Культура

«Суперзвезда» Брюно Дюмона: закат западного мира

Следовало ожидать, что французский режиссер Брюно Дюмон вновь обратится к жанру комедии, который никак не вяжется с его образом мистика и философа-одиночки. Он проделывал такой трюк уже несколько раз — в 2014 и 2018 снял два изворотливых мини-сериала «Малыш Кенкен» и «Кенкен и инопланетяне» про глухого мальчика с заячьей губой, а в 2016 явил миру фарсовую историю о чудаковатых каннибалах «В тихом омуте». Постановщик экспериментирует, смешивает краски, но в то же время тянется к зрительскому кино. Понятное дело, что Дюмону не интересно просто смешить людей и уж тем более смеяться самому, комическое он анализирует на предмет серьезности. Однако наблюдать за ним все равно интересно — для него и ирония, и сатира являются тем же драматическим способом постановки вопроса о человеческом бытии.

«Суперзвезда» — лента хитрая, с двойным дном, что для Дюмона, опять-таки, норма. Сразу и не сформулируешь, о чем она на самом деле. На поверхности лежит довольно прямолинейный сюжет, разворачивающийся вокруг популярной журналистки Франс де Мер (Леа Сейду). Прославилась она тем, что отважно лезла в горячие точки и под свистящими пулями толкала на камеру гуманистические речи. Теперь она лицо главного телевизионного канала страны и не может спокойно выйти на улицу — поклонники тут же окружают ее, просят автографы и селфи. Жизнь расписана буквально по секундам, и на семью — мужа романиста-эссеиста и длинноволосого сынишки — времени практически не остается.

Бешеный ритм жизни прерывается, когда Франс, направляясь на работу, случайно сбивает курьера. У нее вдруг появляется возможность остановиться и взглянуть на себя со стороны, подумать, а нужно ли ей вот это все? Она навещает курьера, разговаривает с его нетрудоспособными родителями, вроде бы осознает свою вину и возмещает ущерб. Подолгу смотрится в зеркало, плачется у психолога, подумывает завязать с телевидением. В общем, ничего сверхъестественного.

Но в имени глуповатой Франс де Мер зашита фраза «Франция умирает». И тогда становится ясным гротескность происходящего — «Суперзвезда» (или «France» в оригинале) едкая и наглая насмешка над родиной режиссера. Дюмон сознательно сравнивает полированные военные репортажи о французской миссии в арабских странах и скучную реальность Парижан — эти категории как будто соревнуются в создании качественной симуляции для потребления. От того и величественные улицы древнего города из окон машины Франс де Мер намеренно выглядят компьютерными и замутненными. Да и машина героини тоже бутафорская — в одном эпизоде ей даже не пришлось открывать дверь, чтобы выйти.

Чего стоят умилительные светские разговоры вприкуску с красной икрой: «Капитализм — это значит жить для других, а достойная смерть — это смерть в бедности». «А вы за правых или за левых», — спрашивает напыщенная дама у Франс, отвлекается на звонящий телефон и мгновенно забывает о своем вопросе. А словоохотливая женщина, узнавшая Ангелу Меркель на курорте, никак не может вспомнить имя канцлера Германии, но преклоняется перед его медийностью. Никому ни до чего нет дела, только какой-нибудь интернет скандал с участием глянцевой знаменитости взбудоражит на несколько дней обывательское сознание.

«Настоящее господство всеохватывающей банальности», — сказал бы знаменитый философ Ги Дебор. Тоже француз, между прочим.

От фанатов и панических атак Франс де Мер спасается в немецком санатории, вдали от цивилизации. И на какое-то время кажется, что заснеженные горы — единственное прибежище человека, где в тишине он еще способен испытать истинное ощущение жизни. Но иллюзия рушится и здесь: помимо назойливых поклонников, вырастающих из ниоткуда, с Франс де Мер знакомится молодой университетский преподаватель, который внезапно начинает горланить ей песню на латинском языке. Оказывается, она об апокалипсисе. Но Франс де Мер будто забыла значение этого слова и пропускает его мимо ушей.

В этой картине Брюно Дюмон умышленно дистанцируется от кино как такового. После ошеломляющей «Фландрии» (2006) или выдержанной «Камиллы Клодель, 1915» (2013), «Суперзвезда» смотрится невыразительно и скромно. В кадре вместо непрофессиональных актеров — европейские звезды (Леа Сейду, Бенжамин Биолэй, Бланш Гарден), сама лента наполовину состоит из телевизионных шоу и новостных репортажей. Но это всего навсего обман, ехидное заигрывание со зрителем.

Фирменный, отстраненный стиль французского постановщика врывается в омертвевшее пространство фильма ближе к концу, когда Дюмон неожиданно цитирует самого себя. Предваряет финал до ужаса смешная сцена гибели семьи Франс де Мер, снятая как реклама нового кроссовера от Citroen. А уже в эпилоге друг за другом следуют стандартные дюмоновские эпизоды. Героиня берет интервью у жены маньяка, убившего и изнасиловавшего девочку (привет, «Человечность»), потом на секунду камера запечатлевает тревожное мгновение увядающего пейзажа, как на картинах барбизонцев, а завершает «Суперзвезду» беспричинное, иррациональное насилие. Дюмон здесь словно хохочет над самим собой, но все равно остается абсолютно серьезным, вытаскивая на свет то, что действительно заслуживает внимания.

Денир Курбанджанов

Recent Posts

Си Цзиньпин затаил дыхание: выдаст ли МУС ордер на арест Нетаньяху?

Как может измениться мировая геополитическая конъюнктура, если израильский премьер попадет в списки военных преступников

4 часа ago

Павел Дуров написал по-английски о том, как любит украинский

Павел пишет, что семья его мамы родом из Украины, а различиями и сходствами украинского и…

10 часов ago

Сегодня у телеканала «Дождь»* день Гарри Поттера

В этот день десять лет назад в Доме Профсоюзов были зверски, реально зверски убиты, сожжены…

10 часов ago

Постпред Украины при ООН намекает на удар по Крымскому мосту

Постоянный представитель Украины при ООН Сергей Кислица опубликовал в соцсети X коллаж, содержащий «шесть основных…

10 часов ago