Будет ли дальше Евросоюз играть в «американские игры»?

2 года назад

Воинствующий настрой Запада, похоже, пошел на спад. О чем очень красноречиво свидетельствует то обстоятельство, что последний (на данный момент) шестой пакет антироссийских санкций (до сих пор еще не вступивший в силу) согласовывался Евросоюзом больше пятидесяти дней, в чем, кстати, не преминул упрекнуть Совет Европы президент Украины Владимир Зеленский. Почти два месяца на согласование… Не надо, полагаю, напоминать, с какой обескураживающей скоростью Евросоюз выстреливал предыдущие пять пакетов?! Разница разительная. Заставляющая крепко задуматься. И прежде всего – о решимости Евросоюза идти до конца в прокси-войне с Россией.

Да, можно сказать, что виной всему внутренние противоречия: если бы Венгрия не заблокировала шестой пакет еще на стадии анонсирования – его ввели бы уже давно. С этим можно согласиться. Но такая бескомпромиссная позиция Венгрии, которая не пленилась на уговоры и посылы радикалов из ЕС, – не тактическая ли победа России? И еще какая: ведь в результате пакет вышел куда слабее, чем грозились в ЕС. Да, морские перевозки, которые попали под запрет, это 10 млрд долларов ежегодно – немало, конечно, но не смертельно. Особенно на фоне того, что нефть, идущая по трубопроводам, была выведена из-под действия санкций, и не только по одной из веток «Дружбы» в Венгрию, но вообще вся. И то, что Евросоюз продемонстрировал свою готовность идти на необходимые уступки в случае чего (а ведь при известном желании мнение Венгрии, ходили такие слухи, могли и проигнорировать), что его политическая воля не так уж сильна, как это могло показаться сначала, – дорогого стоит (к тому же запрет на импорт сырой нефти из РФ в ЕС начнет действовать только через полгода после вступления санкций в силу, а запрет на нефтепродукты – так вообще через 8 месяцев). Ради этого можно пожертвовать и той нефтью, что идет морским путем (тем более что такие поставки восстановить куда проще).

Но самое главное заключается не в этом – не в тягомотине с шестым пакетом, но в том, что: а) газовое эмбарго не попадет в новый – гипотетический покамест – седьмой пакет, о чем уже заявил австрийский канцлер Карл Нехаммер, причем сославшись на поддержку канцлера ФРГ Олафа Шольца в этом вопросе; б) с седьмым пакетом, может быть, вообще повременят. И подобные предложения уже звучат. Например, премьер Бельгии Александр Де Кро уже заявил, что «пора сделать паузу в санкциях против России, нужно оценить последствия тех, что уже ввели». Тут, конечно, можно возразить, что французский президент Эмманюэль Макрон уже заговорил о новых санкциях, подчеркнув, что туда могут войти совершенно любые запреты, но вряд ли стоит воспринимать эти слова как угрозу на ближайшее время. Французский президент уже достаточно четко показал, что он, несмотря на сравнительно невысокую зависимость страны от российских энергоносителей, не сторонник эскалации: Украина его волнует не так чтобы очень, куда больше его интересуют те процессы, что происходят в Европе, в особенности те, что стали происходить после начала спецоперации. Поэтому думать, что Макрон будет из шкуры вон лезть, лишь бы запустить седьмой пакет, явно не стоит. С высокой долей вероятности можно вообще предположить, что разрыв между шестым и седьмым пакетом будет куда больше, чем между пятым и шестым (тем более что еще может попасть под санкции, если трубопроводная нефть и газ уже выведены?). И вот это ставит вопрос: а с чем связано это падение решимости ЕС вести экономическую войну с Россией до победного (то есть до момента, надо полагать, капитуляции) конца?

Здесь стоит выделить четыре момента. Во-первых, страх стран ЕС (и не только их, но и всех, кто так или иначе присоединился к санкциям) военного конфликта с Россией (не зря же Швеция и Финляндия решили пожертвовать своим нейтралитетом и вступить в НАТО, что, впрочем, эффективно блокируется Турцией). На Западе прекрасно понимают, что если перейти определенные линии, их обычно называют «красными», то схватка с Россией – неизбежна. И более того: для некоторых она будет фатальной. Например, сразу после начала СВО Владимир Путин отдал приказ перевести силы сдерживания, в которые входит и ядерное оружие, в особый режим боевого дежурства. Судя по реакции генсека ООН Антониу Гутерриша, который заявил, что «перспектива ядерного конфликта, ранее немыслимая, теперь вернулась в область возможного», сигнал на Западе считали. Но чтоб не забывали об этом, вчера Минобороны объявило о прохождении учений стратегических ядерных сил на территории Ивановской области, в которых участвуют около тысячи военных и более 100 единиц техники, в том числе стратегические комплексы «Ярс», способные поражать цели на дальности до 11 тысяч километров. Вряд ли западные политики подумают, что это учения планового характера…

Во-вторых, это национальные интересы западных стран, которые, интересы то есть, оказались под ударом. И это коснулось не только маленьких стран Восточной Европы, но и таких «передовиков», как Великобритания и Германия, чьи экономики ощутили вполне заметный эффект от своих же санкций. Да, эти удары не катастрофичные, тот же рост инфляции не сопоставим с Венесуэлой четырехлетней давности, где, по данным МВФ, за указанный срок уровень инфляции составил 1 370 000%, однако и жители Европы не такие привычные к лишениям, как венесуэльцы. Это стоит учитывать. Поэтому рост цен на бензин и электричество, который не прекращается, в своем итоге может привести к массовым волнениям и вообще политической дестабилизации в ряде крупных европейских государств, что (и это высшее руководство оных прекрасно понимает) может привести к смене власти, чего обитающие в ней явно не хотят.

В-третьих, это усталость Запада, который явно не рассчитывал на то, что Украина сможет оказать России реальное сопротивление. «Такое впечатление, что ряд западных политиков… успокоились. Что наступил момент, когда все увидели, что Россия не в состоянии быстро победить Украину, что про “возьмем Киев за три дня” речи не идет от слова “вообще”, что на этом фоне угрозы вторжения в страны ЕС и НАТО перестают быть актуальными, а если дойдет до ядерной войны, то тут поставками гаубиц дело не исправишь – так куда торопиться?» – пишет политический обозреватель Петр Кузнецов. «Еще пару месяцев назад все были готовы действовать решительно и быстро, ощущая прямую опасность. И санкции готовы были вводить, потому что понимали, что их деньги могут помогать РФ побеждать. А сегодня видят, что острая фаза опасности миновала, не так она (для них) была и страшна, и можно не спешить. И смотрят на Россию, дискутируя: как добивать ее экономику – быстро или медленно? А может, поторговаться? А может, ну их, украинцев, с теми гаубицами – американцы по ленд-лизу все нужное подвезут, пусть и чуток позже, но и спешить же некуда?» – добавляет он. И, беря во внимание, допустим, действия той же Германии, которая пообещала Украине «Гепарды», зная, что не сможет поставить их в ближайшее время, стоит сказать, что впечатление Кузнецова в целом верное, хотя, думается, он и недооценивает ряд угроз, в частности ядерную, геополитическую (вот Израиль же, по информации портала Axios, запретил поставлять Украине противотанковые ракеты Spike, произведенные в Германии по израильской лицензии, согласно которой Израиль должен одобрить продажу ракет третьим странам, из-за опасения, что Россия может «нанести урон» его интересам в Сирии) и экономическую (а что если русские возьмут и перекроют газ?).

И, наконец, в-четвертых (и, надо полагать, это главный фактор), европейские лидеры слегка демобилизованы позицией США, а точнее говоря, отсутствием четкой позиции по украинскому вопросу: «Нэнси Пелоси заявила после визита в Киев, что “Америка будет с Украиной до победы”. Но за уверенной риторикой скрывается гораздо меньше ясности относительно того, что, по мнению Вашингтона, должно произойти в Украине. Слишком мало подробностей, как будет выглядеть стратегическое поражение России или какое территориальное урегулирование США в конечном итоге устроит. Некоторые аналитики говорят, что США намеренно размывают свои цели, но европейские партнеры уже очень хотят определенности. “Европейцы хотели бы знать, каков конечный план Америки, потому что идея, что Россия проиграет, слишком мутна. Означает ли это возвращение к ситуации до 24 февраля? Означает ли это отказ от завоеваний России в 2014 году? Означает ли это смену режима в Москве? Ничего из этого не ясно”, – говорит Стефано Стефанини, бывший посол Италии в НАТО», – пишет Financial Times.

И если брать официальные заявления Вашингтона, то это – действительно так. Чего хочет администрация Джо Байдена – темный лес. Однако на самом деле цели США в отношении России достаточно прозрачны. Чтобы их понять, нужно зафиксировать в голове всего две вещи: то, что демократы не приемлют «путинский режим», и то, что главной угрозой, главным вызовом в долгосрочной перспективе США полагает Китай, а вовсе не Россию, которая – если все оставить так, как есть, точнее, так, как было – могла бы образовать с Китаем нечто вроде альянса, что и стало происходить в конце прошлого года. Следовательно, США планируют: а) закрыть для России европейские рынки, что приведет, по их мнению, к краху российской экономики и, тем самым, способствует демонтажу «путинского режима»; б) толкнуть Россию в объятия Китая, крепости которых первая как суверенное государство, скорее всего, не выдержит, что приведет к конфликту с КНР и поворотом в сторону Запада, от которого при таком раскладе зависимость России увеличится – но не будет удовлетворена в полной мере, что позволит ее всегда держать на коротком поводке – в разы, и на стороне которого она выступит против Китая.

В пользу этого, допустим, говорят как последнее решение администрации Байдена о поставках Украине ракетных систем залпового огня с оговоркой, как написал Байден в колонке для The New York Times, что США не будут «поощрять Украину или предоставлять ей возможности наносить удары за пределами ее территории», так и поддержка плана по урегулированию конфликта на Украине, предложенного Италией, о котором зампред Совбеза РФ Дмитрий Медведев заявил, что возникает «такое ощущение, что его готовили не дипломаты, а местные политологи, которые начитались провинциальных газет и оперируют только украинскими фейками». Говоря другими словами, Штаты хотят, чтобы СВО на Украине продолжалась как можно дольше, сажая экономику России (параллельно с санкциями) на самое дно. Вот и вся позиция США по Украине.

Но проблема в том, что Европа то ли не понимает этого, то ли понимает очень хорошо и не сказать, что она от этого сценария в восторге, так как при оном Европа теряет остатки своей субъектности (наследие Меркель), подпадая целиком и полностью под влияние США. Причем во всех отношениях, включая и экономические: далеко не секрет, что Вашингтон спит и видит, как будет гнать в Европу свою сланцевую нефть и СПГ. При этом надо учитывать, что Америка хочет ослабить Россию (через Украину), во многом используя ресурсы Европы (как всегда – чужими руками), которые за последнее время сильно подыстощились. И вот этого европейские лидеры игнорировать не могут. Но не могут и полностью отстраниться от «украинского кейса», чтобы не возникло впечатление, что они «прогнулись» под Путина. Поэтому они и дальше, разумеется, будут снабжать Украину оружием, о чем, кстати сегодня заявил Шольц, гуманитаркой, вводить санкции и проч., но все это будет происходить в очень медленном режиме. С оглядкой на то, как будут развиваться события на «украинском треке». Без спешки. Если не сказать – постфактум. Если в ближайшее время, разумеется, не произойдет ничего из ряда вон выходящего. Наподобие ввода на Украину польских миротворцев. Во что, учитывая контекст, верится с трудом. По крайней мере, пока.



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ