ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ: АКАДЕМИЧЕСКАЯ МУЗЫКА XX ВЕКА
Пять книг о странной – атональной, модернистской, додекафонической – музыке
Вот такой дурацкий вопрос возник совершенно внезапно. Конечно, на ночь (и перед едой) вредно читать телеграм-каналы. Но иногда все же черт дернет – и рука сама тянется опускать ножки в это зловонное болото вбросов, псевдоинсайдов и «личных мнений».
Начитавшись экспертизы, хочется назойливо именно этот вопрос повторять. Не про мир, не про войну, не про сроки СВО. А именно этот вот. Кто вообще решил – или подсказал, установил, велел – считать, что Россию всенепременно НУЖНО менять?
Как, куда, в какую сторону, при помощи кого, без кого и для кого – вопросы, безусловно, важные (их обычно и мусолят), но перед тем все же хочется понять: С КАКОГО *** ВООБЩЕ?
Не в физиологическом смысле, чисто в эмпирическом.
Вот есть такая страна. Под названием Россия. Обычно принято считать, что она – при всей мужественности, стойкости и терпении – все же женского рода. Ну допустим (мы же не сексисты?). Попробуем представить страну в виде реки. Полноводной, бушующей, стремительной, невероятно красивой и бесконечной. Разумеется, с подводными течениями, крутыми порогами, местами замусоренной, местами обмелевшей. Как без этого? Местами. Но в целом – смертельно прекрасная, изумительная.
Так вот, возвращаясь к сакраментальному вопросу: кто сказал, что эту реку нужно поворачивать вспять/осушать/углублять/смешивать с отходами/удобрять и так далее? Река – течет. Сама знает – куда и зачем. Так было и так будет.
Конечно, в ней можно купаться, любоваться, фотографировать, пи’сать (некоторые так любят, ну что уж, мы же не либералофобы?), играть, облагораживать берега, чистить дно и так далее. Это никто никогда не отменял.
Но с хрена ли человек, даже если он очень умный и деятельный, решил, что реку надо МЕНЯТЬ? Ну вот на основании чего? Вышел из воды, почесал яйцо, потом нос – и решительно приступил к «изменениям» и рекомендациям, как эту самую реку сделать ЛУЧШЕ. Нет ощущения, что олимпиада по улучшению Руси все больше отсылает к известному куплету Егора Летова про жену, которой накормили толпу? Вопрос тут вообще не о свободе или несвободе (об этом хорошо – в главе «Великий инквизитор» романа «Братья Карамазовы»). Не о покорности или пассионарности. Вопрос в правомерности и необходимости каких-то там изменений.
Разные ведь ситуации в стране были. Очень часто все шло не так, как предполагалось. Очень часто в действительности все не так, как на самом деле (это цитата, не торопитесь плеваться).
Вот жили люди на Руси, которых крестил Владимир. Не совсем добровольно, не всех – добровольно. Никто из них о православии и слыхать не слыхивал. Поклонялись истуканам – и жили счастливо.
Или жили другие русские люди, при которых лютовали монголы. Долго лютовали. Опустошительно. Терпеть приходилось неистово. Но не зря. Даром муки и жертвы не прошли.
А еще жили себе преспокойно в Сибири воинственные якуты, кочевые буряты, севернее – ненцы, ханты, нганасаны, эвенки, долганы и чукчи. У некоторых даже республики в зачаточном виде оформились. Вооружение и законы. Но бизнесмены Строгановы прислали отряд атамана Ермака – и пришлось всем дружно стать русскими. И такое бывало.
В Смутное время и вовсе под поляками с литовцами, а еще толпой детей лейтенанта Шмидта со всей страны ходили: вот уж где без «изменений» не могло обойтись. Насильственных, да. Кто не в курсе, сборы на (средневековую спецоперацию) второе земское ополчение проходили не без помощи бердышей и мушкетов. Тогда как добровольные пожертвования на ополчение составили едва ли не сотую (!) часть доходов. А потом еще Наполеон был. И Гитлер.
Пороги реки круты.
Неминуемые завихрения вод.
Быстро течет река, не успел воздуха набрать – опять накрывает. И несет вперед. Довольно странно и абсурдно – вам не кажется? – форматировать ее, даже если что-то идет не по плану. Ну как плану – согласно личным представлениям о прекрасном. Дон Кихот на этом погорел. Пытался, бедолага, подогнать реальность под собственные грезы. Проецировал наив и инфантилизм на хлюпающее болото бытия. Чем закончилось – все помнят. Даже легенда сборной России по футболу Андрей Сергеевич Аршавин выразил соболезнования литературному герою: «Ваши ожидания – ваши проблемы».
Забавно наблюдать, как во время перехода очередного крутого порога с берега звучат советы специалистов в сухой чистой одежде, знакомых со сплавом по методичкам и интернету. Экспертов. «Вот в НАШЕЙ прекрасной России будущего….»
Ну как она может быть вашей? Или нашей?
Река, как и другие недра, принадлежит всем – и никому.
Неужели это не очевидно?
Кричат, срывают горло, советуют-советуют-советуют, находясь при этом в вечной Ингерманландии – не той, где автономно и компактно жили эвремейсы с саваками, а внутренней. Граница которой проходит чаще всего между полушариями головного мозга.