Аналитика

За маской единства и непоколебимости

А так ли едина Европа в конфликте с Россией, как это пытаются подать в западной пропаганде? Ну определенное единство налицо – с этим даже глупо спорить. Пусть с некоторыми потугами, но все же Евросоюз ввел против РФ девятый пакет санкций, что должно служить доказательством консолидированной позиции Европы. Но тем не менее, если беспристрастно посмотреть на европейскую политику в отношении РФ, нельзя не отметить некую двойственность происходящего: точно есть две разные точки зрения. Решительная или даже сверхрешительная и умеренная, в которой даже невооруженным глазом просматривается желание компромисса. Первую транслирует ЕС, а вторую – по крайней мере, некоторые, а говоря точнее, большинство лидеров национальных государств, входящих в ЕС.

Фото: EPA

Ну с ЕС все понятно: для них русофобская позиция – все равно что идеологическая аксиома, априорная данность. Хотя почему «все равно что»? Так и есть: идеологическая аксиома, априорная данность. Поэтому они даже мысли не допускают о компромиссном решении «украинского вопроса». Можно, допустим, вспомнить слова главы европейской дипломатии Жозепа Борреля о том, что Украина должна одержать верх над Россией на поле боя (вот это дипломатия!). От него не отстают и председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, еще в сентябре заявившая, что «Путина ждет поражение, а Украину и Европу – победа», и председатель Евросовета Шарль Мишель, который убежден, по его собственному признанию, в том, что у России нет шанса победить в конфликте с Украиной. Отсюда – какие договоренности с РФ? По их мнению, Россию нужно раздавить в военном плане. Обесточить, обескровить и т. д. И точка (вот тогда-то и будет вкусно). Такая вот радикальная риторика.

Но если посмотреть на теmessage, которые транслируют лидеры национальных государств, то картина складывается несколько иная. Нет, сейчас разговор не о Венгрии, которая что есть мочи противится «европейской солидарности» (позиция Виктора Орбана хорошо известна). Сейчас разговор о Германии и Франции как лидерах ЕС (имею в виду стран, входящих в ЕС, разумеется), которые транслируют куда менее воинственные message’s. Например, канцлер Германии Олаф Шольц уже во всю готовится к возобновлению экономических отношений с РФ: «России, завершившей войну, также будет нужен шанс возобновить экономическое сотрудничество в другое время. На данный момент отношения, которые у нас есть, сокращаются, сокращаются, сокращаются. Сейчас мы ужесточаем санкции. Однако и после войны Россия останется крупнейшей страной на европейском континенте. Поэтому очень важно, чтобы мы подготовились к этому времени», – заявил он пару недель назад, выступая перед Немецким экономическим комитетом по восточноевропейским экономическим отношениям в Берлине.

И, что самое интересное, на этом немецкий канцлер не остановился. Не прошло и недели, как в интервью газете Süddeutsche Zeitung Шольц подчеркнул, что «важно, чтобы, несмотря на серьезные расхождения во мнениях, мы не дали оборваться нити переговоров с Россией», при этом выразив уверенность, что когда конфликт завершится, появится возможность возобновить взаимодействие с Россией. Более того: в этом же интервью немецкий канцлер в категоричной форме заявил, что ФРГ не будет поставлять Украине танки западного образца, которые так просит последняя, в одностороннем порядке: «Мы придерживаемся трех четких принципов. Во-первых, мы поддерживаем Украину в меру наших возможностей. Во-вторых, мы предотвращаем прямую конфронтацию между НАТО и Россией. И в-третьих, не будет никаких односторонних действий со стороны Германии. Это критерий нашей решительной, но осторожной политики – и он будет действовать и в следующем году. Мое впечатление, что подавляющее большинство немцев считает это правильным», – пояснил он. А если к этому еще прибавить, что Германия отказала Украине в поставке ЗРК Patriot (видимо, для того, чтоб уж слишком сильно не раздражать Владимира Путина), то картинка складывается вполне себе красноречивая.

Теперь что касается Франции. В начале декабря после встречи с американским президентом Эмманюэль Макрон призвал дать гарантии российскому коллеге о нерасширении НАТО на восток: «Один из важнейших моментов, который мы должны рассмотреть, – как всегда говорил президент Путин, – это страх перед тем, что НАТО подойдет прямо к его дверям, и развертывание оружия, которое может угрожать России», – подчеркнул президент Франции. А буквально вчера он радикализировал тот призыв в смысле отстранения от США и НАТО. Как пишет WSJ, французский лидер выступил с призывом меньше ориентироваться на американских партнеров в вопросах безопасности и предоставить РФ свои гарантии безопасности в рамках мирных переговоров по Украине. При этом, по мнению Макрона, страны Европы должны развивать собственные военные силы, действуя «вместе с НАТО, но также и независимо от НАТО».А до этого, еще в начале июня, в интервью газете Ouest France Макрон подчеркнул, что «нельзя унижать Россию, чтобы в тот день, когда боевые действия прекратятся, мы могли найти выход с помощью дипломатии», попутно отметив, никогда не скрывал факт переговоров с президентом России Владимиром Путиным, с которым с декабря провел около ста часов телефонных разговоров.

То есть Макрон, как, собственно, и Шольц, уже грезит поствоенным миром. В отличие от чиновников ЕС, которые целиком и полностью сконцентрированы на конфликте, и не столько даже на собственно украинском, сколько на глобальном, который можно определить как противостояние Запада и России. У них в отличие от Макрона с Шольцем нет мыслей о том, как жить после, они поглощены идей «поражения России». Впрочем, они могут себе это позволить: им как минимум не надо отчитываться перед гражданами Франции и Германии об экономическом, о социальном и проч. развитии стран, беспокоиться их, граждан, уровнем жизни и так далее. Их, чиновников ЕС, в этом плане ничего не сдерживает, они совершенно свободны. Поэтому думать о том, как жить после, им не так уж и надо: как ни крути, это проблема Шольца, Макрона и прочих лидеров государств, входящих в ЕС.

И Макрон с Шольцем как лидеры ЕС (выход Германии и Франции из ЕС станет для последнего фатальным) это очень хорошо понимают. И думают об этом уже сейчас, не разрывая окончательно и бесповоротно все те связи, что были с РФ. Постоянно как бы намекая, что они скорее вынуждены подчиниться общему тренду, что не могут иначе (как, допустим, Владимир Путин не может взять и по щелчку пальцев прекратить СВО). Но если бы могли, то, разумеется, выстраивали бы политику по отношению к России совсем в другом ключе. Что, в частности, подтверждается и откровениями экс-премьера Великобритании Бориса Джонсона в интервью CNN в конце ноября: «Французы до последнего момента все отрицали. Немцы по всевозможным веским экономическим причинам тоже не хотели, они были… Я вам скажу сейчас ужасную вещь. В какой-то момент немцы считали, что если это должно было случиться (спецоперация на Украине – прим. авт.), что было бы катастрофой, то было бы лучше, если бы все это закончилось быстро и чтобы Украина рухнула»,– заявил он.

Таким образом позиция ЕС в лице его чиновников достаточно сильно отличается от позиции лидеров государств, входящих в ЕС. Более того: и среди последних нет единства по поводу стратегических вопросов, что видно, допустим, по риторике Шольца и Макрона. Если первый выбирает сугубо выжидательную позицию, по всей видимости, надеясь, что все утрясется и мир придет к состоянию, хоть как-то напоминающему время до 24 февраля, то второй активно вступает в борьбу за лидерское кресло в ЕС, который, союз то есть, даже пытается противопоставлять США. Собственно, если даже смотреть по верхушкам, налицо конфликт между Макроном и Шольцем (а он действительно есть: не будем забывать, что после последнего саммита глав двух государств, который проходил в Париже, Шольц не удостоился даже пресс-конференции, что по правилам политического этикета приравнивается чуть ли не к плевку в лицо). А ведь есть еще Польша, которая усиленно тянет одеяло на себя, метя на если не первый, то хотя бы второй центр Европы. Есть еще Италия, в которой победили правые, и покамест сложно сказать, к чему это приведет и какие у них вообще амбиции. Вот здесь, кстати говоря, уместно будет вспомнить Венгрию. А еще Сербию. И Великобританию, которая пусть и не входит в ЕС, но является неотъемлемой частью Европы.

В общем, как бы ни пыталась та же Урсула фон дер Ляйен убедить всех и вся, что ЕС един как никогда – с реальным положением дел это соотносится плохо. Да, члены ЕС проявляют определенную долю солидарности в поддержке Украины и, соответственно, противостоянии с РФ, но сказать, что все разделяют энтузиазм еврочиновников– не получится при всем желании. Противоречия зреют и в той или иной форме – они дадут о себе знать. До разрешения «украинского конфликта» или после, но ЕС тряханет. И вполне вероятно так, что та сеть трещинок, что пробежала по его каркасу, обернется линиями разломов. Так что это еще вопрос, в каком виде останется ЕС, если останется вообще.

Алексей Мошков

Recent Posts

Часов Яр

Наши военные звонят украинским с предложением покинуть дома и укрепления

12 часов ago

Евровидение. Весёлый песенный концерт

Хорошо, нас там нет

15 часов ago

В Хельсинки на кладбище Малми Кивико местные облили краской памятник советским воинам

При этом глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин поручил возбудить уголовное дело за осквернение памятника…

15 часов ago

Жуткие кадры падения автобуса в реку Мойку

За рулем 44-летний Рахматшох Курбонов

1 день ago

Мишустин утвержден в должности премьер-министра России

Госдума согласовала кандидатуру

1 день ago