Проклятый вопрос, или Что мешает миру на Украине
До мирных переговоров снова, как до Луны
Зеленский продолжает ужесточать свою риторику: сначала он отверг требование России о статусе русского языка (хотя, по словам главы внешнеполитического ведомства РФ Сергея Лаврова, на признании русского языка как государственного никто и не настаивает; тут можно добавить, что де-факто он и так является государственным: если не брать в расчет Западную Украину, то львиной доле населения Незалежной куда сподручнее говорить на русском, чем на украинском, который вводят принудительно, как картошку во времена Екатерины) и вернулся к требованию о прекращении огня до мирных переговоров (что вроде бы уже было согласовано, то есть идея перемирия была отброшена в пользу всеобъемлющего мирного договора), а затем в своем обращении на День независимости он и вовсе заявил, что «Украина никогда больше в истории не будет принуждена к позору, который русские называют «компромиссом»», видимо, подразумевая, что никаких территориальных уступок сделано не будет.
В. Зеленский. Фото: Oleg Petrasyuk /EPA/ТАСС
Нет, конечно, Зеленский как президент (по крайней мере, Запад его статус признаёт) может говорить что угодно. Идти в отказ? Да пожалуйста. Но в том ли он положении, чтобы делать это?
Судя по динамике на поле боя (линия фронта неуклонно сдвигается в сторону Киева), по той поддержке, что оказывают союзники (и прежде всего США, которые, как пишет Wall Street Journal со ссылкой на источники в США и Европе, уже с весны отказывают в согласовании ударов ATACMS и британских Storm Shadow (наведение производится через американские спутники) по целям на территории РФ; по информации издания, «как минимум один раз Украина пыталась применить ATACMS по цели на территории РФ, но получила отказ») и по располагаемым ресурсам, прежде всего в живой силе (по словам экс-начальника штаба «Азова»* Богдана Кротевича**, «бригады стоят на линии фронта с укомплектованностью 30%. По уставу они вообще небоеспособны. Однако им постоянно приходят приказы наступать, восстанавливать тактическое положение, возвращать позиции и так далее. А они даже обороняться не могут»; более того: по его мнению, ситуацию не исправит и ударная мобилизация: «Даже если завтра условно за один день в армию мобилизуют 100 тысяч украинских военнослужащих, они пройдут месячный базовый курс и попадут в войска, это изменит обстановку буквально на пару недель, а потом всё снова вернётся туда, где было», – отметил украинский военный), а также по обозримым перспективам (тут надо иметь в виду позицию США, а США выступают за мирные переговоры: так, например, поздравляя Незалежную с Днём Независимости, Трамп заявил, что «сейчас настал момент положить конец бессмысленным убийствам. Соединённые Штаты поддерживают переговорное урегулирование, которое приведёт к прочному и долгосрочному миру, положит конец кровопролитию и обеспечит суверенитет и достоинство Украины»; а после него вице-президент Джей Ди Вэнс, которого уже сейчас пророчат в преемники Трампа, в интервью телеканалу NBC News выразил надежду, что мирные переговоры пройдут в ближайшие полгода), – Владимир Александрович явно не в том положении.
И да, он это и сам прекрасно понимает: как пишет The New York Times со ссылкой на бывших и нынешних украинских чиновников, Киев рассматривает вариант с выводом ВСУ с территории Донбасса в обмен на надёжные гарантии безопасности (а с ними тоже немало проблем: с одной стороны, РФ хочет, чтоб одним из гарантов стал Китай, чему противится Украина, с другой – Европа боится давать добро на аналог пятой статьи из-за страха войны с Россией; да и США не рвутся сильно вписываться за Незалежную, пытаясь все переложить на Европу). Но даже если такие гарантии и будут даны и согласованы с Кремлём (на ввод миротворцев, на чём настаивают некоторые западные ястребы, Москва, думается, никогда не даст согласие, если конъюнктура как-то сильно не изменится, и не в ее пользу), есть и ещё одна непреодолимая преграда для мирного урегулирования: вопрос власти. Как отметил Лавров телеканалу NBC News, Москва признает Зеленского «де-факто главой режима» и в этом качестве «готова с ним встречаться», но «когда дело дойдет до подписания юридических документов, у всех должно быть ясное понимание того, что подписывающее лицо является легитимным. Согласно конституции Украины, Владимир Зеленский таковым на данный момент не является».
То есть Москва настаивает на проведении на Украине президентских выборов до подписания мирного договора, которые, выборы то есть, с высокой долей вероятности Владимир Александрович проиграет. По крайней мере, если его соперником на оных станет экс-главком ВСУ, а ныне посол Украины в Великобритании Валерий Залужный, который, как пишет The Guardian со ссылкой на источники, не исключает своего выдвижения, в пользу чего свидетельствует то, что он отказался играть в политические игры на стороне Зеленского: «На встрече в ноябре прошлого года, как сообщил осведомленный источник, Ермак предложил Залужному официально присоединиться к политической команде президента, чтобы выступить единым фронтом перед будущими выборами. Залужный отказался, но пообещал Ермаку, что не будет публично критиковать Зеленского, пока продолжается война, сообщил источник. «Если я решу, что хочу идти в политику, вы услышите это сначала от меня, в частном порядке», – сказал Залужный Ермаку», – сообщает издание.
Поэтому вряд ли Владимир Александрович будет двигаться в сторону мирного урегулирования. Не исключено, что даже если Москва предложит совершено шикарные условия (а, по словам Вэнса, Владимир Путин и так уже пошел на компромисс: «Я не говорю, что русские уступили во всем, но они признали, что Украина сохранит территориальную целостность после войны. Думаю, русские впервые за 3,5 года пошли на значительные уступки Трампу и готовы были проявить гибкость в плане некоторых своих основных требований», – подчеркнул он в уже упоминаемом интервью NBC News), они будут отвергнуты Киевом. Если как-то не урегулируют вопрос с президентством Зеленского (ну или Штаты очень жёстко не надавят на Киев (а они, в принципе, могут это сделать), что у Зеленского просто не будет иного выхода, как уйти в отставку или провести выборы). А до этого – даже думать нечего: никаких мирных переговоров не будет, что бы там не заявлял Вэнс, Трамп или ещё кто бы то ни было.
*Террористическая организация, запрещённая в РФ
**Внесён в российский реестр экстремистов и террористов