А только ли дело в нефти? Зачем Трамп украл президента Венесуэлы

1 день назад

Трамп начал новый календарный год весьма бойко. Едва затих звон бокалов, как загремели взрывы ракет: утром третьего января военные силы США атаковали Каракас, нанеся удары с воздуха по ряду объектов военной и гражданской инфраструктуры, а спецназ США похитил президента Венесуэлы Николаса Мадуро вместе с его женой. Операция, длившаяся, по информации Associated Press,менее 30 минут, носила название «Полуночный молот» и прошла, что называется, без сучка без задоринки, то есть, согласно официальному заявлению Вашингтона, без жертв со стороны американских военных (при этом, как заявил министр обороны Венесуэлы Владимир Лопес Reuters, большая часть охраны «Карибского Сталина» была убита).«Никто не видел такого со времен Второй мировой», – отметил Трамп, комментируя операцию (Трамп вообще тяготеет к прошлому, которое постоянно старается если не превзойти, то – присвоить: и Вторая мировая, победу в которой он ошибочно утверждает за США, хороший пример).

Теперь венесуэльского диктатора будут судить в США (по информации Bloomberg, это произойдет не ранее 2027 года). По словам генерального прокурора США Памелы Бонди, он «обвиняется в заговоре с целью наркотерроризма, заговоре с целью импорта кокаина, владении автоматическим оружием и разрушительными устройствами, а также заговоре с целью владения автоматическим оружием и разрушительными устройствами против Соединенных Штатов». Но дело, понятно, не в этом. Дабы придать значимость и легитимность своего решения, Трамп даже заявил, что «Венесуэла размещала на своей территории иностранные силы и закупала наступательное оружие, которое угрожало США». Что, конечно, плохо бьётся с предъявленными обвинениями и вообще вряд ли соответствует действительности. Но надо же что-то сказать для весомости, вот Трамп и сказал, похоже, даже не придавая этому высказыванию большого значения, что следует из других его слов, в частности, о том, что теперь США «будут сильно вовлечены в нефтедобычу в Венесуэле и не позволят кому-то без их согласия занять пост президента Венесуэлы». Причём этот посыл про нефть он повторил уже не раз, делая его неким общим местом. По крайней мере, очень похожим на правду. И то, что эта правда так открыто транслируется, заставляет по меньшей мере задуматься: а действительно ли это правда?

Ну доля её присутствует – с этим спорить глупо: запасы нефти в венесуэльской земле и в самом деле немалые. Потому-то это объяснение и сходит за правду. Вот и бывшая соперница Трампа по президентским выборам Камала Харрис пишет: «Речь идёт не о наркотиках и не о демократии. Речь идёт о нефти и о желании Дональда Трампа сыграть роль регионального “сильного человека”». Вроде бы так и есть. Только ключевое слово тут «вроде бы». Разумеется, у Трампа есть амбиции и т. д., но стал ли он бы заваривать эту кашу лишь из-за нефти и желания показать себя? И тут его медийный образ может сыграть дурную шутку, ибо, согласно оному, вполне можно сделать вывод, что – да. Но образ – это образ, часть политического имиджа, политической стратегии, уже само наличие которой говорит о том, что перед нами довольно неглупый человек. А следовательно, чтобы понять его настоящие цели, следует смотреть чуть дальше того горизонта, который он очерчивает перед тобой. Внимательно слушать, что он говорит. А Трамп говорит: «То, что произошло с Мадуро, может произойти с кем угодно». И призывает президента Колумбии Густаво Петро «беречь свою задницу». И уже без обиняков добавляет: «Колумбией управляет больной человек, который любит делать кокаин и продавать в США. Он не будет заниматься этим долго». Он говорит: «Думаю, мы обязательно поговорим о Кубе. В том смысле, что мы хотим помочь народу Кубы, и это очень похоже» (а это уже госсекретарь США Марко Рубио: «Когда президент говорит, к его словам следует относиться серьезно. Если бы я жил в Гаване и был в правительстве, я бы по меньшей мере был обеспокоен»). И дальше: «Куба всегда держалась благодаря Венесуэле. Теперь у них не будет этих денег и не будет этих поступлений. Вы когда-нибудь смотрели бой? Они падают и считают до десяти. Так вот, Куба выглядит так, словно она падает». И ещё: «Президент Мексики хорошая женщина, но она не управляет страной. Мексикой управляют картели. Нам придётся что-то с ними сделать». И продолжая: «С Мексикой нужно что-то делать. Мексика должна навести порядок, потому что через нее массово проникают, и нам придется принять меры. Мы хотели бы, чтобы Мексика сделала это сама. Они способны на это, но, к сожалению, картели в Мексике очень сильны. Куба – это коммунистическая диктатура, которая убивала священников и монахинь. Они издевались над собственным народом. Их дни сочтены. Однажды мы проснемся – надеюсь, в 2026-м – и на нашем дворе у нас будут союзники в этих странах, которые будут вести бизнес с Америкой, а не убивающих американцев террористических диктаторов». Попутно призывая не забывать о «доктрине Монро». И кроме этого: «Нам действительно нужна Гренландия, абсолютно. Гренландия окружена российскими и китайскими кораблями. Нам она нужна для обороны».

Отсюда можно сделать два вывода. Первый: Венесуэла – пробный камень. Прецедент, который нужно создать для дальнейших шагов. Иначе: прецедент для легализации. Трамп переходит к политике силы. Сначала была бомбёжка Ирана по необоснованному обвинению в создании ядерного оружия, теперь – Венесуэла (и Трамп открытым текстом говорит, что за ней последует Куба, Колумбия (действительно, большая часть кокаина в США идёт из неё), Мексика). Причём не будем забывать, «Полуночному молоту» предшествовала водная блокада страны (она сохраняется до сих пор). Тоже прецедент. Один, два, три. Трамп не может оголтело броситься в бой, он зондирует почву, изучает реакцию: как ни крути, а блокада Венесуэлы, воздушные удары и похищение президента страны – это всё за гранью международного права, расшатывать которое Трамп начал, ещё введя санкции против представителей Международного уголовного суда, которые выписали ордер на арест израильского премьера Биньямина Нетаньяху. Это работа по деконструкции того миропорядка, который основывался на жестких правилах и гарантом функционирования которых выступали США. Несмотря даже на то, что они эти правила периодически и нарушали, но по крайней мере пытаясь сохранять при этом некую видимость, приличия, что ли. В общем-то, судя по риторике, они и сейчас пытаются это сделать (например, Трамп говорит: «Мы воюем с людьми, которые продают наркотики. Мы воюем с людьми, которые вывозят своих заключенных, наркоманов и психически больных в нашу страну»). Но уже чисто для галочки. Ситуация круто изменилась. Трамп ещё прикрывается «чинной риторикой», но только по необходимости: не потому, что данные действия надо как-то завуалировать, но потому, что есть некий ритуал «прикрывания», которому надо следовать. Поэтому тут иллюзий никаких не должно быть. За всем этим читается чёткое: всё ребята, больше эта система, основанная на правилах, не работает. То есть она работает, но исключительно в интересах США, которые уже, в свою очередь, руководствуются понятием силы: «Как сказал президент Трамп, наши противники должны видеть, что Америка может применить свою волю везде и в любое время», – подчеркнул министр войны США Пит Хегсет. В общем, добро пожаловать в новый миропорядок. А это значит, что, возможно, и не все, но часть заявлений Трампа вполне может оказаться правдой: как пишет Politico, уже в ближайшие месяцы Америка может подмять под себя Гренландию. Теоретически это может произойти ещё до промежуточных выборов, аккурат к 250-летию независимости США 4 июля, причём собеседники издания из числа экспертов и чиновников определяют риск такого исхода как «реальный и серьёзный (супруга советника президента США по внутренней безопасности Стивена Миллера уже опубликовала фото Гренландии, окрашенной в цвета американского флага, снабдив картинку пометкой «Скоро»).

Второе: не надо забывать, что Венесуэла при Мадуро было хоть и не под китайским влиянием, но оное там ощущалось весьма сильно. В частности, не лишним будет напомнить, что буквально за несколько часов до похищения Мадуро встречался со специальным представителем Китая Цю Сяоци, с которым якобы обсуждал гарантии безопасности, и тот даже обещал предоставить для охраны «Карибского Сталина» китайский спецназ. То есть, по сути, если прибегнуть к слэнгу 90-х, Поднебесная обещая Мадуро крышу: защиту и неприкосновенность, в том числе и от США. И в этом смысле «Полуночный молот» – это щелчок Трампа по носу Си. Показательная акция, демонстрирующая, что хоть теперь Китай и не входит в число стратегических врагов США, но о нём не забывают. И позволять ему делать всё, что Пекину вздумается, никто не собирается. Поэтому Дерипаска совершенно прав, когда пишет, что «последние события на американском континенте неслучайны. Они продиктованы, особенно в течение последнего года, глубоким осознанием американцами того, что ни победить, ни задавить Китай не удается. Поэтому они приняли системное решение сосредоточиться, как у нас любят говорить, на “ближнем зарубежье” и максимально там укрепиться, чтобы не проиграть окончательно в конкурентной борьбе». Позже это подтвердили и Госдепе, официально объявив Западное полушарие исключительной зоной интересов США.«Президент Трамп не допустит угроз нашей безопасности», – заявили там, внося свои пять копеек в легитимацию будущих шагов Трампа по укреплению военного влияния США. Но прежде всего тут следует видеть тренд на дальнейшую фрагментацию мира в противовес как бы бывшему глобалистскому тренду на объединение в одну структуру. То есть в этом смысле Трамп пытается законсервировать мир в некоем предшествующем состоянии, не допуская перехода к следующей фазе. И тут, конечно, слабость леволиберального проекта с его «расчеловечиванием» человека играет ему на руку (даже нефть принимает дополнительные значения: не как пережиток прошлого, но реальный ресурс): как бы давая лакуну для этого.

Очевидно, что этот проект «консервации» обречён, ибо прогресс неостановим, но так же очевидно и то, что тот проект будущего, который пестовали глобалисты и леволибералы, – он в том виде, в котором мыслился ещё несколько лет назад, то есть где-то до пандемии, уже нереализуем. И сейчас, надо думать, между глобальными силами идёт подковерная борьба за тот проект будущего, который условно будет принят за «новое видение будущего». И Трамп потенциально явно проигрывает своим оппонентам – всем тем, кто так или иначе вне зависимости от своих политических, этических и проч. установок смотрит именно в будущее – будущее как таковое, а не прошлое, выдаваемое за будущее. И прежде всего в плане времени, которого у него остаётся всё меньше и меньше (а дела идёт со скрипом: взять тот же «украинский кейс», который уже столько времени Трамп не может разрешить, хотя это ему и жизненно необходимо для реализации дальнейших планов по расколу и десубъективации Евросоюза). Поэтому, думается, Венесуэла – это и в самом деле только начало, и за «Полуночным молотом» в довольно скором времени (если не сработают увещевания и угрозы) последуют и другие «молоты» и прочие инструменты (кувалды, дробилки и т. д.). В этом плане начавшийся 26-й – разумеется, если, как чёртики за табакерки, не выпрыгнут какие-то форс-мажоры, – обещает быть очень насыщенным.



guest
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ