Наши колонки

Старый Новый год и старый новый Лимонов

Два года назад, вернувшись из Италии, где я сопровождал в книжном турне Эдуарда Лимонова, я накупил его новых книг. Книги я прочитал запоем и написал по ним обзор, о котором мне напомнил сегодня мой электронный дневник.

Напомнил весьма кстати. Только вчера вместе с военкором Семёном Пеговым, находясь в отеле разгромленной бунтовщиками Алма-Аты, мы обсуждали Эдуарда, которого знали лично и сопровождали во многих поездках.

Кстати, в одной из книг описываются события, которые напрямую касаются Казахстана, а точнее, его северных территорий.

Так что, думаю, этот обзор двухгодичной давности актуален сегодня, в старый Новый год, как никогда. Как актуален и писатель Эдуард Лимонов.

Читайте мой обзор. Читайте Лимонова. Читайте много, много Лимонова. Это великий русский писатель, мыслитель, пророк, маг и чародей. И единственная русская рок-звезда мирового масштаба.

СТАРЫЙ НОВЫЙ ЛИМОНОВ

– Так мы же с вами тоже украинцы, – разговор с Эдуардом зашел за хохлов.

– Я вот выяснил, что нет, – серьезно сказал он, таким образом оставив меня наедине со всей моей украинской родней (вот они: дяди, тети, дедушки, бабушки, братья, сестры, племянники, двоюродные, троюродные, четвероюродные и юродные пяти, стоят в вышиванках у трехсотлетнего дуба на опушке леса, смотрят на меня, не отпускают).

– А, это вы о той своей книге говорите? Я ее еще не читал, – но содержание я уже примерно знал, в своем блоге Эдуард упоминал, что написал книгу, где нашел своего прадедушку дворянских кровей.

– А ты почитай. Там история всей страны.

Книги Эдуарда я читаю с детства. Еще в школьной гимназии я прочитал самую его известную и самую его скандальную, и она взорвала мне мозг. Она инициировала меня, определила мою судьбу. И случилось так, что эта судьба через годы свела меня близко с самим автором.

Я купил сразу четыре книги Эдуарда. Две новые и две совсем новые. И прочитал.

СЕДОГО ГРАФА СЫН ПОБОЧНЫЙ

Будучи простым и обычным парнем с Салтовки, криминально-пролетарского района послевоенного Харькова, Э («Э» – наглая, несгибаемая буква с жалом – так я в своих дневниках обозначаю Эдуарда) давно подозревал, что он не простой и не обычный. И действительно, стал же он писать еще в Харькове крутые стихи. А потом и крутую прозу. А потом Э уехал в Москву. Потом в Европу, потом в Америку, потом в Париж. Потом участвовал во многих военных конфликтах, связанных с распадом СССР, а потом, уже вернувшись в Россию, сидел за попытку создать вооруженный отряд. В мире Э стал известным писателем, а в своем отечестве – пророком. Мог ли всего этого добиться простой парень с Салтовки?

Для писателя всегда важны детали, и Э вспомнил, что его отец маниакально ухаживал за своими ногтями, обтачивал, полировал, покрывал лаком, и еще в детстве подсознание Э подсказало, что его отец – граф. Тогда эту свою детскую фантазию он зафиксировал в дневнике. А сейчас, уже будучи в преклонном возрасте, провел расследование, которое привело его к выводу, что действительно, да, он потомок аристократического рода Звегинцевых.

Конечно, прочитав книгу, можно возразить, что, по сути, кроме сходства отдельных представителей рода Савенко и Звегинцева, доказательств нет. Но скептики забывают, что хороший писатель благодаря своей творческой силе обладает сильнейшим даром убеждения. А Э – отличный писатель. Лично я ему верю. Он не врет.

Э «поднял» из могил все своих ближайших, дальних и предполагаемых родственников. Сдул пыль с архивных фото, вспомнил семейные легенды. Для писателя не существует белых пятен – то, чего не хватало, Э дополнил своим воображением. Например, он нарисовал встречу предполагаемого прадеда с его прабабкой, в результате которой и был зачат дед-бастард. Для пущей убедительности Э распылил в этой сцене запах навоза.

Помимо своего «седого графа», Э нашел и своего родного дядю, дядю Георгия, которого видел только на фото. В 18 лет тот ушел на войну, сразу попал в плен и умер от туберкулеза и менингита в лагере для военнопленных. Пронзительная по трагичности судьба.

БУДЕТ ЛАСКОВЫЙ ВОЖДЬ

– Я пойду покурить, – мы сидели в холле отеля и ждали такси, которое нас должно отвезти на вокзал Римини.

– Ты самый х****й [отвратительный] солдат в отряде партии – на это ответил мне Э. Я вышел покурить.

А уже ночью, когда мы прилетели в Шереметьево, Э меня похвалил:

– Дима – молодец, он представлял НБП* (запрещенную бла-бла-бла в РФ организацию) в единственном лице.

Кстати, о вооруженном отряде.

Когда я стал читать «Будет ласковый вождь» (придумать великолепное название – это как пол хорошей книги написать!) я понял, что это о***тельное [великолепное] произведение.

Повествование ведется от нацбола Колеса – «Привет, это я, Колесо», – прототипом которого является реальный человек, которого в нашей партии знают все. Я думаю, что Колесо в Барнауле очень удивился, когда узнал, что Э про него книжку написал.

Представляю, как будут плеваться плешивые литературоведы и филологи, читая «Ласкового вождя…» – книга нарочито написана так, как будто пэтэушник взялся за перо. Но это – живая литература. А вы судите по законам мертвой, в которой и копаетесь с пинцетами.

В основу повести – все-таки это повесть, мало для романа – легла реальная история, за которую Э реально отсидел. Она давно просилась на шарик авторучки. Так что пусть и произведение художественное, но все совпадения с реальными персонажами неслучайны. Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок. Читать эту книгу одно удовольствие.

ФИЛОСОФИЯ ПОДВИГА

– Ты всякое старье переводишь! Кому нужен этот «Палач»! – когда мы прилетели в Рим, итальянский издатель Тети еще не надоел Э, он тепло с ним встретился в аэропорту, и они болтали всю дорогу.

– Я новую книгу написал. Она а-**-енная [потрясающая]! Перевел бы лучше ее! Там о подвигах, о приморских партизанах.

Главу о приморских партизанах я не обнаружил (были ли мальчики?). Зато в ней есть расстрига французской революции Жак Ру, Нечаев, Че Гевара, Каляев, бомбисты «Народной воли», кое-кто из которых до сих пор увековечен в названиях улиц. А также рафовцы, обезглавленный Пугачев, Гаврила Принцип с оторванной рукой. Из глубины веков восстал Савонарола – памятник ему мы видели в Ферраре. Чистый, светлый, святой – Иван Каляев с русой бородой (мне почему-то кажется, что у него русая борода). И Иисус Христос, договорившийся с Иудой, – Э приперчил свою книгу ересью.

Сгустки человеческой энергии, ангелы и демоны революции разбросаны по главам во временном беспорядке.

Хаос наблюдается и внутри глав – …25,14,15,16… – в таком порядке цитирует Э понравившиеся параграфы нечаево-бакунинского «Катехизиса революционера». А цитируя боливийский дневник Че, Э вплетает и свое я в те неудачные для команданте дни – читая, не поймешь, чьи эти строки.

Часто упоминается царственное имя Александра II, которого в качестве мишени избрали народовольцы. Каракозов – мимо, Нечаева – в Петропаловку «навсегда», Перовская, Желябов, Гриневецкий – попал.

ПОВАРЕННАЯ КНИГА НАСЕКОМЫХ

– Стихи? – у Э разговор с Тети зашел об издании в Италии сборника его стихов. – Да на*** [зачем] они нужны!

Некоторые ценят Э больше как поэта, чем как прозаика. К этим некоторым можно причислить и меня. С какого-то возраста я очерствел и перестал проникаться стихами, тем более их писать. Стихи – это особая стихия, особый язык, тут нужен особый слух, мало кто им обладает. Является правилом, что настоящий писатель обязательно пишет стихи, пусть и плохие. А Э пишет гениальные стихи. Я приведу пример одного из любимых, правда, он не из этого сборника:

И вязкий Ленин падает туманом

На ручки всех кают над океаном,

И ржавый Маркс, – заводоуправления

Прогрыз железо: ребра и крепления,

И черный Ницше – из провала – крабом,

И толстый Будда, вздутый баобабом,

И острый я – как шип цветов колючий

На Украине призраков летучих,

На Украине снов, где Гоголь с вязами,

Где буки и дубы, и рощи базами…

Такие мы. А вы какие?

Мы – неземные. Вы – земные.

 

Межрегиональная общественная организация «Национал-большевистская партия» (НБП) признана экстремистской решением Московского городского суда от 19 апреля 2007 о запрете деятельности (вступило в силу 7 августа 2007).

Дмитрий Селезнёв

Recent Posts

Часов Яр

Наши военные звонят украинским с предложением покинуть дома и укрепления

15 часов ago

Евровидение. Весёлый песенный концерт

Хорошо, нас там нет

18 часов ago

В Хельсинки на кладбище Малми Кивико местные облили краской памятник советским воинам

При этом глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин поручил возбудить уголовное дело за осквернение памятника…

18 часов ago

Жуткие кадры падения автобуса в реку Мойку

За рулем 44-летний Рахматшох Курбонов

1 день ago

Мишустин утвержден в должности премьер-министра России

Госдума согласовала кандидатуру

1 день ago