«Временная петля» для Трампа и Зеленского
А была ли встреча украинского и американского президентов в Вашингтоне?
После встречи в Зеленского с Трампом Вашингтоне (а до этого последнего с Путиным на Аляске, по итогу которой вице-президент США Джей Ди Вэнс заявил в интервью NBC News, что, по его мнению, «русские впервые за 3,5 года пошли на значительные уступки Трампу и готовы были проявить гибкость в плане некоторых своих основных требований») появилось ощущение, что переговорный процесс наконец-таки сдвинулся с мертвой точки: что мир на Украине дело ближайшего будущего (по надеждам/прогнозу Вэнса, полугодового). Однако сие ощущение оказалось ложным: украинский президент, декларативно продемонстрировавший свою готовность к переговорам (в корректировке своих требований), вернулся на прежние позиции (по крайней мере публично, если брать кулуарную повестку, то, как пишет The New York Times со ссылкой на бывших и нынешних украинских чиновников, Киев всё-таки рассматривает сценарий с выводом ВСУ с территории Донбасса в обмен на надёжные гарантии безопасности).
США. Вашингтон. Президент США Дональд Трамп (в центре справа) и президент Украины Владимир Зеленский (в центре слева) во время встречи. Фото: AP/TASS
В частности, в последующие несколько дней после саммита с Трампом (и европейскими лидерами, кстати говоря, не ожидавшими от этой встречи никаких прорывных решений) Зеленский: а) отверг требование России о снятии запрета на использование русского языка в Украине; б) вернулся к варианту с прекращением огня до мирных переговоров (хотя по этому пункту Трамп поддержал предложение Путина о приоритете именно мирных переговоров, а не временного перемирия, с чем Владимир Александрович вроде бы согласился); в) вновь заявил, что никаких территориальных уступок со стороны Незалежной не будет (в своем обращении на День независимости он подчеркнул, что «Украина никогда больше в истории не будет принуждена к позору, который русские называют «компромиссом»»); г) на недавней встрече с министром финансов и вице-канцлером правительства Германии Ларсом Клингбейлем опять высказался в пользу присутствия иностранного контингента на территории Украины после подписания мирного договора в рамках гарантий безопасности («Я думаю, что будет разный уровень вовлеченности (западных стран в гарантии Украине), но не мне решать и говорить о boots on the ground («войска на месте»). Думаю, важно, что они были со стороны крупных стран, ведущих участников «коалиции желающих». Это имеет значение. Boots on the ground – важный фактор», – заявил он; хотя Россия выступает категорически против такого поворота и вряд ли – если серьезно не изменится политическая конъюнктура – пойдет на компромиссы в этом вопросе); д) что касается самих гарантий безопасности, то тут вопрос подвис в воздухе (как говорится в официальном заявлении Госдепа по итогам встречи госсекретаря США Марко Рубио и глав внешнеполитических ведомств стран Европы, стороны «договорились продолжить сотрудничество в дипломатических усилиях по прекращению войны между Россией и Украиной путем достижения прочного урегулирования на основе переговоров», то есть «договорились дальше договариваться», иначе – не пришли ни к чему конкретному, что, впрочем, понятно: никому из сторон не хочется вписываться за Незалежную сильнее, чем это происходит на данный момент).
В общем, Киев вернулся к тому, от чего ушёл.
А что Трамп?
А Трамп полностью в своём духе: «Я разочарован. Но еще есть две недели, за них многое произойдет. Я думаю, через две недели я пойму отношение России, и, честно говоря, Украины (к переговорам. – Прим. авт.). Нужны двое. Если война в Украине не будет прекращена, я приму очень важное решение через две недели», – заявил он четыре дня назад.
Какое «очень важное решение» он примет (точнее, всё-таки может принять)?
Ввести против стран – импортёров российских углеводородов вторичные 100-процентные пошлины (в том случае если решит, что вина по забуксовке на переговорном треке лежит на РФ)?
Вступать в торговую войну с Китаем и Индией, которые уже показали, что не откажутся от российских энергоносителей, после того как он ловко ушёл от этого необдуманного шага саммитом с Путиным? Это вряд ли (тем более, что, по словам министра иностранных дел Индии Субраманьяма Джайшанкара, несмотря на все громкие заявления, США и Европа продолжают закупать якобы российскую нефть у Индии, а сама Украина, о чём сообщается в аналитическом выпуске «НафтоРинок Daily Fuels&LPG», наращивает покупку дизеля из Индии, на который, не исключено, как раз и идёт российская нефть). Так что Трампу остаётся в этом случае? Лишь развести руками. И либо продолжить свои ни к чему не приводящие усилия по миротворческому треку, либо вообще выйти из переговорного процесса.
Впрочем, возможно, это решение коснется Незалежной. Но Трамп уже блокировал и поставку военной помощи (согласованной ещё при Байдене), и передачу разведданных. И что? Все вернулось на круги своя. А оружием США Украине теперь не помогает – только продает (пусть и за деньги европейцев). Сомнительно, чтобы Трамп отказался от чистой прибыли, тем более что такой подход бьёт по экономике ЕС, против которого он объявил крестовый поход (немецкий канцлер Фридрих Мерц на партийной конференции ХДС в Оснабрюке уже заявил, что «социальное государство в нынешнем виде больше невозможно финансировать из того, что мы можем себе позволить экономически»). Так что вероятность того, что он, допустим, введёт санкции против близкого окружения Зеленского, пусть и не равняется, но близка к нулю. Как и вероятность того, что он предпримет какие-то другие жёсткие меры против Киева.
Поэтому с той же самой долей вероятности можно говорить и о том, что по истечении этих двух недель мало что поменяется. Скорей всего, ничего (если он не решит вообще умыть руки). До появления новых вводных. А они, конечно, могут поступить в любой момент. Особенно когда не ждёшь. И оттуда, откуда никогда бы не подумал. Сугубо по кинематографическому принципу, по которому сейчас и складывается политическая ситуация, если иметь в виду фантастический поджанр с временной петлей.