Искусство с помойки: виолончель Страдивари, шедевры модернизма и экспрессионизма, найденные среди мусора

3 года назад

Оказывается, не только сверхсекретные военные документы – например, официальные бумаги c подробной информацией об эсминце HMS Defender Минобороны Великобритании, из-за прохода которого у берегов Крыма российские военные открыли предупредительную стрельбу, нашли на автобусной остановке в графстве Кент – можно найти там, где не ждешь. Очень часто и реликвии искусства обнаруживаются в самых неожиданных местах. Просто надо быть внимательнее и уважительнее относиться к мусору.

Голландцы и итальянцы в Германии

Нет, это не заголовок для матча плей-офф Евро-2020. Это реальное местоположение крутых полотен нидерландских и итальянских мастеров XVII века, найденных на месте отдыха рядом с автобаном А7 в Средней Франконии. Некий 64-летний житель Германии обнаружил их там совершенно случайно и, конечно, передал полицейским. Первые оценки говорят о том, что работы оригинальные.


Речь идет о картине «Портрет мальчика» кисти ученика Рембрандта, голландского художника Самюэла ван Хогстратена (1627-1678). Точная дата ее создания неизвестна.

Другая находка – вероятно, «Автопортрет смеющегося» (1665) итальянского художника Пьетро Беллотти (1627-1700). Картины этого мастера на аукционах стоят более чем 200 тысяч долларов (14,4 миллиона рублей), тогда как работы ван Хогстратена – около 400 тысяч долларов (28,8 миллиона рублей).

Полотно Тамайо на свалке в Нью-Йорке

В 2003 году американская писательница Элизабет Гибсон шла пить утренний кофе в любимой кофейне, как вдруг ее внимание привлекло полотно в старой раме, прислонившееся к соседней помойке. «Ну мало ли какую семейную мазню выкинули?» – подумали бы мы, пройдя мимо. Но чуткая Элизабет подошла поинтересоваться и даже дотащила картину до дома. А потом и до специалистов. Так выяснилось, что картина – подлинник мексиканского модерниста Руфино Тамайо, выкраденный из дома коллекционеров. Полотно вернули владельцам, а женщина получила вознаграждение в сумме 1 миллиона долларов (72 миллиона рублей) – это была 1/10 часть от стоимости картины.

Экспрессионист Нольде с чердака

В немецком городке Ладенбурге в федеральной земле Баден-Вюртемберг в 2006 году 84-летний дедушка забрался на чердак, чтобы разобрать мусор, и наткнулся на картину. Это был некий женский портрет – краснощекая и голубоглазая чувственная брюнетка. Внимательно рассмотрев полотно, он увидел там подпись знаменитого немецкого экспрессиониста Эмиля Нольде. Выяснилось, что в доме ранее жила дочь пенсионера, страдающая от наркомании и покончившая жизнь самоубийством. Картину новый хозяин понес в полицейский участок, опасаясь, что девиантная дочура могла получить эту работу от друзей из криминального мира. Экспертиза установила, что найдена одна из самых известных картин Нольде «Надя». Портрет, написанный в 1919 году, пропал в 70-е. На мюнхенском аукционе Ketterer Kunst картину реализовали за 2,15 миллиона евро (155 миллионов рублей). Меценат, что приобрел утраченную работу, передал ее на хранение в Боннский художественный музей.

Виолончель Страдивари как подставка для дисков

Медсестра Мелани Стивенс из Лос-Анджелеса в 2014 году нашла музыкальный инструмент в серебристом пластиковом футляре в мусорном баке. Вещь прикольная – девушка принесла ее домой и попросила мужа что-нибудь придумать с этой виолончелью. Ну как в программе «Очумелые ручки». Мужчина оказался хозяйственными и со смекалкой – задумал сделать из инструмента подставку для компакт-дисков.

– Мы хотели установить внутри маленькие полочки, а к передней части приделать петли и превратить в дверцу,

– вспоминала находчивая медсестра.

К счастью, до того момента, как пара изуродовала бы виолончель, она увидела ее… в новостях по ТВ. Там сообщалось, что именно этот инструмент пару недель назад был украден с крыльца дома Питера Штумпфа – главного виолончелиста филармонии Лос-Анджелеса. Это «Генерал Кид» – редчайшая вещь 1684 года, созданная итальянцем Антонио Страдивари, цена которой в настоящий момент приближается к 9,5 миллиона долларов (686 миллионов рублей). После 18 месяцев реставрации «Генерала» вернули в филармонию. Питер Штумпф чуть ли не плакал.

Автор Егор Шилов



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ