Интервью

Алексей Беляев-Гинтовт: «Иконопочитатели никогда не найдут общего языка с иконоборцами»

Так называемое «современное искусство» все агрессивнее и стремительней вторгается в наше культурное пространство. Еще не утихли возмущения, спровоцированные фекальными массами «Глины № 4», «украсившими вид» на Храм Христа Спасителя, как тотальной реэкспозиции подверглись шесть залов Пушкинского музея. О смысле работы сценографа и куратора Патрика Уркада можно спорить, но факт остается фактом: эстетическая идентичность подвергается беспардонному перемонтажу, затаптывающему исторически сложившийся ландшафт. Тотальный «квартирный ремонт», нивелирующий наше особое место под солнцем, – соль так называемого «современного искусства». Его комплексная инсталляция демонстрирует лишь трансгрессию, перечеркивающую сакральность культовых мест силы и подчеркивающую отсутствие русского национального суверенитета…

Что же такое современное искусство и искусство ли это? Мы обсудили этот скользкий вопрос с художником Алексеем Беляевым-Гинтовтом.

– Каковы истоки современного или актуального искусства, так называемого contemporary artа?

– В нашей стране актуальное искусство социализировалось с конца восьмидесятых в творчестве Ильи Кабакова и ныне здравствующих московских концептуалистов. Все эти годы мы наблюдали его становление – вплоть до тотальной оккупации центра Москвы, символом чего стала пресловутая «Большая глина № 4». Тогда же, тридцать лет назад, в Питере явились и погибли в расцвете сил смыслообразующие, талантливые и люди вертикального измерения – Тимур Новиков и Георгий Гурьянов, Сергей Курехин и Виктор Цой… Это лишь вершина опрокинувшегося айсберга, большая часть этих художников так и осталась неизвестна широкой публике. Характерно, что никто из столичных актуалистов не разделил их трагическую судьбу, а Питер вступил в третье тысячелетие обезглавленным. Рационального объяснения этого феномена у меня нет, но факт остается фактом: актуальное искусство в московском изводе представляет собой предельную противоположность Традиции – и отнюдь не случайно, его кураторский штаб и, если угодно, «дом моды» находится за Атлантическим океаном.

– Очевидно, там же обнаруживаются его духовные истоки. Давайте огрубим: сформировавшееся после Второй мировой явление contemporary art стало формой экспансии англосаксонского «чувства прекрасного» на территорию Европы. Речь идет, прежде всего, об арт-индустрии и большом бизнесе – возрастающей прибавочной стоимости специфического рода произведений, мультиплицируемой через пиар и хайп. Отсюда вопрос: об искусстве ли речь?

– На мой взгляд, нет – иконопочитатели никогда не найдут общего языка с иконоборцами. За любой образной системой стоит Первообраз, объявленный англо-саксонскими оккупантами Западной Европы тоталитарным и недопустимым. Существует масса публикаций о прямом участии ЦРУ в утверждении атлантического нефигуративного искусства на оккупированных территориях и экспансии его в страны Восточного блока с 1945 года. Дозволенный абстракционизм, а позже американский концептуализм в пределе исключают пластическое решение на территории пластического искусства: суть «актуального самовыражения» заключается в стигматизации и упразднении Первообраза. Данная формация «искусства» антагонистична нашим представлениям о красоте, истине и благе, ее эмблемой и является «Глина».

 

– Согласитесь, суть не столько в ней, сколько в выбранном пространстве экспозиции – на фоне Христа Спасителя она смотрится оскорбительно скабрезно…

– Безусловно. Произошло то, что и было обещано атакующей стороной – явлен предельный конфликт нас, здесь живущих, с «актуальным» на ценностном, базовом, фактически религиозном уровне; «актуалисты», как определил в 1995 году Тимур Новиков, – тоталитарная секта деструктивного толка.

– В таком случае «актуальное искусство» дисквалифицирует само художественное творчество, низводя его до практики навязывания неостроумных приколов англосаксов людям Земли?

 – Если коротко – «актуализм» суть один из видов вооружений, применяемый в комплексе воздействий «хозяев дискурса» на человечество, далеко не единственный, но чрезвычайно эффективный.

– Если брать шире, можно ли утверждать, что в мировоззренческой основе неприятия актуального искусства лежит конфликт модерна и постмодерна, выражающийся в психопатической трансгрессии – помещении чего-либо непристойного в неподобающий контекст?

– Да, и таким образом постмодернисты третируют модернистов за недостаточно радикальный отказ от Традиции.

– Давайте все-таки отделим мух от котлет и признаем, что талантливый человек потому и является таковым, что способен успешно засеять разумным, добрым, вечным даже зашлакованный токсичный грунт. Так, например, мы не можем не признать светлого обаяния инсталляций Кабакова, импровизаций Курехина и инкарнаций Мамышева-Монро…

– К сожалению, в ретроспективе эти явления не сформировали сильный контекст и остались маргиналиями. Почему так произошло? Три политические идеологии, сформировавшиеся в ХХ веке и всё ещё имеющие значение в нынешнем – в порядке явления – это либерализм, социализм (коммунизм) и нацизм (фашизм), убывают с исторической сцены в обратном порядке. Первым был ликвидирован нацизм, вторым – коммунизм, ныне проигрывает либерализм. Мы, евразийцы, говорим о новой, четвертой политической идеологии, формулируемой Александром Дугиным и его единомышленниками – не только равноудаленной от предшествовавших, но и превосходящей их по онтологическому масштабу.

Поясню. Субъектом либерализма является личность, неделимая как атом, безмерно индивидуализированная и при том торгующая – то есть обесценивающая все подряд. Субъектом марксистской теории был класс, а нацистской – зауженная как нация раса. Это убывающие проекты, с которыми мало кто себя всерьез соотносит, они не плодоносят, их иноагенты – бесконечно усталые мракобесы, шарахающиеся друг от друга и от самих себя. Четвертая политическая теория видит своим субъектом народ, который не стоит путать с этносом, нацией, расой или гражданским обществом, а тем более классом или суммой либеральных атомов. Народ суть органическое мыслящее единство, которое, однажды явившись, никуда не исчезнет как пейзаж, сформировавший данный психотип. Этот чудесный субъект есть то, о чем хотелось бы говорить, и тот, с кем хотелось бы говорить: народы – мысли Бога.

– Присутствует ли данный субъект здесь и сейчас как носитель творческого начала?

– Нет, но пассионарный пик двадцатых – пятидесятых годов ХХ века свидетельствует об участии народов СССР в политическом творчестве масс, создавших невиданный культурный феномен планетарного масштаба, соотносимый с культурами гигантских общностей Запада и Востока. Но, как я говорил, явленное не исчезает, а лишь таится и тайно преображается.

– Однако, фронтменом этого направления служил архаичный соцреализм.

 – Там было несколько этапов: горизонтальная культура номер один и вертикальная номер два. Конструктивизм и неоклассика большого стиля, сталинский ампир наполняют весь живой объем культурного наследия того времени, а соцреализм – лишь имя, наполненное весьма контрастным содержанием своих ранних и поздних форм.

– Трудно выделить пул художников, сформировавших этот творческий Олимп…

– В силу внутреннего антагонизма культуры номер один и номер два. Концептуальный тупик, явленный в восьмидесятые годы, до сих пор не преодолен. У нас отсутствует цивилизационная парадигма, светлый образ, большой стиль.

– Либерализм и актуализм исключают эти понятия…

– Естественно! Находясь на его территории, художники обречены на малое.

– И тавтологичное. Например, «Глина № 4» является очевидно заниженной репликой скульптуры Джеффа Кунса «Пластилин», проданной три года назад Christie’s за $22,8 миллиона долларов.

– Была продана не столько нелепая поделка, а ее родословие: якобы автора насильно разлучили с сыном, и он двадцать лет пытался сделать «скульптуру», идеально похожую на его пластилиновую фигурку, а затем отлил модель в трехметровую алюминиевую «предформу».

«Актуальное искусство» снабжает нас не произведениями, а концептами анонимных кураторов. Прежде художник проделывал аналитическую работу в своей мастерской и выносил на публику самодостаточный результат, сейчас ситуация зеркально поменялась: зрителю предлагается домысливать за «автора».

– Даже хуже, становится психологическим пластилином кураторского самовыражения… Программируемая агрессия публики становится площадкой презентации «актуального искусства», живущего под лозунгом: «Я не должно нравиться, я обязано возбуждать, навязываться, продаваться!»

 Безусловно так, это всегда экспорт и трансляция. Но кто ее потребитель? Аристократические заказчики прячутся за спинами морочащих публику анонимных кураторов – тут работает любимая англосаксонская забава «Ужин с идиотом».

– Ваши произведения как раз не требуют ни кураторского комментария, ни зрительской агрессии, они свидетельствуют о состоявшемся, самодостаточном и гармоничном.

– Это лучший комплимент. Смею надеяться, они относятся к искусству как таковому. Я – убежденный евразиец, исхожу из того, что наша цивилизация есть ни восток, ни запад, ни – как парадоксально – их синтез. Мы абсолютно самодостаточны, и в этом наша особость. Назовем ее континентальной Традицей, при этом – оговорюсь – я никак не отношу себя к консерваторам, скорее – к консервативным революционерам.

– Кто еще входит в круг людей континентального искусства, чуждых актуальным играм?

– Скульптор и художник Алексей Морозов, Михаил Розанов… Скорее всего, идеологически они со мной не всегда согласны, однако понятны, близки и отнюдь не одиноки. Тысячи сформировавшихся за последние тридцать лет художников невероятно заряжены. Молодежь жадно интересуется образом будущего, многие молодые мастера превыше всех похвал. Мы, пережившие роковой 91-й, слишком хорошо представляем себе, как при изменении лишь некоторых социальных обстоятельств обыденное стремительно трансформируется в нечто невиданное и неслыханное. Очень надеюсь, что десятилетиями сжимавшаяся пружина выстрелит в невозможное, и наш платиновый запас – десятки тысяч нигде не представленных вдохновленных профессионалов – дадут то, что не видел никто и никогда.

– И все-таки сейчас мы пребываем в сумерках, в кажущейся бесплодной пустоте с немым вопросом: почему наши концептуалисты уступили свою поляну бездарным атлантическим гастролерам и кураторам?

 – Отвечу. Миром правят три логоса – аполлонический, дионисийский и кибелический. Аполлон обитает на бесконечно возвышающемся Олимпе, а царство Кибелы находится в отложенной на то же расстояние бездне – по Гесиоду, прежде чем достичь дна, медная наковальня летит в нее 24 часа. Аполлон и Кибела не видят друг друга, между ними посредничает Дионис. Проявления «актуального искусства» гарантированно лишены аполлонической составляющей, но и дионисийства в них нет… Нам же нужны иные энергии, чтобы достигнуть аполлонической ясности: Империя, Вера, Идея, справедливость, народ, свобода, развитие – вот наша смыслообразующая Вертикаль!

– И все-таки что значит для вас «аполлонический логос»?

– Я – не искусствовед, а художник, воплощающий идеи в образах, но скажу так: аполлоническое искусство, предельно явленное нам в античных скульптурных формах – суть вертикальное, мужское, солнечное, ясное, героическое, созидательное, восходящее в мировой истории искусств и, увы, нисходящее в нашу дионисийско-кибелическую эпоху.

 

Автор Алексей Коленский

 

Ваши Новости

Recent Posts

Кто будет следующим после Украины: Запад готовится к российской «СВО 2.0»?

Европа и США переходят в режим «предвоенной реальности»

13 часов ago

Федор Емельяненко о СВО: «Мы братские народы поддерживаем, а воюем мы – с фашистами»

Он рассказал, что каждое воскресенье ходит в храм и молится, чтобы конфликт завершился и у…

19 часов ago

Си, Макрон и Урсула поговорили. О чём-то даже, возможно, договорились

Но аналитики считают, что Россию эти трое должны среди прочего обсудит

19 часов ago

Шмыгаль на пороге НАТО, но дверь закрыта

Шмыгаль ждет, что на июльском саммите НАТО им дадут ответ на заявку по вступлению в…

20 часов ago

Польский судья просит политического убежища в Белоруссии

В Минске Шмидт устроил пресс-конференцию, где подписал заявление об отставке

20 часов ago