В Евросоюзе пожалели даже о том, что когда-то обещали Украине и Грузии членство в НАТО
Глава дипломатии Евросоюза назвал обещание, данное Украине, о членстве в НАТО невыполнимым
Украинские банки создают дефицит наличных денег на территориях, подконтрольных ВС РФ. Вероятно, чтобы они не достались «оккупантам» – но таким образом в оккупанты Украина записывает и собственных граждан.
Очередь к «ПриватБанку», одной из нескольких точек в Мелитополе, где можно снять наличку, вытягивается на много метров. Впрочем, очередь и очередь, думаю я, – не больше, чем за российской гуманитаркой. И только в аптеке, разговорившись с женщиной, узнаю, что это только видимая ее часть.
– Деньги снять, конечно, можно, только я в этой очереди четыре тысячи двухсотая, – пожимает плечами она. – Когда дойдет до меня – не знаю.
Большинство банкоматов в городе – мертвые. На одном из них лежит сектантская брошюра, призывающая искать спасение. Сектантское спасение остается невостребованным: оно не заменит живых гривен.
В некоторых магазинах работают терминалы оплаты, и там можно расплатиться картой. В некоторых аптеках – тоже, но есть нюанс. В таких аптеках товар расхватали еще несколько дней назад, когда они только заработали.
– Не знаете, тут оплата картой есть? – спрашивает женщина в очереди.
– Тут нет, но есть на другой стороне Богдана Хмельницкого, слева от магазина «Ева», – отвечаю я.
– А, – машет она рукой с непостижимой логикой. – Там, наверное, уже ничего не осталось, раз терминал работает.
В результате магазины открываются, товар на полках есть – а с покупкой его возникают сложности. Поэтому, собственно, и выручает российская гуманитарка: на рынке не продадут мясо через терминал, да и в магазине – далеко не в каждом.
Аналогичная ситуация сложилась летом 2014 года в Донбассе. Там украинская власть тоже отрубила банковскую систему. Результатом стало то, что рубли стали ходить сначала наравне с гривнами, а затем и полностью вытеснили украинскую валюту.
Впрочем, возможно, обвинения в том, что украинские банки создают этот кризис целенаправленно, преждевременны. Моя украинская подписчица Ксения сообщает мне, что очереди к «Приватбанку» выстраиваются и в ее городе – подконтрольном ВСУ. Люди в панике снимают наличку, как только она появляется в банкоматах. Другой украинский подписчик утверждает, что в его городе ситуация несколько отличается: гривны снять еще можно, а валюту уже никак: «Продать баксы можно, купить нет. Как и получить баксы, евро и т. д. со своих счетов».
Так или иначе, у украинской финансовой системы большие проблемы. Страдают от этого, разумеется, обычные люди – и в первую очередь те, кто находится на территориях, подконтрольных ВС РФ.