День России: выстрел в висок Советскому Союзу
Андрей Рудалёв о событиях 30-летней давности
Отнюдь не будучи человеком религиозным, очень я люблю библейские притчи и аллюзии на них. Они – притчи — поэтичны, содержательны и подходят к любому случаю. А главное, они нравятся публике, придают весомость любому тексту и набивают ХП автора, он (я) тут же становится много солиднее и кажется много образованнее.
Практичность-с.
С преамбулой все, перейдем к амбуле.
12 июня, так называемый праздник Дня Независимости России, с самого начала вызывал у меня тягостное недоумение своей несуразностью. То есть, всем, сразу было понятно, что это калька с американского Дня Независимости, что новой (условно) стране надо с чего-то стартовать, что лишний выходной народ одобрит, что салют – красиво, а индейка — вкусно, (при чем тут индейка, автор!?).
В 1990 году все прекрасно понимали, что это такая заглушка, отвлекающий маневр и фоновый шум, что пустая картошечка лучше, чем ничего, на безрыбье и гондон хариус, а там кривая вывезет.
Однако спустя годы, когда праздник, некоторым образом, устоялся, а младым и незнакомым племенем воспринимается, как нечто незыблемо существовавшее всегда, я позволю себе немного похрюкать в седые усы. Because i can, motherfuckers.
Теперь делаем серьезное лицо.
«И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. (Быт., 9:22)
Условная нагота СССР к 1990 году, некоторым образом, зияла, и всевозможные Хамы об этом вприпрыжку рассказывали народу во всевозможных «Огоньках», усиленно раскачивая лодку (с).
Декларация о государственном суверенитете РСФСР, принятая 12 июня 1990 года на первом съезде народных депутатов РСФСР, стала своего рода покрывалом, которое должно было наготу эту скрыть и сделать вид, что все хорошо. Последствием, как мы знаем, стали девяностые годы, ставшие своего рода исполнением падшего на детей Хама проклятия.
Но самое забавное в этом шапито, что прикрытая нагота никуда не делась от того, что была прикрыта. Суверенитет России стал своего рода суверенитетом от самой России, поскольку по действию этого документа – а затем и роспуска СССР, были установлены границы, прошедшие по Российским же землям и отрезавшие от нее примерно 50 миллионов русских людей, внезапно оказавшихся в чужих странах (а всего население империи сократилось вдвое, до 145 млн с 297 млн).
Российская Империя уже переживала подобные времена. После 1917 года империя потеряла Закавказье, Прибалтику, Финляндию, Туркестан и Украину, а в перспективе могла потерять вообще все остальное и свою субъектность впридачу… Но большевики – огнем и мечом, таской и лаской, каткой и ваткой, книжкой и мишкой, ложкой и кошкой… простите, занесло… в общем, большевики так или иначе вернули в итоге все утерянные было территории – кроме маленькой но гордой Финляндии, — да еще вдобавок присоседили часть европейских стран и половину Германии.
А по замечательному в своей лицемерности решению 1990 года империя вновь потеряла Туркестан, политый русской кровью, Кавказ, политый русской кровью, Прибалтику, политую русской кровью, ну а про Украину я и вообще пока промолчу, очень уж больная тема, тут и так все понятно.
Почему я за империю, спросите вы?
Я прагматик и я гуманист.
Большим быть безопасней, чем мелким. Пока толстый сохнет, худой сдохнет. Больше территории, больше ресурса, больше людей – вот залог устойчивости. А людям нужна устойчивость, великие потрясения (тм), им дорого обходятся.
В общем, если взглянуть на территории, утерянные в 1990 году, то становится не очень понятно, что именно празднуем.
Не забудем также и о утерянном человеческом фонде, исчисляющимся десятками миллионов, о комплексе разорванных культурных, экономических и социальных связей, о серьезно ухудшившееся политической ситуации на бывших внутренних границах и ряде воспоследовавших после «Независимости» войн – счет которым далеко не завершен, увы.
12 июня это вряд ли праздник. Скорее, это День катастрофы, друзья мои, катастрофы, последствия которой России еще разгребать и разгребать.
И я совершенно не уверен, что корни дерева беды, высаженного 12 июня 1990 года, в итоге не взломают поверхность всего нашего мира, кажущегося сегодня таким уютным и незыблемым.
DISCLAIMER: автор является странным агентом. Мнение автора не всегда совпадает с его взглядами. Претензии принимаются только в виде переводов на расчетный счет.
Больше постов автора – здесь
то ли еще будет…
Прочитал эту статью на телеграммканале Захара Прилепина.
Захар, это очень точная оценка. Как можно праздновать день независимости России от моего Великого Отечества, народу которого я присягал в 1975 году в Нижегородском кремле. Слава Богу, что нас не заставили менять присягу. В этом есть огромный смысл. У меня есть моя Родина Украина, и моё Великое Отечество Россия. Этим мы, русские офицеры, отличается от других. Честь имею, родня.
Захар, совершенно точная оценка. Мы действительно родня. Это день начала распада моего Великого Отечества.