сюда три дня назад, ночью. Было очень светло, огромные здания, жизнь кипит, кругом люди, довольные своей жизнью, – здорово. Москва сейчас – это такой прекрасный мир из детских сказок. Это реальность. Всё очень красивое и яркое, как в мире чудес.

«ВН»: — Нам интересно поговорить об отношении Китая к тому, что происходит сейчас в России. В условиях проведения СВО, конфликта с Западом. Какое отношение у Китая к происходящему?

— Меня пригласило сюда ваше Министерство иностранных дел, на форум «Многополярный мир». Мне очень интересно узнать, что русские думают о мировом устройстве. Что для вас значит многополярный мир. И как русские определяют свою роль в текущей и будущей политике. Конечно, я также хочу узнать побольше о конфликте между Россией и Украиной. Что происходит. Какое влияние это оказывает на российскую экономику и жизнь граждан. Что будет дальше. Также меня интересует, как выстраиваются отношения с США, НАТО и Европой.

Я не говорю по-русски. Я эксперт по изучению Европы. И мне нужно увидеть ситуацию под другим углом, потому что я только что посещал Конференцию по безопасности в Мюнхене, где очень эмоционально обвиняют Россию и даже Китай. Но сейчас мы слышим много голосов «остального мира», не «западного». Интересную вещь сказал в своей речи сегодня утром выступающий на форуме профессор: Россия изолирована Западом, но Запад, в свою очередь, изолирован остальным миром. Это говорит о том, что мир сегодня очень разнообразен.

А что касается отношений России и Китая, то, конечно, это две большие независимые силы. На Мюнхенской международной конференцию по безопасности генеральный секретарь НАТО обвинял Китай и Россию. С ним трудно согласиться. Они говорят о «диктатуре, авторитаризме» у нас в то время, как у них «демократия».  Всё это смешно и очень наивно. Россия и Китай – наиболее независимые от Соединённых Штатов страны. Не так ли? А кто нас обвиняет? Так называемые «свободные» страны западного мира? Они зависимы от США. Так в чём их «свобода»?

Например, у нас есть экспертное мнение профессора, изучающего Европейский Союз, который утверждает, что ЕС слишком полагается на США в вопросах цифрового мира. 90% данных находятся в руках Гугл, Фейсбук*, Твиттер. В Европейском Союзе нет таких собственных платформ. О каком цифровом суверенитете может идти речь? Всё это можно назвать легитимностью?

«ВН»: — Насколько я понял из общения с вашими коллегами, Китаю интересна Россия с точки зрения обмена опытом, потому что в России уже давно ведётся политика импортозамещения, Россия ведёт натуральную войну с Западом, а для Китая, возможно, эта война будущая. С учётом того, что есть Тайвань. С учётом того, что Америка называет Китай своим главным геополитическим противником. Насколько это правильная мысль? Правда ли Россия интересна Китаю как передовая страна, которая может поделиться с Китаем своим опытом проведения вот такой операции?

— Конечно, мы говорим сейчас не только о Китае. Другие страны БРИКС, например, также заинтересованы в дедолларизации. К настоящему моменту мы очень много узнали об американских финансовых гарантиях, инструментах и свободе рынка. Люди видят, что это не инструменты рынка, а инструменты контроля. Вроде системы SWIFT, вроде долларового Интернета и так далее. Ты можешь пользоваться этими благами, но это не свободное использование. Америка может в любой момент тебя отключить. Например, русские золотовалютные запасы могут быть захвачены и заморожены Западом. Мы, китайцы, смотрим на это с большой настороженностью.

«ВН»: — Если Россия вдруг будет воевать с НАТО, как себя поведёт Китай, готов ли он своими силами, военной мощью вписаться в этот конфликт или деятельно поддержать Россию?

— Прежде всего, я не думаю, что НАТО вступит в войну с Россией. Ядерные державы не могут воевать друг с другом. Политики всегда говорят всякое. «Давайте поддержим Украину!» Это нужно для выборов. Но прямое столкновение с Россией? Я не думаю. А Китай против любой войны. Мы всё больше думаем о том, как прекратить огонь.

«ВН»: — Знаете ли вы какие-нибудь российские знаменитые романы, книги, писателей, песни, фильмы?

— Конечно. Мы выросли в период Холодной войны и открытых реформ. Так что Россия оказывала большое влияние на китайскую революцию. Мы знаем много ваших песен. «Подмосковные вечера», «Катюша»… Даже не я сам, а мой сын, например. Он читает Толстого, «Войну и мир», Пушкина.

«ВН»: — Вы участвовали в Мюнхенской конференции по безопасности. Скажите, какая атмосфера царила внутри конференции, что говорили в кулуарах, что обсуждали, какие там настроения?

— Ещё до того, как другие докладывали о том, что все остаются в проигрыше, ещё до того, как все начали обвинять и критиковать китайскую стратегию, которая была бы выгодна для всех, а для Китая вдвойне, я пошутил, что то, что невыгодно ни для кого, невыгодно вдвойне. Так что, это спорно. Люди, которые думают о будущем, пребывают в мрачном, пессимистическом настроении. Это не только из-за конфликтов на Украине и на Ближнем Востоке. Они переживают об эпидемиях и многих других вещах. Трамп вернётся. Слишком много беспокоятся обо всём. В общем, довольно мрачно.

«ВН»: — Может ли стать Китай площадкой для новых переговоров между Россией и странами Запада – участниками этого конфликта? И второй вопрос: кто, по-вашему, является главным бенефициаром этого конфликта, кому эта война нужнее?

— Мы понимаем, что эта война никому не нужна. Это – трагедия. Теперь я знаю больше об истории, например, войны в Грузии. Люди осуждали потому, что видели эту ситуацию однобоко. Многие факты были скрыты от глаз общественности. Теперь я знаю, что Россия была вынуждена предпринять военные меры, чтобы защитить осетин. При этом Запад обвиняет только Россию. Но они не задумываются над тем, как они поступают с Россией. В то же время со стороны России идёт ответная реакция, стремление сохранить баланс сил.

Китай играет в международных процессах активную роль. Мы взаимодействуем и с Европой, и с Россией. Но самое важное то, что происходит в Соединённых Штатах в год выборов. Байден уступает свои позиции в предвыборной гонке, а Трамп говорит: «Я вернусь и прекращу огонь». Так что выборы в США имеют большое влияние на этот конфликт.

«ВН»: — Как вы думаете, возможно ли создание нового геополитического объединения в противовес Евросоюзу, НАТО, странам Запада? На основании БРИКС, на основании единения сил России, Китая, Бразилии, Индии — возможно ли создание большого глобального союза, который будет противостоять странам Запада?

— Индия и Китай не являются сторонниками союзов. Нам не нравятся союзы. В союзах нет равноправия, там есть лицемерие. Европа и США – союзники, но Европа зависит от американской защиты. В этом – неравноправие. И это всё более и более разделяет. Нет. Нам нужно создать новую модель. Новый тип отношений между супердержавами. Не нужно повторять способ мышления и стратегии Холодной войны.

«ВН»: — Как вы думаете, что произойдёт с конфликтом на Украине, если на выборах в Америке победит Трамп?

— Если Трамп победит, может, они смогут заставить Украину начать с Россией переговоры по прекращению огня. Украиной с большой вероятностью пожертвуют.

«ВН»: — Каких политических взглядов вы придерживаетесь и как вы думаете, есть ли будущее у социализма на планете Земля или хотя бы у стран, которые не являются прозападными?

— Я недавно опубликовал статью о социализме. Социализм имеет три значения в Китае. Первое – объединение рабочего класса. Это прошедший этап. Наследие Карла Маркса. Второе значение – политическое устройство, сфокусированное на преодолении социальной несправедливости, пропасти между богатыми и бедными. Сейчас же мы рассматриваем социализм в цивилизационной перспективе. Это может быть не только внутренняя политическая система. Люди нуждаются в этом по всему миру. Нам нужно выстроить более справедливые, сбалансированные и гармоничные отношения в мире будущего.

*входит в корпорацию Meta, признанную экстремистской и запрещённую в РФ



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ