Рецензии

Жизнь моя – черновик

Трагическая судьба Ники Турбиной – советского вундеркинда, чьим поэтическим даром восхищались Евгений Евтушенко и Юлиан Семенов – идеальный сценарий для фильма. В 4 года начала писать первые стихи, в 10 уже вращалась в столичной поэтической тусовке и гастролировала за рубежом. В 14 лет поэзия неожиданно покинула девочку, а вместе с ней испарилась и популярность. «Летать пыталась – не свершалось», – такие слова есть в одном из ее коротких стихотворений. Душевная пустота заполнялась рьяным саморазрушением, но на психику давил еще и слом эпох, от которого невозможно было убежать. Какая там поэзия – родина уходит из-под ног. В 2002 году, когда Нике было 27, она погибла при невыясненных обстоятельствах, выпав из окна.

Феномен советской поэтессы кроется в проблеме авторства ее стихов. Якобы маленькая девочка таких строчек написать не могла. Сюда же добавляется неуравновешенная мама Ники, которая некоторыми считается подлинным сочинителем всех произведений ее дочурки. Ситуация сложная и туманная, но если подумать, то невозможно представить, чтобы такие образованные и взрослые люди, как те же Евтушенко и Семенов, не распознали обман и раздули из фактурной девочки невиданное чудо.

Да и стали бы в СССР печатать сборники непонятных детских стихов, еще и потом переводить на 12 языков? Вокруг перестройка, гласность – реабилитируются отмененные писатели, поэты, философы…

По-другому считает Василиса Кузьмина, которая взялась за экранизацию жизни неоднозначной поэтессы. В ее дебютном фильме «Ника» Турбина уже на грани смерти – ее играет потрясающая Елизавета Янковская, схожая с главной героиней не только внешне, но и по темпераменту. Шальная, красивая, печальная – в ее глазах отражается новое, недоступное время, с которым нелегко выстроить диалог. Мать Турбиной исполнила Анна Михалкова – в толстых очках, с растрепанной прической, в растянутой до колен майке и с известным бэкграундом она напоминает то ли какой-то рудимент, то ли тихого маньяка, методично исполняющего свой изуверский план.

Нерв фильма – мелодраматическая линия. Ника влюбляется в бармена Ваню (Иван Фоминов). Чувство оживляет девушку, позволяет ей поверить в себя. К тому времени 27-летняя поэтесса уже безнадежная истеричка, которая сражается с навязанными матерью кавалерами – новыми русскими, попутно рефлексируя над своими творческими способностями. До сих пор пишет с ошибками, не научилась дисциплине, не получила воспитания, не уловила метафизическую суть поэзии.

В картине чувствуется желание максимально точно отразить время. В кадрах мелькают плакаты с «Би-2», песни «Мумий-Тролля» по радио, первая переведенная книга о Гарри Поттере. Но вот какой парадокс: чем больше режиссер уделяет внимания атрибутам нового столетия, тем меньше оно похоже на само себя.

2000-е у Кузьминой – модный клип с ослепляющим неоном, упоение ностальгией, привычный стереотип. Фокусируясь на собственных сентиментальных чувствах, режиссер забывает изначальную тему картины – ведь зачем-то «Ника» начинается с хроники, где юная поэтесса читает стихи перед целым стадионом.

Трагедия таланта упрощается в фильме тем, что Ника своих стихов не писала. Это мать пичкала ее таблетками, а потом включала заранее записанные на диктофон стихи собственного сочинения, чтобы поэзия приходила к девочке ночью, как шепот Бога. Уже ближе к финалу картины дается катастрофически театральный эпизод, где мать Ники, брызгая слюной, излагает Нике реальное положение вещей. Что свою дочь она использовала, чтобы потом нажиться на ее славе и как-нибудь пристроить свои бездарные тексты.

Конфликт между матерью и дочерью хорошо укладывается в современную тенденцию токсичных родителей. Мол, раньше, при совке, взрослые не умели воспитывать своих детей. Уничтожали в них личность, вынуждали делать «правильный» выбор профессии. Дети вырастали невротиками, таили злобу на предков. Вот и в «Нике» мы наблюдаем двух психованных женщин, портящих друг другу жизнь. Одна хочет, чтобы ее дочь стала такой, какой нужно, а другая мечтает освободиться от родительских оков.

Сам по себе такой поверхностный сюжет может быть интересен. Психологизма в фильме достаточно (Ника часто разговаривает с собственной 4-летней версией самой себя, видит прошлое в проеме двери), и он подкупает. Но привязка к конкретной поэтессе, чья жизнь покрыта густым туманом мифа, оставляет в недоумении. В развитии такой, казалось бы, концептуальной темы просто отсутствует зрелый режиссерский взгляд, осмысление событий.

А ведь как было бы интересно взглянуть на Нику Турбину как на символ уходящей эпохи, как на осколок удивительного поэтического мира, который в один момент перестал существовать.

 

Денир Курбанджанов

Recent Posts

Кто будет следующим после Украины: Запад готовится к российской «СВО 2.0»?

Европа и США переходят в режим «предвоенной реальности»

8 часов ago

Федор Емельяненко о СВО: «Мы братские народы поддерживаем, а воюем мы – с фашистами»

Он рассказал, что каждое воскресенье ходит в храм и молится, чтобы конфликт завершился и у…

15 часов ago

Си, Макрон и Урсула поговорили. О чём-то даже, возможно, договорились

Но аналитики считают, что Россию эти трое должны среди прочего обсудит

15 часов ago

Шмыгаль на пороге НАТО, но дверь закрыта

Шмыгаль ждет, что на июльском саммите НАТО им дадут ответ на заявку по вступлению в…

15 часов ago

Польский судья просит политического убежища в Белоруссии

В Минске Шмидт устроил пресс-конференцию, где подписал заявление об отставке

15 часов ago