Беги, дядя Сэм, беги!

3 года назад

Вот честное слово, я прекрасно понимаю: талибы* нам не друзья и с ними мы ещё нахлебаемся. Но, знаете ли, есть определённое злорадство – когда видишь, как американцы панически эвакуируются из Афганистана.

Местные спецназовцы, которых 20 лет подряд тренировали и экипировали лучшим оружием инструкторы США, побежали от оборванцев и босяков с ржавыми автоматами Калашникова. Не в тему, но вспоминается война России и Грузии: обученная американцами грузинская армия смогла бы получить на Олимпиаде все золотые медали по бегу на все дистанции.

Лишь 2 месяца наступления, и боевики «Талибана»* селфятся у президентского дворца в Кабуле, лидер страны Ашраф Гани скрылся в Таджикистане, а правительственные чиновники дерутся за места на самолётах, улетающих в Дубай.

В 2012 году я сказал генсеку НАТО, датчанину Андерсу Фог Расмуссену: едва западные войска свалят из Афганистана, исламисты тут же захватят республику. «Талибы не вернутся», – ответил он. «Уверены?» «Абсолютно». Если встретите этого позитивного паренька в Копенгагене, передавайте от меня привет.

Но смех смехом, а всё же интересно – почему афганская демократия, кою американцы отлаживали 20 лет, повалилась за считанные дни, как карточный домик?

Ведь прошлый приход к власти «Талибан» оплатил большой кровью – он целых 7 лет (!) воевал с «Северным альянсом» Ахмад-шаха Масуда, но полностью захватить Афганистан так и не смог. Просоветский лидер «товарищ Наджиб» держался после ухода войск СССР три года (1989-1992): его режим рухнул, едва Россия прекратила экономическую и военную помощь.

Увидев Афганистан в первый раз, я сразу понял – мы проиграли ту войну, поскольку воевали со всем миром. США поставляли душманам современное оружие (включая ракеты «стингер»), выделяли миллиарды долларов и слали военных инструкторов. Бабло шло из Саудовской Аравии, Йемена, Египта, Пакистана, нефтяных монархий Персидского залива. Тысячи добровольцев ехали отовсюду на «джихад» с советскими солдатами – их финансировал как частный бизнес, так и свои государства. «Талибан» прятался в горах, собирал бомбы из дерьма и палок и на вооружении имел лишь разбитые автомобили да старые автоматы. Почему же тогда он победил Америку?

Американцы вообще не понимали, в какую страну они пришли. Нежелание людей принимать прекрасную демократию их злило. Населению они не доверяли и подозревали в каждом афганце талиба. Помню момент – на базе США местный житель моет туалет, а за его спиной стоят два спецназовца с автоматами и глаз не сводят: как бы тот бомбу не подложил.

«Ваши солдаты ходили с нами водку пить», – вспоминал в беседе со мной афганский журналист Аманулла. – А эти выглянут из броневика, посмотрят на толпу через прицел пулемёта и спрячутся обратно. Они нас за людей не считают».

США тратили деньги своеобразно: оплачивали курсы английского языка для девушек, создали школу обучения журналистики, помогали местным феминисткам (да, такие в Афганистане есть). Но жизнь афганцев это ничуть не улучшало – скорее наоборот. В провинциях всем рулили полевые командиры, взимавшие мзду даже за проезд по дорогам, взяточничество достигло столь диких масштабов, что в России просто рай. В Кабуле от заморозков каждую зиму умирало множество одиноких стариков, которым нечем было платить за дрова, увеличивалось количество бездомных: а американцы в этот момент награждали дипломами феминисток. Они, видимо, реально не ощущали, где в принципе находятся.

Это пребывание в космосе дорого обошлось США. В стране их откровенно ненавидели. И хуже всего, что презирали американцев даже солдаты правительственной армии, служившие им и получавшие деньги из их рук.

Вдумайтесь – Америка потратила на Афганистан 193 (!) МИЛЛИАРДА ДОЛЛАРОВ. Мама дорогая, да там Кувейт должен возникнуть с бутиками Кристиана Диора и кранами из чистого золота на каждой кухне. Однако всё разворовывалось и прикарманивалось чиновниками различных уровней.

Средняя зарплата в Афганистане по статистике – 15 000 рублей в месяц, хотя, по правде, больше чем на 10 000 нигде не найдёшь. Цены как в Париже, ведь страна ничего не производит. Еду по улице в Кабуле, останавливаюсь фрукты купить… Мандарины пакистанские, виноград из Ирана, дыни узбекские. Зато завод по производству кока-колы открыли, ага. Устав за 20 лет американской оккупации от войны, нищеты и ужасов своей жизни, афганцы неожиданно для себя полюбили «Талибан». Большинство людей раньше его ненавидели. Будучи три года назад в Афганистане, я поразился, сколько народу хвалят талибов – «При них порядок был, наркоту сжигали, взяток не брали».

Да и сами талибы изменились. Нет, они всё те же религиозные фанатики. Но не образца 1996 года, когда «Талибан» запрещал своим сторонникам иметь мобильные телефоны и смотреть телевизоры на том основании, что этого не делал пророк Мухаммед. Основатель движения – одноглазый сельский мулла Омар умер 8 лет назад. Нынешние боевики имеют дипломатическую службу (там работают люди с прекрасным английским и русским языком), пресс-секретаря для публичных брифингов и специальных менеджеров для размещения агитационных роликов в «Фейсбуке» и «Инстаграме».

Взяв Кабул, они пока ещё не устроили там кровавую резню, как в прошлый раз (стоит только вспомнить убийство «товарища Наджиба» и его брата), нарочито вежливы с иностранцами, охраняют представительство ООН и не трогают посольства. Зайчики прямо. «Талибан» возжелал признания в мире, ему надоело оставаться маргиналом: в прошлый раз за поддержку бен Ладена прилетела авиация НАТО и коробку звездюлей распечатала. Посему талибы на этот раз не убивают пленных, обращаются с ними хорошо – и у правительственных солдат исчез стимул сражаться. К чему рисковать жизнью, сложил оружие да езжай домой.

Талибы обещают никого не наказывать – и чиновников, служивших американцам, и «заблудших солдат и полицейских»: «Мы все афганцы, мы все одна нация, мы будем милосердны». Обещаний они наверняка не сдержат, но пока их призывы действуют.

Раньше фронт держался из страха казней, теперь бояться нечего. На захваченных территориях талибы снизили налоги для предпринимателей, а шариатские суды стали выносить справедливые решения в пользу истцов (раньше они были на стороне того, кто больше заплатит). Страшное дело, исламисты заявили, что и женщина отныне может в Афганистане выходить из дома без сопровождения мужа. В результате целые города сдавались им без выстрела.

«А смысл сопротивляться? – сказал мне ещё раньше журналист Аманулла. – Хуже, чем с проамериканским правительством, уже не будет».

Поэтому-то северные провинции страны, ранее годами сражавшиеся с талибами, сейчас легли под них мгновенно. Все откровенно рады, что американцы наконец-то уйдут. Афганская армия после ухода СССР сражалась с душманами, веря в свою правоту, и продержалась три года. В проамериканском Афганистане все верили только в бабло.

Смотреть на это дикое позорище, как США в истерике сматывают из Афганистана удочки, а вертолёты посольства вывозят дипломатов (мы это уже видели в 1975 году в Южном Вьетнаме, да?), безусловно, весело. Господи, как они пыжились, как понтовались, как обещали, что обязательно учли ошибки СССР – у советских не получилось, а у них получится: и всё в итоге завершилось блицкригом талибов. Меня в Афганистане в своё время страшно удивило – что, вот именно ЗДЕСЬ мы собирались строить социализм? В стране, где для людей главный авторитет – мулла любой маленькой деревенской мечети?

Хотя, наблюдая хохочущих боевиков «Талибана» на улицах Кабула, сегодня можно уяснить – чудесная западная демократия Афганистану в итоге подошла ещё меньше.

Фото автора

* Террористическая организация, запрещенная на территории РФ

 



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ