Гранит науки под пулями

3 года назад

История с Олегом Сыромятниковым, профессором Пермского государственного национального исследовательского университета, который продолжил читать лекцию, пока на первых этажах этого вуза студент Тимур Бекмансуров убивал людей, породила волну полемики в Сети. Прав ли был Сыромятников, когда оставил студентов в аудитории, или нужно было эвакуироваться? Зачем он продолжил читать лекцию, а не «спрятал всех под парты»? Что вообще нужно было делать преподавателю и студентам в подобной ситуации?

Разнятся и показания самого преподавателя и его учеников. Сыромятников говорит, что он делал все согласованно с деканом и руководствовался тем, чтобы обезопасить студентов в аудитории, а также отвлечь их от паники. Учащиеся, напротив, говорят, что сами «спасли профессора», который не делал ничего. В любом случае, действия преподавателя сейчас проверяет Следственный комитет России. И, видимо, именно Следком внесет в эту историю ясность. 

С другой стороны, если разбираться в этой ситуации сейчас, то можно увидеть ряд вполне очевидных вещей. Убийца действовал на первом и втором этаже вуза. Сыромятников читал лекцию на пятом. Если бы он отпустил студентов, то куда бы они пошли? Ну либо прыгать из окон пятого этажа, как это делали люди этажами ниже, либо спускаться на те самые второй и первый этажи, где орудовал убийца. То есть под пули.

Понятно, что в любом вузе есть запасные выходы. Но, во-первых, некоторые из них закрыты. Во-вторых, в каком именно месте и к какому выходу ближе находился стрелок в тот или иной момент времени, ни студенты, ни преподаватель знать не могли.

И, к слову, хорошо, если эта молодежь эвакуировалась бы тихо и организованно, а не понеслась галопом по всему вузу с воплями, поддавшись все той же панике. При этом в разные стороны. 

Что в итоге сделал профессор? Он закрыл железную дверь и продолжил читать лекцию. Когда в дверь постучали, он стал читать её шёпотом. Потом уже пришел ОМОН, и, собственно, все закончилось. 

Студенты при этом просили его дополнительно забаррикадировать дверь партами, от чего он отказался. И это, в общем, тоже логично. Если железная дверь не выдержит попадания пуль, то уж парты преградой не станут точно.

Следом студенты и мать одной из учащихся, которая и принесла в аудиторию недобрые вести о стрельбе, захотели прятаться под эти самые парты. Простите, зачем? Потому что так показывают в американских фильмах и передачах?

Ну, в Колумбайне тоже школьники прятались под парты от двух стрелков. Что-то не сильно им это помогло. Прятаться под парты имеет смысл в таких помещениях, где есть шанс, что стрелок просто не заметит спрятавшегося. Что такое стандартная учебная парта в российском вузе или школе, кто-нибудь помнит? Не заметить под ней что бы то ни было – это нужно очень сильно постараться.  

Да, «прятаться под парты» – это вообще универсальная американская школьная фишка. Началась она с того, что так в США тренировали учеников укрываться от ядерного взрыва в годы холодной войны. В общем, это тоже процедура больше для «самоуспокоения» а-ля «я в домике». 

Что делает Сыромятников ещё? А он звонит декану. И получает от него, во-первых, информацию об обстановке в вузе, а во-вторых, о том, что делать и чего не делать дальше. И этим инструкциям следует.

Кстати, декан по поводу действий профессора заявил следующее:

Главное, что он закрылся в аудитории. Мы считаем, что в этой ситуации это первое действие. То, что он дальше продолжил вести лекцию, – здесь персональные оценки могут быть разными. Все люди по-разному переживают стресс. Важно было сохранять спокойствие и не поддаваться панике.

Ну и теперь по поводу, собственно, чтения лекции. Сидеть даже полчаса в закрытой аудитории в полной тишине, боясь, что где-то рядом бродит убийца – это можно натурально свихнуться. И, например, заорать и привлечь убийцу. Или полезть в окно. Или вообще впасть в истерику и начать творить полную дичь. Потому что напряжение давит.

 

Что сделал Сыромятников в этой ситуации? Попытался переключить мозги студентов с этого самого страха на нечто иное. На лекцию. Которую нужно конспектировать. То есть забить себе голову некоей более или менее осмысленной деятельностью. Ну и да, студенты на преподавателя разозлились. А злость – это на гормональном уровне еще и очень хорошее лекарство от страха и паники. Понятно, что сейчас все это выливается в осуждение студентами преподавателя, нежелание больше у него учиться и прочие истерические высказывания разной степени адекватности.

Но на то это и студенты, молодые да ранние, с бурным гормональным фоном, склонные к инфантилизму, максимализму и прочим необдуманным словам и действиям. Поэтому лучше так, чем в страхе сигать с пятого этажа. 

В сухом же остатке мы имеем живых студентов, которые, конечно, запомнят эту лекцию на всю жизнь. Живого преподавателя. Ну и бурное обсуждение произошедшего в Сети. 

Самое главное во всём этом, пожалуй, то, что сам преподаватель не поддался панике и не заразил ей всю аудиторию. И уже это достойно всяческого уважения и восхищения. 

Потому что преподаватели – тоже не стальные и тоже могут быть подвержены стрессу. Но на них лежит ответственность за людей, которых они учат. Как в рамках учебного процесса, так и шире. В данном конкретном случае Сыромятников нес ответственность за жизнь и здоровье людей. 

Автор этих строк 10 лет отработал преподавателем в вузе и, честное слово, не знает, как бы поступил в аналогичной ситуации. И не запаниковал бы сам? Потому что задним умом, конечно, все герои и знают, «как лучше». Но по факту, когда где-то рядом носится убийца и отстреливает людей, а у тебя в аудитории 10-15 молодых да ранних истеричек обоего пола, которые сейчас могут начать вести себя самым неадекватным образом, бог его знает, как тут самому сохранить каменное спокойствие и еще умудриться купировать страх среди учеников, за которых ты отвечаешь головой. У Сыромятникова это, стоит повториться, получилось. А все остальное – частности. 

    



Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Станислав
Станислав
2 лет назад

Согласен с автором на все 100%! Препод сделал всë правильно, и дверь закрыл, и молодому стаду паниковать не дал.

АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ