Герман Садулаев: «Ядерные удары становятся всё более и более реальными с каждым днём»
Америка снимает табу, но только для себя
Сегодня мы обсуждаем с писателем Германом Садулаевым главные новостные темы бурно начавшегося 2026 года, главными из которых стали трагическая ситуация с протестами в Иране, внезапно ставший «спорным» статус Гренландии, силовой захват лидера Венесуэлы и гиперактивность президента Америки Дональда Трампа, решившего окончательно разрушить существовавший миропорядок.

США. Невада. Лас-Вегас. Бывший президент США и кандидат в президенты от Республиканской партии Дональд Трамп во время выступления на ночном митинге после кокусов. Фото: AP/TASS
«ВН»: – Герман, что думаете о ситуации в Иране? На чьей вы стороне?
– Я был в 2024 году в Иране. Я общался там с молодёжью. И меня удивило то, насколько часть молодёжи протестно настроена по отношению к существующей власти в Иране. И еще мне было непонятно, почему они так открыто и явно выражают эти свои протестные настроения в моем присутствии. То есть в присутствии малознакомого им человека и других людей.
Я подумал, что это примерно та же ситуация, как была у меня в Белоруссии. Как-то я приехал в Белоруссию, это было уже довольно давно. Я сел в такси, ехал по Минску. И таксист как начал мне рассказывать, что Лукашенко тоталитарный диктатор, что у них тут вообще полная тоталитарная диктатура. И рассказывал, и рассказывал.
А я смог ему ответить только: «Знаете, уважаемый, если бы вот действительно у вас была тоталитарная диктатура и вы все всего боялись, то вы бы не рассказывали обо всем этом случайному пассажиру, севшему к вам в такси».
И вот такое же удивление у меня было в Иране. Когда они все рассказывают, как они недовольны властью и как эта власть тоталитарна и авторитарна. Я так же думал: ну господи, если она так тоталитарна, почему вы так свободно об этом говорите и почему вы ничего не боитесь?

Президент Ирана Масуд Пезешкиан дал интервью телеканалу CNN. Фото: Zuma\TASS
Сразу у меня закрались сомнения в действительной силе тоталитарности и авторитарности иранской власти.
Мне кажется, на самом деле там довольно свободно существовала оппозиция. Каких-то жестоких репрессий по отношению к оппозиции не было. Была даже возможность фрондирования своими взглядами, своим поведением. Периодически кто-то пытался нарушить исламский дресс-код. Суровых наказаний за это всё равно не было.
Ну выйдешь ты без платка, женщина, ну тебя полиция морали и нравственности отведет в участок и заставит надеть платок. Это все жестокие и кровавые репрессии, которым иранский режим в это время занимался. Мне показалось, что такая возможность выступлений есть. Она была еще в 2024 году, она сохранялась. Но это необязательно, что у этих протестов есть гарантия победы, гарантия результата.
Это не совсем так, потому что мне кажется, что не всё иранское общество вот так вот критично настроено к власти, чтобы путем революции ее менять. И опять же, кто лидеры протеста в Иране?

Герман Садулаев / тг
Вот есть потомок шаха. Но не сказать, что шах был особо популярен в Иране. И сейчас этот потомок тоже не очень популярен в Иране. Это как какой-то чувак, который якобы из династии Романовых, который приезжал у нас в Исаакиевском соборе свадьбу проводить. И монархисты пытались сделать из этого какое-то символическое действие, что вот, мол, царь возвращается. Но все восприняли это как клоунаду. И этого толстого клоуна никто как монарха не воспринимает. И всё это оказалось просто пшиком и какой-то полной ерундой. Точно так же возвращение шаха в Иран – это какая-то ерунда просто.
Конечно, Израиль и Америка будут пытаться максимально раскачать иранское общество, будут пытаться провести какую-то оранжевую революцию, повергнуть Иран в хаос. И объективные предпосылки есть не только в экономическом плане. Потому что вот эта фронда оппозиции – не хотим носить платки – это всегда было. И с этим Иран еще очень долго может жить.
Но вот реальной проблемой стал, конечно, кризис в экономике. Кризис в экономике – это реальная беда, и с этим надо что-то делать. И враги Ирана пользуются этим, пытаются наловить рыбу в мутной воде и сварить уху. Но получится это у них или нет, не знаю. Посмотрим, есть ли у действующей власти шансы всё-таки выстоять.

In this photo released by the Iranian Presidency Office, President Ebrahim Raisi attends the inauguration ceremony of dam of Qiz Qalasi, or Castel of Girl in Azeri, at the border of Iran and Azerbaijan with his Azeri counterpart Ilham Aliyev, Sunday, May 19, 2024. A helicopter carrying Iranian President Ebrahim Raisi suffered a «hard landing» on Sunday, Iranian state media reported, without immediately elaborating. (Iranian Presidency Office via AP)
Азербайджан. Джебраил. Президент Ирана Эбрахим Раиси на церемонии открытия плотины Гыз-Каласы, построенной Ираном и Азербайджаном на реке Аракс на ирано-азербайджанской границе. AP/TASS
«ВН»: – Объявился новый геополитический тренд. Современная администрация Соединенных Штатов как будто отошла от риторики защиты демократии по всему миру. И по случаю с Мадуро можно сказать, что они даже не хотят теперь менять режимы. Им достаточно просто поставить послушных лидеров?
– В этой связи я хотел бы вспомнить о смерти президента Ирана Раиси, который в 2024 году в мае погиб при крушении вертолета. И мне кажется, что это крушение могло быть неслучайным. Мне кажется, что это могла быть ликвидация, сделанная спецслужбами Израиля и Соединенных Штатов Америки.
И в эту канву вполне ложится идея о том, что США могут не менять режимы, но менять глав этих режимов, если они их не устраивают. Потому что Раиси был очень антиамерикански и антиизраильски настроен.
Что касается нового президента Ирана, то, возможно, это уже не так. Конечно, всё-таки настоящим главой Ирана остается аятолла. В связи с чем не является невозможным то, что США и Израиль будут пытаться физически ликвидировать аятоллу.
Ну вот да, такой путь избрали Соединенные Штаты Америки сейчас. Даже не прикрываясь теперь тезисами о защите демократии, прав человека и так далее. Они просто продвигают американские политические, экономические и военные интересы методами простого и понятного государственного терроризма, включающего в себя в первую очередь аресты и ликвидацию руководителей иностранных государств.

Фото: Charlie Neibergall /AP/ТАСС
То, на что еще вчера, казалось бы, стояло табу – сегодня Америка это табу снимает, но только для себя. Для остальных этот табу сохраняется.
Ликвидировать глав недружественных государств имеют право только Соединенные Штаты Америки и Израиль по лицензии Соединённых Штатов Америки. Все остальные такого права не имеют.
«ВН»: – Состоятельна ли теория о том, что Трамп, Си и Путин якобы договорились и теперь Москва сможет разобраться как-то с Киевом, Китай возьмет Тайвань, а США, соответственно, то, что нужно им?
– Как говорится, если мы уже договорились с Америкой, то, пожалуйста, сообщите мне, где-таки я могу получить свою долю. Это шутка. А говоря серьезно, мне кажется, никакого раздела мира между Трампом, Си и Путиным нигде не произошло. Ни в Анкоридже, нигде.
Трамп не считает необходимым с кем-то делиться, он просто всё забирает себе. Он не принимает во внимание даже интересы Китая, не говоря уже про Россию и другие страны.

Дональд Трамп. Фото: AP/TASS
Никакой новой Ялты на горизонте не предвидится. Ялта была возможна потому, что Красная Армия на тот момент представляла очень большую силу и фактически захватывала Европу. Вот в такой ситуации Запад мог сесть за стол переговоров, чтобы хотя бы как-то ограничить коммунистическую Россию в ее сферах влияния.
Сейчас для Запада нет никакой необходимости с нами ни о чем договариваться и ничего с нами делить. Трамп нам не только Украину не готов отдать, он на самом деле даже Воронежскую область, нашу собственную, нам отдать не готов.
Напротив, он готов взять контроль над нашей Арктикой, над нашими всеми ресурсами, полезными ископаемыми. То есть тут если и есть делёж, то это делёж такой – Америке всё, а остальным ничего.
«ВН»: – Мы же много говорили о лицемерии США, о политике двойных стандартов. А вот такой мир вам кажется более справедливым?
– Мир, где окончательно похоронены принципы международного права, не кажется мне правильным и справедливым. Всё-таки человечество шло по пути гуманизации международных отношений.
Человечество создавало международные организации, которые пытались ограничить насилие и регулировать конфликты. Да, не всегда это получалось. Но сама попытка была правильной.

Ялта. На снимке (слева направо): Уинстон Черчилль, Франклин Рузвельт и Иосиф Сталин в Крыму во время Ялтинской конференции. Фото Самария Гурария / ITAR-TASS
И теперь отказаться от всего этого и сказать: «Давайте мы вернемся в каменный век, и у кого дубинка толще, тот и прав» – это регресс. В политическом и в правовом смысле это регресс.
И когда тонкие, сложные механизмы регулирования отношений заменяются грубыми, простыми механизмами силового подавления, то это в свою очередь порождает реакцию примитивизации всего остального. И социальных отношений, и экономики, и в том числе даже технологий. Если мы скатимся в политический каменный век, то нет ничего невозможного в том, что мы и в социальном, и в экономическом отношении скатимся в тот же каменный век.
Для этого будет достаточно обмена ядерными ударами, которые становятся уже всё более и более реальными с каждым днём. И тогда – здравствуй, каменный век и простые отношения «у кого дубинка толще».
«ВН»: – Венесуэлу все приняли как решенный вопрос. А как вам видится судьба тех стран, о которых сейчас говорит и продолжает им угрожать Дональд Трамп? Что будет с Колумбией, с Мексикой, с Кубой?
– Планы у Трампа, конечно, грандиозны. Но надо понимать, что у него есть ограничения по сроку, в Америке президент не избирается навечно. Возможно, следующим президентом будет Джей Ди Вэнс, и он, возможно, продолжит политику Трампа. Но, может быть, и нет.

Джеймс Дэвид Вэнс / Википедия
Может быть, к власти опять придут демократы и они захотят каких-то более тонких методов регулирования.
И второй ограничитель в том, что воля Трампа может натолкнуться на волю других людей. Тех же кубинцев, которые совершенно не обязательно сдадут свою страну. И возможно, что больше легких прогулок для Трампа и его военных не будет. И не совсем понятно, как американское общество отнесется к таким экспансионистским планам, если за них придется платить реальную цену. Как во Вьетнаме и в Афганистане.
Не ослабнет ли энтузиазм американцев, если они на земле встретятся с реальным сопротивлением? Мы пока этого не знаем. Мы не знаем, каковы на самом деле возможности у Кубы, не говоря уже про Колумбию и остальных, для организованного сопротивления. И мы не знаем, какие возможности у Америки для подавления. Потому что ходят странные слухи.
Ходят слухи о новых типах оружия, которые применяла Америка. В том числе основанных на искусственном интеллекте и на совершенно других технологиях.
Возможно, обладание какими-то новыми военными технологиями в том числе и делает Трампа настолько самоуверенным.

Фото: Zuma\TASS
Но есть еще третий ограничитель, это Господь Бог. Как пел американский певец Джонни Кэш, кем бы ты ни был, будь ты великим проповедником, звездой, могучим человеком, Господь таки подрежет тебе крылья и возвратит тебя на землю. God’s Gonna Cut You Down.
И возможно, что во вселенной всё-таки есть какие-то правила баланса. И не факт, что Трамп бесконечно сможет наслаждаться могуществом своим. Как говорится, Бог – не фраер. Может быть, у Господа Бога есть какие-то планы, как укоротить и Трампа тоже, и его экспансионистские устремления.
«ВН»: – Есть еще претензии Трампа на Гренландию. Географически это, конечно, Западное полушарие, но политически это Европа, территория Дании. А Дания входит в НАТО. Как может развиваться эта ситуация?
– Я думаю, здесь единственная проблема для Трампа – это позиция Конгресса США. Поскольку всё-таки своим указом включить новую территорию в состав Соединенных Штатов Америки президент там по Конституции, скорее всего, не может. Для этого всё равно нужно решение законодательного органа. И я слышал, что Конгресс принял какой-то акт по Гренландии. Но суть этого акта почему-то не было обнародована. И я не знаю, что находится в этом акте. И думаю, что это самое главное.

Герман Садулаев
Если президент США и Конгресс США дружно выступят за присоединение Гренландии, то я не вижу никаких препятствий и проблем к присоединению Гренландии к Америке в той или иной форме, в том числе и в форме очередного американского штата.
Я думаю, референдум может быть легко и просто проведен среди жителей Гренландии в пользу Америки. Тем более что Трамп, как я слышал, пообещал каждому гренландцу 500 тысяч долларов.
«ВН»: – Там сейчас разные суммы называют. Но большие суммы, да.
– Да, в общем весьма реально что он пообещал там какую-то компенсацию за переход в американское гражданство. И я думаю, что сейчас многие, например, какие-нибудь украинцы или грузины кусают локти и говорят: «Почему же не мы! Мы тоже так хотим! Мы готовы стать любым штатом Америки, если нам заплатят деньги». Да я боюсь, что даже и некоторые россияне так думают… И согласились бы войти в качестве нескольких штатов в Америку, если бы им заплатили такие деньги.
Поэтому это очень привлекательное предложение для гренландцев. И если президент США и Конгресс будут едины в этом решении… То почему нет? Они это сделают. И никакого конфликта не будет. НАТО, конечно, не будет вооруженным путем защищать Гренландию. И датские пограничники, конечно, не будут стрелять в американских морпехов. Это исключено.

Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС
Если будет такое решение у президента и Конгресса, то Гренландия станет американской.
«ВН»: – Ну а как же Европа? Неужели она будет на это просто спокойно смотреть?
– Европа будет поддерживать Украину. Вот ей выделена такая роль. У нее такая функция – давать деньги и вооружение на войну с Россией, чтобы Украина вела войну с Россией, и возможно, даже завести туда какие-то свои контингенты. Или рано или поздно принять участие в войне с Россией.
Европа надеется все свои политические и экономические проблемы – в том числе и проблемы гегемонии, в том числе и проблемы своего величия, которое тоже надо как-то демонстрировать своим гражданам, ведь граждане без величия даже хлеб кушать не могут, – все эти проблемы они собираются решить за счет поражения России. Геополитические, экономические, пропагандистские, электоральные проблемы.
Они собираются быть бенефициарами поражения России вместе с Америкой. Вот если Россию уничтожат, тогда Европе будет позволено иметь на этом определенный гешефт. Я думаю, сейчас это единственное направление мысли европейских политиков. Оно состоит в том что обязательно надо победить Россию.

Германия. Берлин. Глава Еврокомиссии (ЕК) Урсула фон дер Ляйен во время пресс-конференции по итогам заседания правления партии «Христианско-демократический союз Германии». Урсула фон дер Ляйен заявила, что выдвинет свою кандидатуру на второй срок на этом посту. Фон дер Ляйен была назначена на пост главы ЕК решением саммита Евросоюза в июне 2019 года. Она занимает этот пост с 1 декабря 2019 года. Следующий срок полномочий главы Еврокомиссии продлится с декабря 2024 по ноябрь 2029 года. Фото: EPA/ТАСС
«ВН»: – Еще недавно эксперты говорили, что венесуэльцы будут биться до последнего за своего любимого вождя. Но как будто бы и не было Мадуро. Взяли и схватили лидера другого государства. И люди задаются вопросом: а вот могут ли нашего президента так же выкрасть?
– Лично я до сих пор не понимаю, что произошло в Каракасе. Я читал несколько вариантов аналитики с прямо противоположными доводами. Есть версия, что и кубинцы, и венесуэльцы пытались сопротивляться и сопротивлялись, но у них не было шансов, потому что было применено новое суперсекретное оружие и были каким-то образом подавлены все системы ПВО. И что и психическое оружие было применено, и искусственный интеллект.
В общем, хотели сопротивляться, но не смогли, поскольку американская военщина находится на другом технологическом уровне и это было невозможно.
Я читал также и вариант, что никто не сопротивлялся. Что просто предали. Что выключили системы ПВО и локаторы. И что все были готовы сдать Мадуро. И этих бедных несколько десятков охранников просто расстреляли.

Николас Мадуро после второй инаугурации в 2019 году / Википедия
Есть еще пара-тройка вариантов объяснения с различными нюансами. Но мы до конца просто не понимаем, как это на самом деле произошло, что сделали американцы. Действительно ли они всех убили или применили какое-то оружие? Или, возможно, это был какой-то комплексный манёвр. То есть и покупали, и оружие применяли, и планировали тщательную операцию, и коррупция была, и предатели были. Возможно, сработало всё это вместе.
То, что Каракас не вышел защищать своего президента… Ну они вроде бы там вышли потом на улице, когда уже все вертолеты улетели. И даже была какая-то перестрелка с каким-то неидентифицированным дроном. Но это все, конечно, выглядит жалко.
А понятно всё будет чуть позже, поскольку сейчас США хотят взять контроль полностью над венесуэльской нефтяной промышленностью. И вот как это будет происходить на самом деле – это не совсем еще понятно. Посмотрим, что будет происходить.
По поводу того, применима ли эта технология для других стран и можно ли выкрасть нашего президента. Честно говоря, я немного переживал, когда Путин летал на Аляску. Поскольку технически американцы могли это осуществить. Но, видимо, какие-то гарантии там всё-таки были даны. Или, может быть, наши угрожают нажатием красной кнопки и применением ядерного оружия в случае, если будет попытка выкрасть нашего президента.

Владимир Путин и Дональд Трамп на саммите в Анкоридже 15 августа 2025 года / Википедия
Собственно, что нас отличает от Венесуэлы – и от Ирана, и от Ирака, и от Ливии, и от Сербии, и от прочих стран, которые стали жертвами такого государственного терроризма, – это наличие ядерного оружия, которое делает очень затруднительным акции типа похищения лидера с помощью какого-то силового варианта.
Но надо понимать, что обладание ядерным оружием не исключает варианта предательства элит. В случае предательства элит даже сам этот чемоданчик с ядерной кнопкой может быть вручен нашему врагу. И тогда станет возможным вообще всё.