Была ли Золотая Орда государством отсталых кочевников?

Российскими историками проевропейской ориентации Золотая Орда (Улус Джучи) была демонизирована, впрочем, как и все, что связано с Востоком и так непохоже на любезный их сердцу Запад. В их исторических трактатах «татаро-монголы» изображаются исключительно как изверги, несущие смерть и разрушения, встречаются даже уничижительные сравнения их с насекомыми.

World History Archive/Alamy Stock Photo/Vostock Photo

Так, С. М. Соловьев писал:

«3-го февраля толпы татарские, бесчисленные как саранча, подступили к Владимиру».

Н. М. Карамзин восклицал:

«Сень варваров, омрачив горизонт России, сокрыла от нас Европу».

В. О. Ключевский вторил ему:

«Борьба со степным кочевником, половчином, злым татарином, длившаяся с VIII почти до конца XVII века, – самое тяжелое историческое воспоминание русского народа».

Именно эти историки создали стереотип, рисующий Золотую Орду сборищем дикарей, не знавших ни искусств, ни наук, ни даже городов и вообще оседлых поселений и занимающихся разбоями и работорговлей.

Иллюстрация: centr-intellect.ru

Современная историческая наука давно уже опровергла этот стереотип. Много для этого сделали ученые-евразийцы – П. Н. Савицкий, Г. В. Вернадский, Э. Хара-Даван, Л. Н. Гумилев. Но, увы, он до сих пор кое где бытует. Это тем более обидно, что Улус Джучи во многом был предшественником будущих российских государств (Московская Русь, Российская империя, РСФСР и СССР) – и в геополитическом, и в политическом смысле, а уж для тюркских народов бывшего СССР Орда вообще играет ту же роль, какую играла Древняя Русь для русских, украинцев и белорусов.

Так была ли Орда государством диких кочевников? Теперь уже однозначно можно ответить на этот вопрос отрицательно. Золотая Орда в период своего расцвета была государством, по уровню культурного развития ни в чем не уступавшим современным ей государствам Западной Европы.

Орда имела городскую культуру: на Волге, недалеко от современной Астрахани, стояла ее столица – великолепный город Сарай, или Сарай-Бату (в переводе с тюркского – дворец) с прекрасными архитектурными сооружениями, для возведения которых привозились зодчие с разных концов монгольской ойкумены – от Пекина и Багдада до Владимира и Киева (позднее был построен еще Новый Сарай). В городе был водопровод с керамическими трубами, а также канализация, в которой использовались деревянные трубы (в городах Европы канализация появится лишь на рубеже XIX-XX вв.). Население в период расцвета города составляло 75 тысяч человек. Были отдельные кварталы гончаров, ювелиров, мастеров по обработке металла. В городе было множество зданий из обожженного кирпича: дворцы, общественные бани, школы, храмы разных религий.

Сарай-Бату. Фото: Mikhail Evstratov

Кстати, Орда покровительствовала всем религиям, которые исповедовались на ее территории. При дворе ханов Орды (в русских летописях они именуются на византийский манер – царями) находили приют христианские, мусульманские и буддистские богословы и философы. Вопреки распространенному заблуждению, изображающему «монголо-татар» мусульманами, а их государство исламским, Орда была многоконфессиональным государством, сами же монголы до XIV века оставались язычниками-тенгрианцами, но встречались среди них и христиане, так, один из ханов Орды, Сартак, был христианин-несторианин. Христианство народов Степи – отдельная интересная тема, которая еще ждет своего исследователя. Кстати, была в Сарае и епархия русской Православной церкви (Сарская епархия), равно как и представительства западных конфессий (например, Римско-католической церкви). Хотя трудно отрицать, что расцвет Орды – XIII-XIV вв. – это время, когда началась исламизация.

Орда имела свою литературную традицию, которая только-только начинает изучаться, и хочется надеяться, что вскоре ордынских поэтов образованные люди будут знать не хуже, чем арабских или европейских. В 2005 году в Москве вышел сборник «Поэзия Золотой Орды». В нем представлены стихи классиков ордынской литературы – Кутба, Хорезми, Хисама Кятиба, Сайфи Сараи в переводах Равиля Бухараева – знаменитого у нас и в Европе русского и татарского поэта.

Портрет поэта Сайфи Сараи/Надия Наилевна Фахрутдинова

Когда я говорю, что даже в «Википедии» есть статья «Наука в Золотой Орде», многие выражают искреннее изумление. То, что для специалистов является общим местом, увы, почти неизвестно широкой общественности. В городах и даже селах Орды было множество медресе и библиотек, при дворе ордынских ханов жили и творили астрономы, математики, географы, труды которых известны в мусульманском мире и дошли до нашего времени. Российский историк Галкин утверждает, что астрономы Орды задолго до Коперника пришли к гелиоцентрической теории.

Наконец, Орда не знала себе равных в области военного дела, в этом уж точно превосходя своих западных соседей. Монголы были обладателями оружия, которое, по средневековым меркам, было чудо-оружием: много десятилетий совершенствуя луки, монголы добились того, что их стрелы с легкостью пробивали железные доспехи, которыми так гордились тевтонцы. Недаром же когда Александр Невский признал себя данником Орды, у немецких рыцарей сразу поостыло желание взять реванш за поражение на Чудском озере. Да и монгольские лошади были выносливы, могли долго обходиться без воды и пищи и нести на себе всадника (а для средневековья выведение новых более выносливых пород лошадей равнозначно созданию новой модификации танка для современной армии). Кроме того, монголы разработали тактику, делавшую их непобедимыми: они шли в военный поход вслед за весной, распространяющейся по Великой Степи, так что у их лошадей всегда была свежая трава. Столица Орды была центром производства оружия, в ней были кварталы оружейников.

Александр Невский и Сартак в Орде /Москвитин Филипп.

Заметим также, что Ордынское государство было признано тогдашним международным сообществом, то есть было, как бы сейчас выразились, законным субъектом международного, хоть тогда еще неписаного, права. Это само по себе опровергает байки о «банде степных разбойников». Золотая Орда имела дипломатические отношения со многими странами, в том числе и западными, которые открывали в Сарае свои посольства, привозили туда миссионеров, наблюдали великолепие ханского двора, охотно пользовались щедростью монгольско-кипчакской аристократии и посылали домой письма, где последними словами кляли «этих варваров тартар». Точно так же поступали западные дипломаты, жившие в Российской империи в XVIII-XIX веках, достаточно почитать француза де Кюстина. Так, может, дело не в «варварах-татарах» и не в «варварах-русских», а в неблагодарности и ксенофобии самих «цивилизованных» европейцев?

Золотая Орда – это часть нашей общей евразийской истории, как и Древняя Русь, Волжская Булгария и т. д. Несмотря на сложность отношений Орды и Северо-Восточной (Владимирско-Московской) Руси, эту историю нужна знать и ею можно гордиться. В период вхождения Руси в состав Орды русские воины брали вместе с монголами Багдад, а изделия русских ремесленников продавались русскими купцами на рынках Китая. Петр Николаевич Савицкий писал об ордынских ханах: «Даже элементарное изложение русской истории должно отныне знакомить с образами тех царей и тех темников, в деятельности которых выразились в свое время геополитические и хозяйственные тяготения, приведшие в Новое время к созданию великого Русского государства и в настоящее время являющиеся основой существования СССР». Трудно не согласиться с этими словами основоположника евразийства.

 

Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Рафаиль
Рафаиль
29 дней назад

русские изгадили свою Историю периода Золотой Орды,выдумав про этот период «ИГО», сейчас по примеру русских другие народы союзных республик СССР пишут гадости про «русско-советскую оккупацию» как по копирке. Бумеранг Истории прилетел и русским очень это не нравиться.