Зеленский включил режим «воздух», но что-то подсказывает, что скоро всё равно рванёт
А тут еще Трамп…
Ермак выдохнул. То есть праздновать решительную и окончательную победу ему, конечно, рано, но все же: незадолго до этого анонсированные Зеленским «несколько необходимых законодательных инициатив и принципиальные быстрые решения, необходимые нашему государству» (под которыми многие и понимали отставку «правой руки») артикулированы не были. Скорее, наоборот: Владимир Александрович попытался прижать взбрыкнувших к ногтю, попутно лишив их «тело» «головы», но и тут ничего не получилось. Что намекает на то, что уже в ближайшем времени стоит ожидать нового удара – от одной из сторон. Однако – обо всём по порядку.

В. Зеленский. Фото: Efrem Lukatsky /AP/TASS
Накануне встречи Зеленского со своей партией, как сообщает нардеп Алексей Гончаренко*, глава фракции «Слуга народа» Давид Арахамия поставил Владимиру Александровичу условие: либо Ермак, либо Рада. То есть если президент увольняет Ермака, то парламент продолжает работать с сохранением монобольшинства. Причем к Арахамии присоединились вице-премьер Михаил Федоров и глава ГУР Кирилл Буданов*. «Ключевой министр, ключевой военный и ключевой человек в Раде выступили против Андрея Ермака и с давлением на Владимира Зеленского, чтобы тот его уволил. Если Зеленский откажется – он потеряет Раду. Принять бюджет будет невозможно. Коалиции не будет»,– отмечает он. Позже он сообщил, что Ермак готовит контрудар и уже перетянул на свою сторону Зеленского, который теперь рассматривает план по подавлению оппозиции. Суть плана, по словам нардепа, заключается в том, чтобы «объявить Давида Арахамию виновным в кризисе. И начать его преследование с возможным введением санкций и отстранением от руководства фракцией».
Но и план Ермака по устранению фронды провалился: «Наши источники сообщают, что план Ермака заставить фракцию сегодня уволить Давида Арахамию провалился. Давид и другие перед встречей направили вопрос президенту от депутатов. И там по факту было прямое требование – уволить Али-Бабу. И тот решил атаковать первый, но не получилось… Поняли, что даже 10% необходимых голосов не будет на это. Это действие плана перенесли. Поэтому сейчас надежда на коллег, которые дожмут уже давно назревший вопрос», – пишет нардеп Ярослав Железняк (что примечательно в этом пассаже, так это то, что депутат открыто называет Ермака той кличкой, которая фигурирует на «плёнках Миндича», поднимая градус противостояния). Но и у «коллег» ничего не вышло. Покамест остались оба, причём Ермака Зеленский отказался увольнять категорически: «В президиуме сидели Ермак и Арахамия. Никто ни в кого не плевался (публично). Два депутата подняли вопрос, что Ермак должен уйти. Один из таких вопросов задала Марьяна Безуглая. Зеленский ей ответил: ты – <чёкнутая>, иди на<далеко-далеко> (не дословно). Потом сказал, что никто никуда не уходит. У нас сложные впереди переговоры. Потому работаем. На этом и разошлись».
Более того: если верить украинским СМИ, Зеленский выступил за то, чтобы вообще закрыть коррупционную тему, то есть отделить её от политических процессов. Со слов неназванного депутата, ходит такая цитата Зеленского: «Коррупция – это нормально, она бывает везде». Есть и ещё одна цитата, уже со слов Железняка: «Качают сейчас скандал россияне, да и немного американцы присоединились. Но мы знаем, кто это делает внутри, уже расследуем это – кто работает над этим и дает американцам ложную информацию». На основе чего можно предположить, что Владимир Александрович решил скандал притушить, как бы залив его водой (признав коррупцию нормальным явлением и сместив стрелки на РФ и США). Но что-то подсказывает, что вряд ли это у него получится.
Но что стоит отметить, переговоры действительно перед Зеленским стоят сложные. Мирный план Трампа, состоящий из 28 пунктов и якобы согласованный с РФ (о чём можно сделать вывод на основе слов Кирилла Дмитриева, который во время своего визита в США говорил, что российская сторона с американской нынче работают в направлении урегулирования конфликта), не предполагает дальнейшее нахождение Владимира Александровича у власти. Ибо для Украины пойти на этот план – равнозначно что признать своё поражение. Касательно этого плана в западной прессе дублируется только одно слово «капитуляция». И в какой-то мере (но не полностью, ибо Украина сохраняет суверенитет, армию, причем немаленькую, по численности превышающую в 2,5 раза ту, что была у Незалежной на начало конфликта, а еще и получает гарантии безопасности, правда, не сказать что твёрже железа, но – тем не менее) это верно. Особенно – в медийной плоскости. Поскольку план включает выполнение, по сути, всех задач, поставленных Москвой. Что популярности Владимиру Александровичу среди сограждан не прибавит. Это – во-первых.Во-вторых, новая инициатива предусматривает проведение президентских выборов через 100 дней после, надо полагать, остановки огня, которая будет осуществлена, в свою очередь, после достижения договорённостей (чтобы непосредственно мирный договор подписывал уже новый президент), на которых Зеленскому совершенно точно будет не одержать победу (с очень высокой долей вероятности при таком раскладе новым президентом Незалежной станет нынешний посол Украины в Великобритании Валерий Залужный: недаром же Лондон подмял под себя всю избирательную систему Украины, что находится за пределом ее территорий, а частично – и на). А вот власть Зеленский терять явно не собирается (как же он будет по утрам просыпаться: что делать, если уже не президент?).
Впрочем, шансы на то, что сей план будет реализован, – невысоки (и тут Вашингтон зря делает ставку на коррупционный скандал, Трампу надо было заходить с другого конца). По словам одного из нардепов, присутствующих на встрече с президентом, Зеленский якобы сказал, что «оснований считать, что Украину смогут дожать до сдачи национальных интересов, нет». То есть на самом деле основания есть, но не такие веские, как могут показаться тем, кто по другую сторону Атлантики.Тем более что Европа намерена активно вписаться за Украину, дабы остудить пыл американского президента: как пишет Bild со ссылкой на источники, Германия возглавила европейский штаб по противодействию новому плану Трампа. В частности, издание отмечает, что ФРГ «намерена оказать давление на правительство США на самом высоком уровне, чтобы довести до сведения Вашингтона последствия этого плана для Европы», поскольку «капитуляция Киева, которая фактически означала бы капитуляцию перед Россией, представляет серьёзную угрозу безопасности континента». И там, в администрации Мерца, уже разрабатывают собственный план по урегулированию конфликта, который, видимо, и будет продвигаться. Так что если кто всерьёз думает, что на этот раз Трампа ожидает удача на нелегком «миротворческом пути», то того, скорей всего, ждёт разочарование.
На это, кстати, уже намекнул сам Зеленский в одном из своих вечерних обращений, отметив, что украинская и американская стороны будут работать над предложенным планом ради достижения прочного мира. Из чего следует, что Киев, по всей видимости, вернётся к уже показавшей свою результативность на деле тактике: вносить такие предложения, которые уже не устроят Москву, чтобы в глазах Трампа уже последняя выглядела тем, кто не хочет «прочного мира» (хотя, конечно, это уже всё софистика: насколько можно судить, в Анкоридже всё было обговорено, и новых требований со стороны Москвы не было: как подчеркнул пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, «российская сторона остается на платформе тех обсуждений, которые состоялись в Анкоридже»). К чему уже, собственно, окольными путями и приступил. Так, представитель Украины в ООН Христина Гайовишин во время заседания Совета Безопасности организации уже заявила, что есть «непоколебимые красные линии», которые Киев не готов переходить. В частности, она отметила, что «Украина не согласится на какие-либо ограничения своего права на самооборону или численность и возможности наших Вооружённых сил. Мы также не потерпим никакого посягательства на наш суверенитет, включая наше суверенное право выбирать альянсы, к которым мы стремимся вступить». И кроме того, категорично выступила против русского языка, который, согласно плану, предполагается вернуть: «Мы не будем вознаграждать геноцидальные стремления, лежащие в основе российской агрессии, подрывая нашу идентичность, включая наш язык».А глава украинского МИД Андрей Сибига, как сообщает Politico со ссылкой на источники, в разговоре с европейскими коллегами, в свою очередь, назвал новый план Трампа «невыполнимым».
В общем, «сражение» предстоит серьёзное. И думается, на это время конфликт между оппозицией и Зеленским будет слегка подморожен (по крайней мере, это выглядело бы логичным). А вот после того, как активная фаза энтузиазма Трампа пойдет на спад, эта история вспыхнет с новой силой. Оппозиция хорошо понимает, что, беря во внимание пошатнувшееся положение Ермака, тот не будет сидеть сложа руки, а перейдет в наступление. Поэтому она постарается ударить на опережение. Но это понимает и Ермак, поэтому с ответкой тянуть долго тоже не будет. Следовательно, есть неплохие шансы на то, что война между ними вновь разгорится уже по ходу решения ситуации с мирным планом (впрочем, Трамп может и дожать Зеленского, если станет переходить на личности и вводить санкции уж против людей из близкого окружения украинского президента, а также заблокирует передачу разведданных и продажу военной техники Европе, чтобы уже та передавала её Украине, но это, как говорится, крайнее средство, на которое Трамп, по всей видимости, не очень хочет идти, понимая, что понесёт на этом направлении очень значительные репутационные потери). Если на Украине начнётся парламентский кризис, то Владимиру Александровичу придется возвращаться к дилемме: либо увольнять Ермака, либо прижимать оппозицию к ногтю и уже, считай, де-юре вводить в стране диктатуру, что его западные сторонники вряд ли воспримут с одобрением или хотя бы пониманием. Так что меч как висел над Зеленским, так покамест и весит. Как ни подвешивай проблему в воздухе, снабжая сложным фиксирующим устройством, решать её все равно придется. Даже в момент падения (что, конечно, для Владимира Александровича будет уже куда плачевнее). Если к тому времени не будет поздно.
*Внесён в реестр экстремистов и террористов в РФ.