Вот и до ядерки дошли: итоги встречи Трампа с Си Цзиньпином
Медленно, но верно мир движется в сторону крутых геополитических изменений
Ну вот Трамп и встретился с Си Цзиньпином. Встреча, как сообщает китайское государственное телевидение, длилась более полутора часов, в течение которых сторонам удалось прийти к определенному взаимопониманию.По словам Трампа, он согласился снизить торговые пошлины на китайские товары до 47% (сейчас они составляют 55%) (то есть, как накануне заявлял министр финансов США Скотт Бессент, вопрос со 100% пошлинами действительно снят с повестки) в обмен на то, что Китай возобновит импорт американских соевых бобов (которые Трамп вознамерился сделать «снова великими»), не станет ограничивать экспорт редкоземельных металлов и примет жесткие меры касательно фентанила, который через страны Латинской Америки наводняет наркорынок США.

Си Цзиньпин. Фото: Andy Wong/ AP/TASS
В общем, можно даже констатировать некий прогресс в развитии американо-китайских отношений, почти «оттепель» (всё-таки Трамп отстоял соевые бобы!).
Однако тут надо взять во внимание один момент: вопрос с закупками КНР российской нефти, в последнее время ставший для американского президента чуть ли не принципиальным, затронут не был. О чём объявил сам Трамп, причем в контексте «украинского вопроса»: «Украина обсуждалась очень серьезно. Мы говорили об этом долго. И мы оба собираемся работать вместе, чтобы понять, можем ли мы чего-то добиться. Мы согласны, что стороны застряли и воюют. Иногда им просто приходится позволять воевать, наверное. Безумие. Но он собирается помочь нам, и мы будем работать вместе по вопросу Украины. Многое мы сделать не можем. Они уже давно покупают нефть у России, это покрывает значительную часть потребностей Китая. И, знаете, я могу сказать, что Индия ведет себя очень правильно в этом плане. Но нефть мы особо не обсуждали. Мы говорили о том, чтобы совместно попытаться закончить эту войну».
То есть можно понять, что хозяин Белого дома намерен закрыть глаза на эти закупки, беря во внимание то обстоятельство, что Китай а) «давно покупает нефть у России» и б) российский импорт «покрывает значительную часть его потребностей» (вероятно, за помощь в урегулировании конфликта, в плане которого председатель Си отделался общими словами, что да, конечно, приложит все силы).
Но тут смущает его упоминание Индии. Как пишет Bloomberg, после введения Вашингтоном санкций против «Роснефти» и «Лукойла» Нью-Дели занялся подсчетов рисков, действительно снизив при этом поставки, но не прекратив их полностью. И что-то подсказывает, что и не прекратит. Как отмечает экономический аналитик Фонда Карнеги* Сергей Вакуленко (правда, применительно то, как санкции повлияют на РФ, но отсюда нетрудно сделать и иные выводы), «санкции наделали много шума – в основном потому, что они стали первыми, введенными после возвращения Дональда Трампа в Белый дом. В остальном же они несут немного нового: “Роснефть” и “Лукойл” теперь оказались примерно под такими же ограничениями, под какими еще с 10 января 2025 года находятся две другие крупные российские нефтяные компании –“Сургутнефтегаз” и “Газпром Нефть”. Январские санкции, введенные уходящей администрацией Джо Байдена, тоже поначалу казались грозными. Но объемы добычи и экспорта у обеих компаний практически не снижались, а выросшие было накладные расходы и скидки при поставках в Индию и Китай вернулись к досанкционным значениям. Основные объемы экспорта пошли через компании-фронты, но обе компании достаточно часто отправляют нефтяные грузы и от своего имени. Поэтому пока нет серьезных оснований ожидать, что две следующие нефтяные компании не смогут справиться с той же задачей».
Так что в случае с Индией «неистовый Дональд» явно бежит впереди паровоза.
И более того: как по тому же вопросу разрешится ситуация с Китаем – тоже сплошной туман. И что самое главное, как на это отреагирует американский президент.
А отреагировать он может как угодно.В том числе и вернуться к своей идеи о 100%-х пошлинах для Индии и Китая (хотя в случае с последним у хозяина Белого дома возможности существенно ограничены: как писала The Financial Times на момент обострения отношений меж Вашингтоном и Пекином, «в плане некоторых ключевых товаров Китай является безусловным доминирующим поставщиком. Наиболее очевидной категорией являются редкоземельные и критически важные минералы, экспорт которых Китай сейчас угрожает жёстко ограничить. США знают, что если эти новые ограничения вступят в силу в декабре, как угрожает Китай, то вскоре некоторые американские производственные линии остановятся»; кроме того, издание отмечает и высокий уровень зависимости фармацевтической промышленности, указывая, что почти 700 лекарств, включая антибиотики и препараты для лечения сердечных заболеваний, рака и аллергии, используемых в США, зависят от китайских ингредиентов).
И сигналом к тому, что обретенное равновесие меж США и Поднебесной довольно нестабильно, служит возобновление Америкой ядерных испытаний (что является беспрецедентным шагом в геополитической плоскости, который можно интерпретировать как возврат к политике холодной войны): «Соединённые Штаты обладают большим количеством ядерного оружия, чем любая другая страна. Это было достигнуто, включая полное обновление и модернизацию существующего арсенала, во время моего первого срока на посту президента. Из-за колоссальной разрушительной силы я ненавидел это делать, но у меня не было выбора! Россия занимает второе место, а Китай – далёкое третье, однако через пять лет он догонит нас. В связи с программами ядерных испытаний других стран я поручил Министерству войны начать испытания наших ядерных вооружений на равной основе. Этот процесс начнётся немедленно», – заявил Трамп.
Так что итоги встречи можно определить как гипотетическое (поскольку покамест никаких соглашений подписано не было, да и если бы были – Трампа это вряд ли остановит в случае чего) достижение крайне неустойчивого равновесия, которое может нарушиться в любой момент.А если выделить Украину в отдельный кейс, то и вовсе никакие. В общем, как я и прогнозировал.
*Внесён Минюстом РФ в реестр нежелательных организаций, а также признан иностранным агентом.