Что не так с новым мирным планом, или Чего боится Зеленский

2 часа назад

Владимир Александрович озвучил новый мирный план, якобы согласованный с американцами, но без российских правок (по крайней мере, по словам украинской журналистки Юлии Забелиной, присутствовавшей на встрече с Зеленским, в рамках которой и был артикулирован сей «план-20» (по числу пунктов)). И, судя по данному документу, можно сказать только одно: никаких мирных переговоров не будет. По всем принципиально важным вопросам украинская сторона придерживается старых позиций, которые неприемлемы для Кремля. Так что об этом даже говорить бы не стоило(опять двадцать пять), если бы не одно но.

Президент Украины Владимир Зеленский на международной конференции по Украине. Фото: EPA /TASS

А это но заключается в том, что спустя буквально несколько часов после опубличивания украинским президентом «плана-20» французская Le Monde обнародовала «более полную» версию этого плана. И вот тут, если допустить, что данная версия верна (на что указывает то, что российский МИД опроверг информацию Bloomberg, которое, ссылаясь на «источник, близкий к Кремлю», говорил, что мирный план Зеленского не содержит важные для РФ пункты: «У этого как бы СМИ нет достоверных источников, близких к Кремлю. Только недостоверные», – прокомментировала публикацию Мария Захарова), есть о чём поговорить.

Так, в 14 пункте «краткой» версии читаем: «Территории. Самый сложный пункт. Один из вариантов – РФ выходит из Днепропетровской, Николаевской, Сумской и Харьковской областей. В Донецкой, Луганской, Запорожской и Херсонской областях –»стоим там, где стоим». РФ хочет, чтобы Украина вышла из Донецкой области, США предлагают компромисс – свободную экономическую зону. Если не будет согласия по формуле «стоим там, где стоим», то свободная экономическая зона может быть принята только через референдум, и тогда на референдум нужно выносить весь документ». А вот что в «полной»: «В случае принятия решения о создании такой зоны потребуется специальное одобрение украинского парламента или проведение референдума». Разница колоссальная, поскольку тема с референдумом требует остановки огня, что отвергается Кремлём, а следовательно, вопрос как бы закрывается (то есть разыгрывается та же комбинация, что и с президентскими выборами) переадресацией к США, которые при таком раскладе должны надавить на Кремль, но чего они делать не будут, понимая, что Владимир Владимирович на такое не пойдёт. А вот если для создания «свободной экономической зоны» необходимо только согласие парламента, то вопрос становится вполне решаемым. И это дополнительный аргумент в пользу того, что данный документ прошёл согласование с американцами: здесь прогресс по переговорной позиции Киева очевиден. И действительно, можно сделать вывод, что медленно, но верно ситуация движется к заключению мира.

Однако стоит обратить внимание на три момента.

Первый: для чего Владимир Александрович озвучил ту версию, которая априори не устроит Кремль? По всей видимости, в расчёте на то, что «расширенная» версия Кремль тоже не устроит. И тогда «канонической» будет именно его (публикацию Le Monde всегда будет можно назвать фейком, продуктом разбушевавшейся фантазии журналистов, пророссийской «заказухой» и проч.), позволяющая ему сохранить имидж «героя» (территории не сдаём, строго по Ермаку, который незадолго до своей отставки говорил, что пока Зеленский президент, отвода войск с Донбасса не будет). Что становится принципиально важным моментом, учитывая внутриполитическую ситуацию на Украине, особенно в связи с «кейсом Миндича» (согласно свежему опросу «Социса», 30% украинцев выступают за то, чтобы Зеленского судили за коррупцию, а 28,4% полагают, что он должен нести политическую ответственность и не должен более баллотироваться на выборах; причём 39% украинцев считают, что Зеленский причастен к схеме Миндича, а 29,3% – что он о ней знал). Чтобы оставаться у власти, Зеленскому придется усиленно поддерживать образ «непримиримого борца за независимость», больше рабочих вариантов у него нет.

Второй: несмотря на прорывной для Украины пункт о «свободной экономической зоне», обращает на себя внимание то, то прописан он крайне туманно. Никакой конкретики. Что значит эта самая «свободная экономическая зона», кто ей будет управлять и так далее? То есть вопрос дискуссионный, требующий много часов для приведения в какою-то удобоваримую форму. А это значит продолжение боевых действий. По сути, продление во времени того, что есть на данный момент. То есть очевидно, что Киев затягивает переговорный процесс. Видимо, ставка делается на промежуточные выборы в США в следующем году, когда с высокой долей вероятности республиканцы потеряют большинство как в палате представителей, так и в сенате, что откроет для Киева некоторые перспективы. Также возможно, что и некоторые европейские политические силы настроены на продолжение конфликта (о чём, например, свидетельствует то, что едва заварилась каша с трамповским «планом-24», как НАБУ, точно по команде, поумерила свою прыть, остановившись на Ермаке, хотя теоретически под ударом был и Умеров, и много кто ещё, но раскручивать не стали, как бы давая передышку, чтобы товарищи могли целиком и полностью сконцентрироваться на переговорном треке). Не исключено, что демократы и европейцы по данному направлению работают вместе с надеждой на то, чтобы после завершения второй трамповской каденции (и, соответственно, возвращения власти демпартии) начать раскручивать то, что успел наворотить Трамп, и, как следствие, не лишним будет предположить, что в их видении будущих процессов Украине в контексте «гибридной войны» с Россией отведена определённая роль. Поэтому одна из интенций, надо думать, заключается в том, чтоб дотянуть конфликт до того «славного» времени.

И третий: ни в той, ни в другой версии ничего не говорится о невступлении Украины в НАТО, что для Кремля является экзистенциальным вопросом. Даже если взять во внимание вариант с тем, что этот момент прописывается отдельно – между странами-членами Альянса и Россией без участия Киева, то вопрос никуда не уходит, оставляя лазейку: например, даже если мирный проект будет согласован, некоторые европейские страны вполне могут не согласиться с тем, что «открытые двери» НАТО перед Украиной автоматически закрываются. И тогда мирное соглашение будет вновь отложено до решения уже этой проблемы. Что позволит ещё потянуть время.

Тем более что сама возможность на оное имеется: как отмечает редактор TheGuardian по вопросам обороны и безопасности Дэн Саббаг в своей недавней статье, «ослабленная, но далекая от поражения Украина смотрит в будущее, в 2026 год, имея мало эффективных военных вариантов, несмотря на то что ЕС согласовал критически важный кредит в размере 90 млрд евро. Финансирование поможет Киеву продолжать оборону с нынешней интенсивностью до конца 2027 года, но не приведет к трансформации перспектив на поле боя». По мнению Саббага, у Незалежной нет перспектив для того, чтобы переломить ситуацию на фронте, не видит он их и для России, однако подчёркивает, что, учитывая текущую динамику на фронте, за год РФ вполне может взять под свой контроль всю территорию Донбасса, а то и больше.

Надо отдать должное: прогноз Саббага в этом отношении не лишён оснований (хотя он и оставляет без внимания внутриполитическую ситуацию, которая может серьёзно обостриться, допустим, в связи с тем же частичным блэкаутом, вероятность которого с каждым днём выглядит все более реалистичной). Что соответствует условному «плану Б» Зеленского (дотянуть ситуацию до того момента, когда РФ возьмёт под контроль весь Донбасс, а потом уже садиться за стол переговоров, когда ничего не надо будет отдавать, но при таком раскладе неизвестно, не окажутся ли под вопросом ещё одна, а то и несколько территорий). Плюс ко всему данная стратегия отвечает, пожалуй, главному на данный момент нарративу: тянуть время. Соответственно, и на усилия украинской стороны по переговорному треку стоит смотреть именно с этого ракурса. Саббаг верно уточняет, что сейчас для Зеленского наиболее важной является политическая составляющая, которая может поменяться куда быстрее, «особенно в Белом доме, в зависимости от того, как Дональд Трамп отреагирует на свои неудачные попытки добиться прекращения огня. Сохраняется риск того, что разгневанный президент США сократит поставки разведывательной информации в Киев, если Зеленский продолжит отказываться уступать территорию, хотя прекращение поставок оружия Украине стало бы настоящим сюрпризом».

Вотв действительности откуда растут ноги у «плана-20»: Зеленский изо всех сил симулирует активность по переговорному треку, стараясь вывернуться так, чтобы, с одной стороны, украинские правки удовлетворяли Вашингтон, но с другой – были неприемлемы для Москвы. Для него это – линия баланса, которую он пытается выдержать. И пока, надо отдать должное, это ему удается. Что, впрочем, не говорит о том, что данная конфигурация продлится хотя бы в течение года: не будем забывать, что у Трампа на носу выборы в Конгресс. И чтобы республиканцы не провалились (а они, скорей всего, провалятся всё равно), ему надо предоставить что-то более ощутимое, чем громкие слова о тех восьми войнах, которые он якобы завершил, на самом деле не имея никакого отношения к оному, и не менее громкие слова, звучащие у него рефреном, что украинского конфликта не случилось бы, будь он президентом, и что это во всём виноват Байден. Поэтому после того, как Кремль отвергнет этот «план-20», не исключено, что Трамп преподнесёт Зеленскому сюрприз. И думается, как раз вот этого Владимир Александрович очень боится. Поэтому и очень старается показать, что он всеми руками за мирные переговоры. И сколько ещё эта имитация будет удовлетворять Трампа – вопрос открытый. Но что-то подсказывает, что предел терпения уже где-то близко.



guest
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ