Рецензии

Сто снов в одиночестве: фильм «Память» Апичатпонга Вирасетакула

Труднопроизносимое имя тайского волшебника Апичатпонга Вирасетакула до сих пор ускользает и от снобистских классификаций, и от внимания массового зрителя. Одновременно с этим, что парадоксально, Вирасетакул приобрел статус живого классика – его картины («Тропическая лихорадка» 2004, «Синдромы и столетие» 2006, «Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни» 2010) прочно вошли в различные списки лучших за XXI век. Ясно, что общезначимая заслуга режиссера – в нанесении на кинокарту мира крошечного Таиланда, который подавляющим большинством воспринимается исключительно родиной Том-Яма и меккой секс-туризма. Однако всякий раз Вирасетакул удивляет мир не только экзотикой – его фильмы демонстрируют особое пантеистическое миросозерцание, которое сегодня практически утеряно на Западе. Проще говоря, мир в его фильмах включен во всеобъемлющего и всеединого Бога.

Этим Вирасетакул фундаментально отличается от других представителей экстремально медленного кино – от меланхолического певца отчуждения Цай Минляна, от городского прозаика Эдварда Яна (которого, кстати, Вирасетакул считает своим духовным учителем), от вдумчивого поэта истории Хоу Сяосяня, не говоря уже о европейских режиссерах, с которыми у тайца мало общих черт. Эстетика медленного позволяет Вирасетакулу отразить тайну жизни, надломать феноменологическую реальность и указать на ее хрупкость, вторичность по отношению к космическому.

Новая работа Вирасетакула «Память» впервые снята за пределами Таиланда, и примечательно, что ее сюжет развивается в Колумбии. Формально азиатские тропики почти то же самое, что и колумбийская духота, но теперь Вирасетакул как бы воссоединился с культурным пространством магического реализма, ведь Колумбия – родина Габриэля Гарсия Маркеса, мэтра этого направления. Хоть и ярлыки на тайском постановщике держатся плохо и быстро отваливаются, это интересная аналогия, позволяющая поставить рядом таких разных и в чем-то схожих самобытных художников.

Главная героиня Джессика (Тильда Суинтон) приезжает в столицу Колумбии, чтобы ухаживать за своей сестрой, находящейся в состоянии летаргического сна. Сама Джессика страдает синдромом взрывающейся головы: периодически она слышит громкий звук, похожий на удар большим молотом об металлический лист. Это беспокоит ее и мешает ей нормально существовать – каждый раз взрыв застает Джессику врасплох. Пытаясь понять причину синдрома, она обращается к звукорежиссеру Эрнану и просит его найти подходящий под ее описание звук. То, что получается в итоге, близко к истине, но все равно не удовлетворяет Джессику.

Странности начинаются уже здесь: когда Джессика в очередной раз приходит к Эрнану, она не застает его на месте. Мало того, никто вообще не знает об этом звукорежиссере – на расспросы Джессики люди, работающие в том же здании, что и Эрнан, пожимают плечами. А был ли Эрнан на самом деле – может быть, это просто галлюцинация Джессики, возникшая на фоне усталости и пугающих взрывов в голове? Или это часть туманного сновидения, в котором утонула сестра Джессики? Не найдя ответов на вопросы, героиня решает уехать за город, подальше от шумных улиц и дорогих ресторанов.

Все герои Вирасетакула так или иначе чем-то больны. Это может быть безобидная сыпь («Благословенно Ваш» 2002), сверхъестественная тропическая лихорадка из одноименного фильма 2004 года или неизвестная сонная болезнь («Кладбище блеска» 2015). Недуг деформирует героев и открывает у них способность к мистическому переживанию мира, которую сами они не могут постигнуть до конца.

Подобное происходит и в «Памяти». Шум в голове приводит Джессику к одинокому мужчине, живущему далеко от города. Его тоже зовут Эрнан, и он обладает удивительной, почти шаманской связью с бытием. Он говорит, что его народ не умеет видеть сновидения, а поэтому они спят так, будто взаправду умирают. Эрнан помнит свое рождение и то, что ему предшествовало. Помнит свои прошлые жизни и видит будущие.

Память, вынесенная в название картины, – это прежде всего память о предках. Взрыв в голове Джессики оказывается воспоминанием Эрнана о событиях гражданской войны в Колумбии, которую он застал, будучи маленьким ребенком. И героиня смогла вспомнить чужое прошлое только потому, что имеет метафизическое родство с Эрнаном на уровне всеединства. Не просто так параллельно с историей Джессики зритель видит еще один сюжет, посвященный случайно найденным древним захоронениям при строительстве тоннеля в столице. Натыкаясь на кости, которым более 6 000 лет, Джессика испытывает странные ощущения, словно она имеет к этим костям прямое отношение. А завершается картина неожиданным завораживающим эпизодом старта космического корабля к какой-то иной планете. Все это прочувствованные фрагменты мировой целостности, которая содержится в памяти каждого человека.

Просто для того, чтобы растормошить память и вспомнить о том, что будет, человеку нужно обратиться к самому себе. Сделать это, как считает тайский волшебник, можно двумя способами – или заболеть, или глубоко заснуть. Что, в принципе, одно и то же.

Денир Курбанджанов

Recent Posts

Главком ВСУ Сырский говорит, что все плохо

Обстановка в зоне боевых действий для украинских войск является сложной и имеет тенденцию к обострению

18 часов ago

Закон о мобилизации на Украине был принят под давлением США

Вашингтон требовал от Киева решить мобилизационный вопрос, потому что фронту нужна, не только техника, но…

18 часов ago

Свита Байдена пытается скрыть его шаткую походку

Свита Байдена старается окружить его, чтобы в момент прохода не было видно, как неустойчиво президент…

22 часа ago

Россия никогда в своей истории не была побеждена кем-либо из иностранцев

Наполеон пытался, и они проиграли. Немцы попробовали и проиграли

23 часа ago