«Столыпинские реформы, – пишет в биографии Столыпина Святослав Рыбас, – это последняя попытка тогдашнего общества отстранить от власти разлагающуюся петербургскую верхушку и провести без разрушения государственности либеральные реформы…».
И далее: «Против Столыпина выступили три силы: левые в лице социал-революционеров, у которых реформы выбивали базу революции; правые, у которых реформы устраняли их опору в помещичьем землевладении, и, наконец, царское окружение, которое стремилось свести реформы к минимуму, так как они ограничивали его власть».
Я не случайно цитирую здесь книгу Святослава Рыбаса, вышедшую в серии «Жизнь замечательных людей»: именно она стала основой для спектакля, который идет на Малой сцене МХАТа. Пьесу писал сам автор в сотрудничестве со своей дочерью Екатериной.
В центре постановки – фигура Петра Аркадьевича, его отношения с царем, с могущественными министрами, первыми лицами империи и не в последнюю очередь – жизнь в кругу семьи, отношения с близкими людьми. Вот жена (Мария Янко), трогательно беспокоящаяся о муже, вот дочь (Екатерина Черевко), которая имела несчастье увлечься не тем человеком и навлечь на себя неодобрение отца (роль которого играет Эдуард Флёров).
А между тем над головой премьер-министра сгущаются тучи. Царь (Кирилл Зайцев), прежде доверявший ему, один за другим отклоняет проекты Столыпина. Эсеры охотятся за премьер-министром, и хотя до поры до времени их покушения приводили лишь к гибели ни в чем не повинных людей, случайно оказавшихся поблизости, отказываться от своих планов революционеры вовсе не намерены. И как будто этого мало, против Столыпина выступают и те, кто считаются опорой империи: царедворец Дурново (небольшая, но колоритная роль Андрея Погодина) и министр финансов Коковцев (Никита Померанцев).
Круг действующих лиц не ограничивается современниками Столыпина: в видении герою является, например, Суворов (Михаил Сиворин), который был предком супруги премьер-министра. Также в спектакле упоминается о родстве Столыпиных с Лермонтовым и о дружбе со Львом Толстым (об этом, впрочем, подробнее рассказывается в книге).
Временные рамки спектакля ограничены периодом с 1906 года – точнее, с августовского покушения на Столыпина, во время которого погибло множество людей и двое его детей получили тяжелые ранения – до последнего, одиннадцатого покушения, которое произошло пять лет спустя. Сам Столыпин в спектакле представлен как человек долга, человек чести, который пытается до последнего защищать империю, от которой так или иначе все отступились. Но императрица Александра (Наталия Медведева) видит в его лице только претендента на власть, который способен уменьшить власть ее супруга, если добьется своего, а значит, является ее врагом. Она не останавливается ни перед чем, чтобы восстановить императора против премьера.
И Столыпин фактически остается в полном одиночестве – несмотря на то, что занимает чрезвычайно высокое положение, которому многие могли бы позавидовать. Жена Ольга, хоть и предана Петру Аркадьевичу и во всем поддерживает его, не скрывает, что ради его безопасности и ради безопасности детей предпочла бы, чтобы он больше не был премьер-министром. Однако трагедия таких людей, как Столыпин, заключается в том, что они не могут просто так взять и превратиться в частное лицо. Он слишком серьезно относился к своей миссии, чтобы смириться, признать свое поражение и отойти в сторону.
В роковой осенний день 1911 года судьба настигла его и пулей террориста поставила в его жизни точку. Мог ли Столыпин удержать огромную, раздираемую противоречиями империю от сползания в пропасть, проживи он подольше? Этот вопрос каждый зритель волен разрешить по-своему, посмотрев спектакль.
Возрастное ограничение: 12+
Это дало бы ЕС возможность немедленной реакции, чтобы не нужно было просить США о предоставлении…
Глава МИД Азербайджана сообщил, что республика собирается направить 10 миллионов долларов на восстановление Украины
Эти слова не были бы так интересны, если бы их не произнес глава украинского МИДа…
Удар был нанесен в район «Новой Почты», где находились склады военные склады ВСУ
90-е – преступление против народа или неизбежный этап развития?