Алма-Ата. Разгромленный город и украденный протест. Инсайды и анализ произошедшего в Казахстане

2 года назад

Автор «Ваших Новостей» Дмитрий Селезнёв в составе журналисткой команды WarGonzo передает из Алма-Аты.

Туман

Во время воинской операции в бывшей столице Казахской ССР стоял сплошной туман. И в этом тумане мелькали тени, раздавались выстрелы, окрики и крики, взрывы светошумовых гранат, звуки разбитого стекла, пылали заревом погромы.

Когда утром 12 января я прибыл в составе журналисткой команды WarGonzo в Алма-Ату, туман ушел, и с гор, как-будто облитых снежной краской, засветило солнце. Вместе с туманом пропали боевики, исчезли трупы с улиц и скелеты сгоревших машин. Ушли и военные, сейчас город патрулируется полицией. Морок насилия развеялся. Наступило похмелье.

На улицах и дорогах, пусть и в небольшом количестве, появились люди и автомобили. Открылись магазины, кафе, банки. Заработала связь, интернет. Вышли коммунальщики и стали убирать город от последствий погромов. Город стал потихоньку оживать.

Но следы минувших сражений на улицах остались: кровь на газонах, следы пожаров, разбитые витрины магазинов, гильзы на тротуарах, черные подтеки зданий государственных учреждений и телерадиокомпаний. Но дорогах электронные экраны-монолиты транслируют вперемежку с рекламой траурные фото погибших силовиков.

В этот первый солнечный день сняли оцепление вокруг разгромленного комплекса правительственных зданий, и мы смогли вблизи «налюбоваться» последствиями погромов. На территории среди правительственных елей можно встретить расставленных там и сям казахских зеленых человечков в масках.

Больше всех пострадало здание Алма-Атинского акимата, то есть, по-русски говоря, мэрии. Даже московский Белый дом, расстрелянный в 1993 году из демократических танков Ельцина, выглядел гораздо лучше. Нескоро туда начнут заселяться чиновники. Ремонт нужно делать как снаружи, так и внутри. Да многие и не выйдут на свое место работы по другим причинам.

Эх, жги-гуляй – беспощаден был к зданиям, чиновникам и силовикам казахстанский бунт. Но такой уж ли он был бессмысленный?

Богатые и бедные

Разница между богатыми и бедными в Казахстане очень велика. Причем, как подозреваю, богатых очень мало, а бедных очень много. Эта разница и послужила катализатором для несостоявшегося майдана. (Или что это было? – об этом дальше.)

– Сколько тебе нужно, – спрашиваю я уже в Алма-Ате очередного таксиста-казаха, – в месяц, чтоб нормально жить? Не чтобы шиковать, а жить нормально? 300 тысяч тенге (около 50 тыс.рублей) тебе хватит?

– О, 300 тысяч это много. 200 тысяч хватит. 100 за аренду автомобиля буду отдавать, а на 100 жить. У меня еще жена работает.

Таксист-казах готов жить на 200 тыс. в месяц, и очевидно, что он их не зарабатывает. Но некоторые простые казахи, по моим расспросам, не зарабатывали и 100 тысяч тенге, некоторые вообще получают 60 тысяч – это всего лишь эквивалент около 10 тысяч рублей. Немудрено, что резкое повышение цен толкнуло людей на улицы.

Поднялись цены на коммуналку, хлеб, бензин… Газ! – небогатые люди если и могут позволить себе автомобиль, то на газу. Газ позволяет, а точнее, позволял экономить. А тут на тебе подарок к Новому году – цену на него подняли в два раза! Да что ж это такое делается?! Братцы, черви!

Никто в народе без мата казахстанское правительство не вспоминает. А если и вспоминает цензурно, то это наверняка переодетый сотрудник КНБ вызывает вас на откровенный разговор. Правда, после произошедшего сейчас вызвать на разговор алма-атинца нелегко. После прошедшей в Алма-Ате военной контртеррористической операции люди напуганы и на контакт идут с большим недоверием, стараясь «лишнего» не сболтнуть.

И простым казахам, вышедшим на площади казахских городов, можно только посочувствовать – бурную реку их недовольства направили в другое русло. А вот к тем, кто воспользовался их протестом, не должно быть ни жалости, ни пощады.

Темные силы

То, что протест был украден и погромами управляла чья-то организованная рука (руки), не вызывает сомнений. Не мог же протест в столь разных по экономическим, национальным и социальным укладам городах перейти одновременно в «горячую» стадию. Есть множество как косвенных, так и прямых доказательств, что погромами управляли.

Например, в Шымкенте, третьем казахстанском городе федерального значения, где мы побывали накануне, вечером 5 января к зданию акимата погромщики пришли уже вооруженные своими стволами, а вот фактов разграбления оружеек не было. И никто в Шымкенте у акимата митинговать не собирался, бунтовщики сразу пошли на штурм.

Все были организовано и в Алма-Ате, втором федеральном городе. И то, что многонациональная Алма-Ата, где живет более-менее обеспеченная часть Казахстана, стала столицей погромщиков, тоже свидетельствует о спланированности действий.

Делюсь сведениями из разных источников.

В Алма-Ате «работали» четыре слаженные между собой группы.

Первая группа занималась диверсиями. Уничтожала камеры, блокировала связь между силовиками. Вторая группа занималась координацией и обеспечивала снабжение. Ее участниками были захвачены две бензоколонки и налажено снабжение протестующих «коктейлями Молотова». Третья и четвертая группы были непосредственно боевыми. Эти группы и оседлали толпу, быстро превратив мирный протест в захват учреждений и погромы.

Что за таинственная сила за ними стояла – пока не возьму на себя ответственность, чтобы ответить.

Но предположу, что мы стали свидетелями борьбы казахстанских кланов за власть, где были задействованы внешние силы и факторы.

Это, конечно, гипотеза. Но нетрудно заметить, что Назарбаев постепенно сдавал свою власть. В марте 2019 года он сложил полномочия президента, в апреле 2021-го ушел с должности председателя Ассамблеи народа Казахстана. 23 ноября 2021 года он передал пост главы правящей партии «Нур Отан» действующему президенту Токаеву. Но, очевидно, какую-то часть элит, завязанных на Назарбаеве, такие изменения в структуре власти не устраивали. Подготовка организованных групп не могла пройти мимо ока КНБ. Очевидно, что имеет место заговор, или провокация, или и то и другое.

5 января действующий президент Токаев сместил Назарбаева с поста председателя Совбеза Казахстана (кстати, а насколько это легитимно было?), сделав ставку на другую аббревиатуру: ОДКБ.

Контингент ОДКБ

Конечно, Россия как основная сила ОДКБ изначально поставлена была в безвыборное положение. В любом случае Кремль должен был спасать режим Токаева.

Пророссийских же политических сил в Казахстане у России нет. И это только наша вина. Мы абсолютно не работаем с русским населением в Казахстане, которое диаспорой ведь не назовешь. Это именно население, народ, русские составляют 18% от общей численности граждан Казахстана. А чего только стоит показательный и публичный отказ МИДа в помощи казахскому пророссийскиму активисту Ермеку Тайчибекову, заключенному за свои убеждения в тюрьму. И, кстати, какова будет его судьба?

Но, с другой стороны, приход к власти каких-то совсем неизвестных упырей в стране с протяженностью границ с нашей страной более чем 7 600 км ничего хорошего нам не сулил. Мало нам, что ли, Украины!

Решение о вводе войск ОДКБ было верным. Развертывание миротворцев оказало пусть и психологическое, но очень сильное воздействие. Казахстанские элиты перестали колебаться, чью сторону принять. А колебания были.

Еще один положительный момент – чисто технический. ОДКБ доказала способность быстро развернуть вооруженные силы в любой точке постсоветского пространства. Практикование подобных навыков не помешает в таком неспокойном мире.

Но почему же мы вывели наших миротворцев так же оперативно, как и ввели? Иногда, конечно, быстрые движения ввести-вывести сопровождаются удовольствием. Но здесь же не тот случай!

Охрана некоторых объектов в Казахстане оставляет желать лучшего, и российские миротворцы здесь бы пригодились. Например, в прессе появлялись сообщения, что построенная на деньги американцев химико-биологическая лаборатория под Алма-Атой во время беспорядков подвергалась нападению. А есть подозрения, что это вообще военный объект.

Одним ранним утром мы в составе российских журналистов поехали проверять охрану этой лаборатории. Нагрянули, так сказать, нежданно-негаданно с ревизией.

В нашем понимании безопасность такого важного объекта, тем более в такое непростое время, должна как минимум быть обеспечена бэтээром и бойцами спецназа. Однако никакого усиления на месте мы не обнаружили. К нам же вышел начальник службы безопасности, который, без обид, больше походил на начальника охраны простого офиса.

Вообще, завершая тему миротворцев ОДКБ, скажу, что российская база в Казахстане назрела. Это гарант независимости всей страны, не только таинственных лабораторий. Надеюсь, за кулисами ведутся переговоры о месте постоянной ее дислокации.

Назарбаев

Назарбаев

Нурсултан Назарбаев, фото: rbc

– Где сейчас Назарбаев? – этот вопрос сейчас задают только из чистого любопытства, потому что любой ответ на него ничего не поменяет.

Вот ведь ирония Судьбы, усмешка Истории! Вчера ты был почитаемым всеми лидером нации. Именем твоим назвали улицы, правительственную партию и целый город. А сейчас твои памятники повалены, ближайших и дальних родственников отстраняют от власти, а ты где-то в бегах.

Уже по государственным казахстанским каналам избегают официального названия столицы Казахстана (Нур-Султан). Прослеживается политика официальных государственных СМИ.

Никто не знает, где виновник минувшего кровавого торжества. Ну или козел отпущения. В Алма-Ате его нет. Но с проспекта, названого в его честь, убрали все трупы.

Фото автора



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ