Виктория Янтурина: «Нас всех ждет время увлекательных каруселей, где одни будут раскачивать мировое спокойствие, а другие – должны получать от этого удовольствие»

3 часа назад

Сегодня в гостях у «Ваших Новостей» Виктория Янтурина – общественный деятель и главный редактор марксистской редакции «Трибун». Главными темами нашей беседы стали масштабные геополитические события, которые с самых первых дней 2026 года происходят в самых разных регионах планеты. Какие-то из них, как, например, смена руководства в Венесуэле, были спровоцированы активными и решительными действиями Дональда Трампа. А какие-то, как иранские протесты, стали закономерным итогом предшествующих политических процессов. Но так или иначе, ведущую роль в изменении современного мирового ландшафта, безусловно, играют США. 

Дональд Трамп. Официальный портрет, 2025 год / Википедия

«ВН»: – Виктория, как вам начало 2026 года? 

– Мировые новости последних недель принесли ворох не самых приятных новостей, связанных с агрессией одних государств по отношению к другим, угрозам вторжения, кражам президентов, массовым протестам, поджогам административных зданий и прочим инцидентам, которые всколыхнули мировую общественность. 

Если оценивать их по совокупности, то мы, к большому (на самом деле – нет) удивлению, отметим, что в каждом из них не только замешаны, но и напрямую участвуют США во главе с президентом Дональдом Трампом. Да-да, тем самым, которого ещё некоторое время назад американские и европейские СМИ серьезно, а народы других стран иронично назвали «миротворцем».

Сегодня же миротворческие амбиции Трампа по существу отброшены, как и полагается буржуям и политиканам из империалистических государств-акул, и нас всех ждет время увлекательных каруселей, где одни будут раскачивать мировое спокойствие и безопасность, а другие – должны бы получать от этого удовольствие. Но, увы, удовольствия никакого не будет, ведь в подобных агрессивных действиях американской военщины никто не уйдет обиженным.

Дональд Трамп второй раз принимает присягу президента США / Википедия

«ВН»: – Как вы оцениваете события в Иране?

– Иранские протесты, бушующие с конца декабря, имеют в этом отношении большую роль. Иран давно и уверенно находится с США и Европой в крайне напряженных отношениях – он обложен санкциями и практически изолирован от возможностей вести торговлю с другими странами. Конечно, это так или иначе происходит, но точечно и в совершенно недостаточных объемах для развития страны или хотя бы поддержания адекватного уровня жизни иранского населения. 

Протесты начали торговцы, в основном сконцентрированные в Тегеране и недовольные колебаниями курсов валют, которые ударяют по их заработку. И сразу после начала протестов в отставку подал глава иранского ЦБ Мохаммад Фарзин. Все мы понимаем, что это сделано с прямого указания руководства – и это сразу говорит о том, что иранская власть аятолл гибка и готова реагировать на позицию людей. Кстати, это доказывает и недавно обсуждаемая ситуация с деятельностью полиции нравов, ведь после протестов 2022 г. она была ликвидирована по требованию общества. Несмотря на то, что формально женщины ещё не могут ходить непокрытыми, по факту именно это сейчас и происходит – и никаких действий в их отношении не осуществляется.

Иранская власть готова к компромиссам с обществом. А вот заменить её некому даже в случае революционных событий, которые сметут режим, ведь в Иране нет скоординированной оппозиции, а единственная фигура – шах в изгнании – Реза Пехлеви не имеет никакой адекватной политической программы и поддержки. Зато имеет репутацию неспособного к управлению человека. 

Реза Пехлеви / Википедия

Позднее в протестную активность в Иране вовлеклись и другие жители столицы, а также других городов. Причем наибольший размах протестов увидели регионы, в которых проживают различные этнические меньшинства: такие протесты идут в Гиляне, Хузестане, Иранском Курдистане, Лурестане и прочих. Хотя Иран на протяжении многих лет пытался поддерживать ровные межэтнические отношения, создавая благоприятные условия жизни и для этих территорий. Курдистанская экономика субсидировалась, создавались рабочие места; луры активно вовлечены в службу в Армии, Корпусе стражей исламской революции, у них была создана свободная экономическая зона, открыты новые предприятия (в том числе автосборочные). 

Однако этого оказалось недостаточно – хронический социально-экономический кризис надоел людям до чертиков. К слову, жители региона Хузестан, являющегося одним из главных центров нефтедобычи и сельхозки, возмущены тем, что богатства от продажи ресурсов никак к ним не возвращаются в виде инвестиций, не растет отсюда и уровень жизни.

Да, Иран в серьезном экономическом кризисе. Отсюда инфляция, обесценивание риала, рост цен, отток капитала из страны. Но откуда этот кризис? 

Причин много, но ключевая – те самые санкции. Постарались США и частично ЕС (Иран почти отключен от SWIFT, ограничен экспорт нефти и газа и прочее), что привело к нехватке валюты, дефициту товаров и технологий, росту цен и инфляции. Из-за санкций и невозможности широко развиваться промышленности образованные иранцы уезжают, нет доступа к новейшим технологиям со всего мира, устаревает оборудование. Кроме того, иранская экономика – это экономика, долгое время строившаяся на нефтяных доходах, потому санкции в этой области наносят серьезный удар по ней.

Протесты в Тегеране 8 января, Иран / Википедия

Нельзя не сказать и о внутренних проблемах: коррупции и плохом управлении. Многие госкомпании в Иране в кризисе и неэффективны, как и везде, наличествует коррупция. Также Иран в связи со своим положением вынужден тратить большие средства на военные программы и поддержку союзников и прокси за рубежом.

Выйти из этого кризиса без снятия санкций невероятно тяжело и возможно только при помощи дружественных режимов. Поэтому сегодня США и другие заинтересованные страны потирают ручки, ожидая возможность дестабилизировать ситуацию и ввести в Иран свои режимы. Правда, сами американцы уже сегодня признают, что масштаб протестов недостаточен, чтобы снести режим, поэтому и бить по нему особого смысла нет – лучше заняться иранскими прокси.

Следует отметить, что различные источники, в первую очередь присутствующие в Иране российские граждане, сообщают, что протесты очень локализованы в городах, они не имеют такого широкого распространения, как пытается представить американская пресса. 

Хотят ли этого иранцы? Моё мнение – нет. Люди, которых мы видим на улицах, стремятся быть услышанными СВОЕЙ властью. Ирану требуется не иностранное вмешательство, которое только усугубит положение в стране, ведь не приведет к общественному консенсусу, обострит межэтнические отношения, начнет уничтожать региональную специфику и иранскую культуру. 

Али Хаменеи / Википедия

Да, Иран – теократическое государство чудовищно реакционного характера. Там отсутствуют многие кажущиеся нам обычными права человека, в ход идут жестокие репрессии, а ещё там, о ужас (нет, это реальность на самом деле, конечно), люди – глубоко верующие мусульмане с религиозным в первую очередь мировоззрением.

Но будет ли лучше при смене режима на очередную проамериканскую марионетку с ядерными объектами? Нет. Ведь империалистические амбиции США очевидно выходят из-под контроля, а продолжение этого сулит и региону, и России, и всему миру очень нехорошие последствия. Ведь все мы помним, как империалисты защищают свои сферы влияния, так ведь? 

Иран является дружественным режимом для России, и потеря этого союзника больно ударит по политической репутации страны. Кроме того, ещё снизится влияние России в регионе. В целом можно заметить, что США стали расставлять для России пометки – куда заходить нельзя, где больше не её место: Латинская Америка, Украина, Балтика, Сирия, Иран и многие другие. Всё это должно быть политически уничтожено как оплот влияния России, Китая, Индии и других стран, угрожающих американской гегемонии. А народы этих стран должны быть неоколонизированы и готовиться работать на американского дядю. Но этому не бывать, ведь народы рано или поздно будут готовы к сопротивлению иностранной интервенции и не сдадут свою Родину, будь то Куба или Иран.

Сантьяго-де-Куба / Куба / Википедия

«ВН»: – Ну вот события в Венесуэле скорее говорят, что не все народы готовы к сопротивлению. 

– Латинская Америка – сердце народно-освободительных движений против угнетателей. США как государство ненавидят свободных латиноамериканцев и желают наконец реализовать в полной мере доктрину Монро.

Сюда попадает и Венесуэла, обладающая самыми мощными запасами нефти в мире и так и не уложенная под сапог американского государства. Кроме того, Венесуэла сотрудничает с Китаем и Россией, поставляет нефть Кубе и вообще делает многое из того, что делать ей, с точки зрения Штатов, вовсе нельзя. 

Венесуэла движется по социалистическому пути, хоть этот социализм можно и критиковать, а кризис внутреннего управления зашёл так далеко, что можно подвести черту – власть не справляется с кризисом в стране. Но это и неудивительно, ведь фактически Венесуэла отрезана от внешнего мира и мировой экономики, не может сегодня продавать свой ключевой экспортный товар вовне, закупать оборудование и осваивать технологии – в общем, развиваться. 

Но и этого оказалось мало. Такая несговорчивость Венесуэлы, желание заграбастать рынок нефти и взять под контроль те страны Латинской Америки, которые ещё не ушли под США, – привели к сначала буквально водной осаде страны со стороны американцев. А 3 января 2026 года США точечно обстреляли различные военные объекты Венесуэлы, высадили свой контингент у резиденции президента страны Мадуро, которого взяли в плен и вывезли на территорию США, чтобы судить по обвинениям в создании наркокартеля и участии в наркотрафике. 

Николас Мадуро на борту десантного корабля США USS Iwo Jima / Википедия

Это обвинение абсолютно беспочвенно, ведь несмотря на наличие в Латинской Америке наркокартелей и транзита наркотиков в США Венесуэла не имеет к этому никакого отношения. Однако смена несговорчивого президента определенно была ключевой задачей спецоперации США в Венесуэле. 

Спецоперация, скажем честно, была выполнена блестяще. Кто-то пытается доказать, что она была проведена в результате договоренностей то ли с другими крупными державами, то ли с режимом Мадуро, то ли и с теми, и с другими. Аргументы в пользу этой версии есть, ведь американская сторона не понесла по существу никаких потерь – ни от венесуэльского ПВО, ни от военных с ПЗРК, ни от охраны президента (венесуэльцев и кубинцев). Однако разводить конспирологию я сейчас не хочу, скажу лишь, что информации этой подтвердить мы не имеем возможности, а проведение операции через договорняк не делает её менее блестящей. 

Так или иначе президент Мадуро оказался в руках у США, его место заняла вице-президент Делси Родригес, которая хоть и высказала радикальное недовольство деятельностью американцев, призвала на помощь мировую общественность, но уже начала договариваться с Трампом. На днях, по сообщениям СМИ, у них состоялся телефонный разговор, который, по словам Родригес, проходил «в атмосфере взаимного уважения», получился продолжительным и продуктивным. «Мы обсудили двустороннюю рабочую повестку в интересах наших народов, а также нерешенные вопросы в отношениях между нашими правительствами», – написала она.

Это намекает на то, что сговорчивую фигуру всё-таки нашли (хотя особого выбора у неё, конечно, нет). Это подтверждает факт продажи США первой партии нефти из Венесуэлы, о чем сообщила администрация президента 15 января 2026 года. 

Госсекретарь США Джон Керри и Дельси Родригес на полях генеральной ассамблеи ОАГ 14 июня 2016 года / Википедия

«ВН»: – Каковы итоги этой спецоперации в Венесуэле?

– Во-первых, свободная часть Латинской Америки медленно, но верно погибает без помощи перед мощным врагом в лице США. Трамп уже начал угрожать кубинцам, заявляя: «Куба готова пасть. Теперь у Кубы нет никаких доходов. Все их доходы были от Венесуэлы, от венесуэльской нефти. Больше они ничего не получают. Куба буквально готова пасть». К сожалению, с моей точки зрения, это так: Кубу убивает полное эмбарго, Куба погибает без топлива. Последние транши нефти, получаемые ей от Венесуэлы, прекратились, и проблемы из-за этого уже фиксируют СМИ. И до этого кубинцам было несладко, теперь всё усугубилось ещё больше. Свободолюбивые кубинцы будут продолжать сопротивляться, но какой запас их прочности – покажет только время. 

Во-вторых, США указывают, что китайские операции с нефтью Венесуэлы заканчиваются, теперь придется иметь дело с ними или сворачивать торги. Ровно то же и в отношении России: военное сотрудничество прекращено, а верный союзник России политически выключен из контактов. Отстоять его некому. 

В-третьих, США частично начинают контролировать рынок нефти. Как это скажется на мировой экономике – тоже покажет время, но инструментов для манипуляций тут у американцев теперь сильно прибавилось.

Виктория Янтурина / ВН

Виктория Янтурина

Тем не менее необходимо продолжать верить в народы Латинской Америки. Они не так просты, как нам кажется, – у них богатое партизанское прошлое, они свободолюбивы и активны, многие (в том числе Венесуэла) удачно переняли опыт Кубы по ведению партизанской войны, они отлично ориентируются на местности. Ещё не все кончено, и я лично верю в успешный исход, но для этого латиноамериканцам отдельных стран нужна помощь. И мне бы хотелось, чтобы эта помощь приходила и от российской стороны.

«ВН»: – История с Гренландией даже на этом общем фоне кажется чем-то фантастическим. Вы верите, что США будут захватывать остров? 

– На днях президент США Дональд Трамп заявил, что Гренландия нужна США для обеспечения национальной безопасности и строительства системы противоракетной обороны «Золотой купол». При этом он добавил, что процесс завоевания Гренландии должно возглавить НАТО. 

Он аргументировал необходимость завладеть островом тем, что «вокруг Гренландии повсюду находятся российские и китайские корабли». Премьер-министр Гренландии заявил накануне, что если жителям острова придется выбирать между США и Данией, они выберут Данию. На это Трамп ответил, что «это их проблема».

Здесь мы видим прямую и открытую наглость, которая позволяет американскому президенту просто заявлять, что часть другого суверенного государства нужна ему (видимо, точно так же, как и венесуэльская нефть). При этом легко можно предположить, почему для Трампа этот остров так принципиален.

Выступление Дональда Трампа на совместном заседании Конгресса (2025) / Википедия

Дело в том, что система «Золотой купол» – это программа, предполагающая создание многоуровневой системы противоракетной обороны, которая должна защитить материковую часть США. И здесь требуются некоторые пояснения: одним из видов обнаружения баллистических и крылатых ракет традиционно являются радиолокационные станции и комплексы (РЛС). Чем раньше будет обнаружена баллистическая ракета, тем раньше она будет сбита, ведь с определенного момента, а именно – когда отделятся боеголовки, сбить их по сути невозможно из-за скорости. Кроме того, боевые части не просто распадаются на осколки или обломки, каждая из них имеет свою систему наведения и направлена на конкретную цель. Поэтому сбить ракеты на первой стадии (стартовой) крайне важно, поэтому важно и РЛС иметь ближе к запускаемым объектам, и ПРО. 

Территория бывшего Советского Союза позволяла охватить чуть ли не весь мир и тем и другим, а вот у США с их территорией это проблематично. Учитывая, что американцы воспринимают Россию как угрозу, а баллистика легко отправится с территории России к США через полюс, эту область необходимо прикрыть. И тут на первый план выходит Гренландия и её территория, максимально близко расположенная к возможной траектории полета ракет.

Трамп отлично понимает важность рубежей для любой страны (тут будет уместна отсылка к Украине и желание России обезопасить свои границы), поэтому США готовы выдать много миллионов долларов Дании за Гренландию. А нет – так и силовым образом заберут, Гренландии с её 55-тысячным населением сопротивляться нечем, а Дания не полезет в крупномасштабные военные разборки с США за остров.

Американская военно-космическая база (12-я эскадрилья космического оповещения), Гренландия / Википедия

Вот так шаг за шагом американцы подъедают мировой пирог, прикрываясь необходимостью обезопасить себя, забывая, что их безопасность не должна создавать угрозу для других стран. А именно так и происходит. Под удар встают слабые народы и государства – их жизни неважны никому из серьезных политиканов и буржуинов, ведь есть вещи поважнее – капиталы и бряцание боеголовками за собственные интересы.



guest
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ