В Европе начинают готовиться к прощанию с Зеленским
Мир на Украине опять откладывается
Прошедшие в понедельник переговоры Трампа с Зеленским (сам американский президент назвал их успешными) привнесли львиную долю оптимизма в порядком уже завядший переговорный кейс между Украиной и Россией (трёхраундовые переговоры в Стамбуле закончились, по сути, ничем, если не считать обменов военнопленными). По крайней мере, складывается такое впечатление, что в Белом доме всерьез верят в то, что уже в самом ближайшем времени состоятся двухсторонние переговоры Зеленского с Путиным. Однако по многим намёкам и косвенным признакам такой исход – как минимум в объявленные Трампом сроки, то есть до конца августа – кажется очень и очень сомнительным.
Валерий Залужный и Владимир Зеленский (Фото: president.gov.ua)
Но даже если этот саммит и состоится, вероятность того, что Путин с Зеленским выйдут условно с мирным договором, – крайне мала (не будем забывать и про разность переговорных позиций, и про взаимную сильную антипатию российского и украинского лидеров друг к другу, да и конъюнктура на фронте покамест не способствует быстрому урегулированию). В особенности, если взять во внимание один момент, по которому даже во время «успешной» встречи Трампа с Зеленским не был найден компромисс. И этот момент – президентские выборы на Украине.
Что сказал Зеленский, когда Трамп заикнулся о выборах? Что проведение демократических выборов во время войны невозможно (хотя что касается именно президентских выборов, то в украинской конституции такой нормы нет). В ответ на это Трамп провел параллель с Америкой: «То есть вы говорите, что через три года, если мы будем в состоянии войны, выборов больше не будет? Интересно, что на это скажут фейк-ньюз». На что Зеленский засмеялся, отметив оригинальный подход Трампа, и тем самым закрыл тему. Не очень для него приятную. Потому что Владимир Александрович хорошо понимает, что шансы на то, что после выборов он останется в президентском кресле, – невысоки. Скорей всего, по их итогу Зеленский к своей президентской должности приобретет приставку «экс». А выборы неминуемо придется проводить после заключения мирного договора. Следовательно, чем дольше оттягивать это событие, увертюрой к которому, по идее, и должен стать саммит с Путиным, тем дольше Владимир Александрович будет находиться у власти. Все очень просто.
Возможно, Зеленский более бы ретиво отнёсся к перспективе мирных переговоров (в корреляции с принципом реальности, имеется в виду), если бы получил от своих западных союзников/покровителей гарантии, что он останется у власти (тут, видимо, срабатывает пост-/советский менталитет: вот и с белорусами тоже, если смотреть на опыт Александра Григорьевича). Но таких гарантий ему никто не даёт. Похоже, что даже наоборот. Вспомним историю, когда Зеленский решил взять под свой контроль сеть антикоррупционных структур, выстроенную ещё при поддержке демпартии США. Такие с виду милые и пушистые европейцы тут же встали в позу и погрозили пальцем, как бы намекая, что никто на Западе Зеленского как ровню и суверенного лидера, могущего по своему собственному решению идти на непопулярные меры, не воспринимает. А следовательно, никто его не рассматривает в качестве и послевоенного лидера Украины.
В пользу этой версии свидетельствует то, что едва только закончились переговоры с Трампом и пошла речь о саммите с Путиным, британцы, не теряя ни минуты, взяли быка за рога: так, как пишет Express, вчера ЦИКи двух стран подписали меморандум, согласно которому британцы будут оказывать украинцам посильную помощь в организации голосования за рубежом, а также возьмутся за регулирование финансирования избирательных кампаний и обеспечение безопасности избирательных бюллетеней и кандидатов.
И тут да, Владимир Александрович опять проморгал ситуацию: дело в том, что ныне действующий глава ЦИК Олег Диденко большой лояльностью к Зеленскому не отличается, ещё в 2020 году Ермак пробовал его снести, но за Диденко вступились американцы, поэтому вполне логично предположить, что чувствуя шаткость своего положения, глава ЦИК нашел новых покровителей в лице британцев.
К тому же тут следует понимать, что ещё в постмайданную бытность американцы, не слишком-то доверяя своим украинским партнёрам, лишь приобщающимся к демократии, выстроили и вокруг избирательной системы вертикаль наподобие антикоррупционной, и вот её-то, надо полагать, британцы нынче и взяли под свой контроль, став едва ли не главными в вопросе первых президентских выборов в Украине после завершения военного конфликта с Россией.
Впрочем, на эту новость, в принципе, можно было бы не обратить внимания, если бы на следующий день не появилась другая: по информации американской журналистки Кэти Ливингстон, экс-главком ВСУ, а ныне посол Украины в Британии Валерий Залужный уже открыл в Лондоне свой предвыборный штаб, на всех парах готовясь к предвыборной кампании. Разумеется, у Залужного эту информацию тут же опровергли, но, понимая, что, по сути, единственным беспроигрышным кандидатом на пост украинского президента является именно Валерий Федорович (не на Порошенко же ставить!), то версия с открытием предвыборного штаба кажется очень логичной и своевременной (ещё в конце июля российская служба внешней разведки сообщала, что в Альпах прошла секретная встреча американцев с британцами, на которой было определено, что новым украинским батькой станет не кто иной, как Валерий Федорович).
И сразу после этого появилась новость об экстрадиции на Украину из ОАЭ нардепа Федора Христенко, который считается, по крайней мере, по словам экс-нардепа Игоря Мосийчука, «ключевым свидетелем по делу пленок из квартиры Тимура Миндича» (на которых сохранились для потомков голоса очень близких к Зеленскому людей, а по слухам, и самого Владимира Александровича в моменты обсуждения разных коррупционных схем, в том числе и по выводу таких капиталов за рубеж, что на их отмывку даже пришлось подумать о покупке иностранного банка).
Похоже на цепь случайностей?
Не очень.
Очевидно, что под Зеленского начали копать и довольно серьезно: чтобы, если что, не взбрыкнул. Ну или использовать данные дела Миндича в ходе предвыборной кампании: несложно представить, что будет, если эти сведения неожиданно всплывут в разгар предвыборной гонки (это, видимо, делается на тот случай, если Зеленский захочет переизбираться, задействуя не совсем честные технологии, такие как недопуск кандидатов, их преследование, дискредитацию и т. п.). То есть выстраивается определенная система, целью которой является либо провал Зеленского на выборах, в случае если он на них всё-таки пойдет, либо создание такой ситуации, при которой его добровольный отказ от участия станет для него лучшим и единственным решением.
Поэтому для Зеленского последним шансом продлить свое пребывание во власти становится максимальное оттягивание той ситуации, при которой выборы станут неминуемыми даже с его ремаркой о невозможности их проведения во время военных действий на территории Украины. Следовательно, никаких мирных переговоров. Встреча с Путиным? Почему бы и нет. Очевидно, что Зеленскому не надо даже особенно стараться (как он это делал в случае с Трампом), чтобы она провалилась с треском и грохотом, достаточно упереться рогом в те же самые административные границы Донецкой области. И – всё. При этом он может креститься и божиться, что по завету старшего товарища проявил максимальную гибкость (садился на шпагат и откидывался на мостик). Так что последнему, Трампу то есть, стоит поубавить оптимизма: не видать ему Нобелевской премии мира за Украину (и в этом году точно), как своих ушей.