Актуальное

«Шукшин приглашал меня во все фильмы. А вы все Афоня да Афоня…» Почему Леонид Куравлев стал любимым русским актером поколений

30 января на 86-м году жизни в Москве скончался один из самых популярных русских артистов Леонид Куравлев.

Афоня в «Афоне», Жорж Милославский в «Иван Васильевич меняет профессию», Пашка Колокольников в «Живет такой парень», Шура Балаганов в «Золотом теленке», Айсман в «Семнадцати мгновениях весны» и далее по списку.

Любой человек старше 30 лет помнит роли актера. Узнает его в лицо и, скорее всего, вспомнит цитаты из выдающихся работ.

Высший показатель всенародной славы сегодня – попасть в рекламу главного зеленого банка страны, где молодого Куравлева «реанимировали» в образе Милославского, попавшего в современную Россию с помощью высоких технологий.

Парадокс, да? Ведь он был невероятно далек от них – и невероятно близок к земле. Актер, которому путь в кино проложил влиятельный и знаковый почвенник Советского Союза Василий Шукшин.

– В 1960 году я окончил институт, а Шукшин снимал для диплома небольшой фильм «Из Лебяжьего сообщают», – вспоминал Куравлев. – Помощница по актерам видела меня в картине «Мичман Панин» и запомнила. Она и сказала Шукшину: «Появился интересный студент. Только что окончил». – «Что он окончил? – спросил Шукшин. «ВГИК». – «А, наш. Пригласите его, я на него посмотрю». Я приехал и узнал в Шукшине того самого необычного студента, одетого в гимнастерку и сапоги. Хотя он уже был в костюме. Он утвердил меня на роль Сени Громова. Это начало моей дружбы с Шукшиным, которая продолжилась фильмом «Живет такой парень». Вот я сказал – «дружбы». Я осторожен в этом смысле, понимал, когда только он начинал снимать свои картины, что это за фигура – Василий Шукшин. Но сам Василий Макарович в одном из очерков написал, что мы друзья. Сам я бы не осмелился сказать: «Шукшин мой друг!» – когда ушел Высоцкий, умер Шукшин, друзей сразу образовалось очень много… И вот «Живет такой парень». Видимо, он своим талантливым взором прочитал во мне некую судьбу, некий характер, который ему пригодился в этой работе. Я там похож, характером похож».

Быть похожим характером, а не лицедействовать – вот в чем отличие метода Шукшина и Куравлева.
Именно поэтому он убирал с пути бесконечно одаренного и ослепительного Андрея Миронова (на пробах к комедии «Иван Васильевич меняет профессию»), брутального и харизматичного Владимира Высоцкого и смертельно правдивого Георгия Юматова (на пробах к комедии «Афоня»).

Зеркальное отражение глубинной русской души. Безразмерность характера. Нечеловеческая органика в кадре на любых планах и с любыми партнерами. Искусство не выпячивать себя. И, конечно, умение грустно улыбнуться глазами.

Все это Куравлев вытаскивал из себя не при помощи ремесла, а «применяя» нутро. Русское, советское, органическое, хтонное. Ему не надо было красоваться и рисоваться. Щеголять мышцами, умением «погрузиться» или голливудской фактурой, как у Олега Видова.

Леонид Вячеславович был сыном слесаря авиазавода «Салют» и дамского парикмахера, как сам выражался.
И этого, представить только, было достаточно, чтобы сыграть любого героя – в диапазоне от матроса и оберштурмбанфюрера СС до гоголевских и булгаковских персонажей, а еще Александра I и Робинзона Круза.
Стать звездой всесоюзного масштаба. И не только.

Он мог все, потому что не выдавал и не ВЫДУМЫВАЛ ничего специально. Никаких амплуа отродясь не имел. Ни в какую «обойму» не входил.

Великие режиссеры – Василий Шукшин (в честь которого актер назвал сына), Лев Кулиджанов, Глеб Панфилов, Юрий Озеров, Леонид Гайдай, Станислав Говорухин, Георгий Данелия, Татьяна Лиознова, Алла Сурикова, Владимир Меньшов – были счастливы заполучить его в собственные картины.

Почти все фильмы с ним были лидерами советского проката – «Афоню» только за 1975 год посмотрели более 60 миллионов зрителей. Многие («Вий» и т. п.) закупали для зарубежного проката в США, Аргентине, Финляндии и Франции.

Можете себе представить пролетария, которому светила работа с заготовками у станка вслед за отцом, взмывшего ввысь до кинотеатров в США? American dream? NO. Этот социальный лифт давала кнопка «СССР». Куравлев понимал это. Ценил. И не предавал до конца.

– К сожалению, сейчас модно ругать прошлое время, – сетовал актер. – Это очень прискорбно. Получается по-предательски. Олигархи какие-то, а народ – «ватник» какой-то. Почему? Я очень, очень люблю то время, я его не предаю. Была молодость: влюблялся, учился, очень хорошо женился. Снимались замечательные картины. Это был ренессанс кинематографа. Где сейчас это?

При всей неаристократичной генеалогии Куравлев, по свидетельствам очевидцев, оставался крайне деликатным и совсем не по-слесарски интеллигентным человеком. Нет, он не стремился войти в высшее общество и поиграть в интеллектуала, как модно сейчас. Презирал тусовки и понты. Он всегда помнил, откуда он, любил и стремился к честным деревенщикам. Обожал сказки и прозу Шукшина.

– Шукшин – необычная фигура в истории русского искусства, – подчеркивал Куравлев. – Он не только режиссер со своим языком, который нельзя ни с кем спутать. Неохватная фигура – человек будущего. Он еще не расшифрован по-настоящему. Эта его дикая, сумасшедшая любовь к народу, к нации, причастность к ней… Он страдал очень. Страдал за народ. Он – нерв. Ему и была предназначена, видно, из-за этого короткая жизнь. Помнится одна его фраза. Дело было на Алтае, на Чуйском тракте, где мы снимали натуру для фильма «Живет такой парень». В кадре требовалось солнце, а несколько дней лил дождь. И Василий Макарович, и все мы нервничали – все ждали, когда погода наладится. И вот здесь в какой-то задумчивости, как бы обращаясь к самому себе, Шукшин вдруг сказал: «Неужели моя земля меня подведет?..» В трудную минуту обратился он за помощью к родной земле, и она словно услышала его – вскоре тучи разошлись и стало щедро светить солнце. Но тогда я мало знал Шукшина, и слова его показались мне высокопарными. Только много позже я понял, что он имел на них право: Шукшин был сыном родной земли – плоть от плоти ее. Как березы».

Такой же плотью стал и Куравлев. Врос в почву навсегда могучим актерским дубом. Да, он жил в знаменитом «Доме на набережной» в Москве. И что? Это ни коим образом не выбило почву из-под ног артиста. Не вырастило на его лбу корону. Не заставило влюбиться в мир капитала.

После ухода любимой жены артист не нашел новую и молодую, как сейчас принято (наоборот, в знак верности поставил на Троекуровском кладбище двойной памятник, на котором при жизни выбил свое имя рядом с именем жены без даты смерти). Он замкнулся, отказывался от пошлятины, что предлагали продюсеры, и стал жить, следя только за здоровьем. На остальное времени и сил было жалко.

Но отрешенность души чаще всего порождает и отрешенность мира. Куравлев пропал из бездарного современного кино. Пропал из родного дома (его положили в дом престарелых, а затем и хоспис). Пропал из жизни. Чтобы показать всем, как бывает, если человек не находит применения внутренней народной скромности, потребности любить и архивным человеческим качествам.

 

Автор Егор Шилов

Егор Шилов

Тайный автор «Ваших Новостей". Самый злой. Родился давно, живёт долго, никого не любит.

Recent Posts

Помните, был такой конкурс «Евровидение»?

Россия не участвует в конкурсе с 2021 года. У нас тут дела немного поважнее, мы…

55 секунд ago

Путин поедет на инаугурацию на рестайлинговом Аурусе

Те, кто едет на мероприятиие на своих старых Майбахах, готовьте платочки, чтобы вытирать слёзы зависти

4 минуты ago

Си сказал свое слово Западу

Пекин не просто сотрудничает с Москвой, но и оказывает ей военную помощь

7 минут ago

Этот кризис можно разрешить, только если привлечь всех

Министр обороны Италии Гвидо Крозетто призвал к перемирию на Украине и к мирным переговорам с…

10 минут ago

Кто будет следующим после Украины: Запад готовится к российской «СВО 2.0»?

Европа и США переходят в режим «предвоенной реальности»

15 часов ago