К письму прилагается конверт, сияющий приветливой российской маркой. Я искренне считаю Олега Владимировича Кашина замечательным представителем современной русской литературы. Крупного романа он вроде пока не написал, но одной книжкой «Горби-дрим» я бы прикрыл несколько толстых переплётов. А ряд его статей и даже стримов на «Ютубе» можно было бы с лёгкостью конвертировать в хорошенький нон-фикшн с примесью гонзо-журналистики.

Сам стиль кашинской речи – это, конечно, не Саша Соколов, но иногда что-то очень похожее, как если бы герой «Школы для дураков» пошёл в журналистику вместо скучных наблюдений за тем, как железнодорожная ветка превращается в какую-то там ещё; зачем, когда в самой жизни полным-полно этих школ и этих дураков, и всё поминутно превращается во всё, и только ты, умело смешавший натуры литератора и журналиста, можешь хоть как-то зафиксировать галлюциногенные трипы бытия? (Начало «Кубика Рубика» Кашина, где Игорь Стрелков и Александр Бородай очутились в 1993 у Белого дома, теперь не кажется таким уж фантасмагоричным.)

Но пусть бы литератор – Кашину можно выдать и другое звание: один из последних русских либералов. Не россиянских либерастов, опомоивших звание «либерала» похуже, чем совсем пошлые их прообразы девяностых. Русский, либерал. Возможно, к этому привело именно бытие отменным литератором или наоборот; это вопрос для несчастных литературоведов будущего.

Кашин, конечно, либерал не класса былых Чаадаевых, но откуда-то близ этого лагеря. Скажем, как если бы Белинскому довелось застать Советский Союз, а потом еще вызнать про него ряд шокирующих правд. Многие сетуют на скандальные антисоветские заявления Кашина, и некоторые из его реплик в различных эфирах и статьях и впрямь представляют собой совсем уж дикую антисоветчину, но ведь и тут надо понимать: это очевидная реакция на очевидное воскресение в современном обществе убойных сталинистских лево-реакционных мифов. (Захара Прилепина часто записывают в сталинисты, но даже ему порой приходится противостоять этому неосоветскому новоделу, когда, например, немаленький процент аудитории канала «День ТВ» в эфире с Захаром от 2020 года начинает предъявлять ему за «Обитель» и прочее. А теперь представьте, каково среди таких людей либеральному литератору Кашину?)

А такой русский литератор, такой русский либерал – он ведь прежде всего про что? Про судьбу русского индивида, свободу отдельного русского человека. Кашин неоднократно выказывал свою главную претензию к различным тоталитаризмам, в том числе к тоталитаризму фашистского и националистического образца – мол, любая идея, ставящая что-то над человеком, уже дурно пахнет.

Эта претензия – один из заглавных лейтмотивов журналистики Кашина, в каком-то смысле она просочилась даже в сам формат его литературы; только из такого бесконечного сочувствия тотальному индивиду можно с такой художественной любовью описывать судьбу человека, настоящую «судьбу человека», какого-нибудь затерянного в истории персонажа брежневских или горбачёвских времён, о котором мы теперь ни слухом ни духом, а он был, и в литературе Кашина с индивидуальной судьбой такого человека очевидно связана идея примата частного над общим. (На самом деле это тоже идеологема, порой хитро приобретающая тот ещё тоталитарный окрас, когда индивидов угнетает уже распоясавшийся и вошедший во все свои индивидуальные права другой индивид, но к чему нам сейчас такие сложности.)

Итак… В день признания ЛДНР Кашин на стриме выпивает целую бутылку чего-то, празднуя день, что мы приближали как могли. Он ведь его тоже приближал: убедитесь как, если вдруг найдёте где-нибудь в замыленной древности статьи Кашина для запрещённого в Российской Федерации СМИ «Спутник и Погром». Да и со многими российскими либералами Кашин расходится, именно когда на повестку всплывает «украинский» вопрос; представляете, чего стоит в цивилизованном обществе культурных мочалок сказанное Кашиным в лоб Гордону: «Неужели вы не видите, Дмитрий? Крым взял, ****, и ушел от вас, и не вернётся!..», а уж когда Олег Владимирович посмеет сказать, что «АТО» началась раньше, чем на Донбасс зашёл Стрелков, так вообще думаешь: наверняка же приватизировавшие звание «либерала» новоиспечённые граждане Израиля уже готовят Кашину свой Нюрнберг.

Но. Как мы с вами уже почти два месяца знаем, признанием республик дело не ограничилось. И вот Олег Кашин пишет уже с десяток колонок с заголовками, от которых патриотическая кровь стынет в жилах; заводит на своих стримах такие странные речи, что хочется проснуться, а ведь нет, не сон; репостит в «Телегу»… нет, пока вам лучше не знать, что он туда репостит и какими комментариями подначивает. Путин – понятно кто; спецоперация – один большой акт каннибализма; сравнения с Гитлером тоже мелькают, ну и напоследок замечательное настаивание на частных ситуациях, рассказах про то, как какой-то знакомый Олега Кашина утверждал в день Z, что ему пофиг, чо там думают гражданские, главное – война!

И всё, всё-всё это упирается в одну лишь фундаментальную предпосылку, которую слышно в одном из заявлений Кашина, оброненных ещё в каком-то февральском стриме. Приведем общий смысл сказанного: «…Нельзя начинать войну. Это людоедство. Как надо было? Ввести войска в признанные ЛДНР и всё, Украина бы не стала по ним стрелять, ведь стрельба по ним сразу означает войну с Россией…»

И вот тут-то настаёт умственный переполох. Меня под дых бьёт ряд панических односложных вопросов: «Чего?», «Почему?», «А?»

Или чуть более аналитический вопрос: «На чём это основано?»

А основано это, в свою очередь, на одной предпосылке: российский официоз безусловно врёт, фраза Путина про не оставленный нам выбор лжива, выбор нам очень даже оставили, и вот по воле одного человека этот выбор был сделан: по каким-то там связанным с личной прихотью причинам или в силу безумства – воевать, не считаясь ни с какой ценой. А цена эта в любом случае будет уплачена Русским миром. Как минимум тем Русским миром, который так красиво было воображать раньше – когда мы вообще абсолютно невинны, стреляют только в нашу сторону, и шажок за шажком «без единого выстрела» в Империю возвращаются растерянные ею земли.

Ну и другая предпосылка, как бы вытекающая из этой или стоящая с ней рядом: Украина бы никогда не напала на ЛДНР с размещенным там российским контингентом.

Эта мифологема гуляет из уст в уста, она упирается в дополнительный забавный вымысел, пропитанный поддатым рационализмом: ну кто додумается нападать на того, кто заведомо сильнее?!

И вот тут мне что-то становится непонятно. Нет, мне непонятно совершенно всё.

Олег Владимирович, ну Вы ведь не какой-нибудь либертарианец Михаил Пожарский, которому для аргументации, почему это нападение ни в коем случае не превентивное, достаточно написать в свой блог «ха-ха» или что-то наподобие! Вы совершенно другого калибра человек, и окей, хорошо, допустим, нет у Вас сил поверить в те опубликованные планы наступления Украины на ЛДНР, в биолаборатории, в разговоры о ядерном оружии – но даже так ряд ваших предпосылок не имеет совершенно никакого смысла.

Во-первых, для этого надо сойти с ума и усиленно поверить, будто бы прямо вот все провокации Украины, совершённые в дни после признания ЛДНР (обстрелы российских территорий, вход на них каких-то там бээмпэшек, наконец, усиленные обстрелы самого Донбасса), были фейками и постановкой российской стороны. Вы готовы нести на себя бремя такой веры?

Во-вторых, для этого надо забыть простой фактик, что украинское государство регулярно провоцировало российское все эти восемь лет. Один только инцидент в Керченском проливе чего стоит, ей-богу. И самое-самое главное, о чём забывают буквально все оппозиционеры: слух, что Россия готовит вторжение, гулял где-то с марта прошлого года. С марта прошлого года обстрелы Донбасса Украиной не утихали, а только усиливались, и если стягивание войск к границе ещё можно объяснить «готовностью обороняться», то вот саму логику стрельбы в ту сторону, откуда готовится нападение, оправдать крайне сложно. По крайней мере никто из вас этого не делает. Даже Вы, Олег Кашин.

Ну и в-третьих. После Бучи и тем более после подтверждения даже британцами, что в Краматорске своих убили сами украинцы, да хотя бы после того разлетевшегося по сети видео с «френдли-фаером» украинского танка по своим – даже нелепо обыгрываемая российским официозом предпосылка про «ядерное оружие» кажется теперь совершенно не смешной. Страшно представить, что могло бы сделать это государство при наличии у него ядерки. Что оно могло бы сделать со своим собственным народом.

А теперь главное: даже три на скорую руку вспомнившиеся аргумента выше уже заставляют подвергнуть крайне серьёзному анализу предпосылку о какой-то там «рациональности» и тем более об «абсурдности» идеи российского превентивного удара.

Даже эти три жалких аргумента уже не позволяют нам насмехаться над фразой «нам не оставили выбора».

И мы имеем полное право вместо удобной бесконечно гуманной оппозиционной совести картинки представить другую: допустим, всё происходит по мирному кашинскому сценарию. Допустим, Россия вводит войска в ЛДНР в старых границах, признаёт республики в этих границах, грамотно размещает там свой контингент.

И – на следующий день, неделю, месяц – нападение Украины.

Хорошенькое такое нападение по компактно размещённым на маленьких территориях войскам. Сокрушительное нападение. Тысячи жертв уже в первый же день войны (учитывая любовь украинского государства прицельно стрелять по мирняку, проявившуюся во время войны с особой силой: эти люди, когда у них юг государства уже почти отвалился, всё равно стреляют по гражданским Донбасса и уже даже по Брянску, где никаких вражеских орудий и в помине нет!).

Хотя бы чуть-чуть отведённые от границы войска России уже не смогут воспользоваться неожиданностью, маневренностью и заходят на территорию Украины куда менее плавно и гибко, с куда большими своими и чужими потерями. В Мариуполе при безусловно успешном даже при таком сценарии продвижении российских войск происходит всё то же самое, но теперь куда более кроваво и бесконечно – ибо при таком сценарии «спецоперацией» не пахло бы даже отдалённо, при таком сценарии только тотальная, с первых дней, война и сплошной Ирак.

Оппозиционеры от такой картины всячески отмахиваются, поэтому религиозно засовывают в механизмы вселенной какую-то якобы присущую ей «рациональную» предпосылку. Не стала бы Украина так делать!.. На чём это основано, если на секундочку перестать верить в «рациональность», непонятно; к слову, уповать на рациональность людям, искренне верящим, что всё происходящее сегодня происходит по воле одного безумца – тоже абсурд какой-то.

Оппозиционерам эта картина невыгодна, более того, им, любителям рациональности, невыгодна даже ВЕРОЯТНОСТЬ такой картины, потому что она сразу заставляет пошатнуться абсолютно стопроцентную уверенность в их собственных предпосылочках – а эти предпосылки им ой как нужны! С ними можно верить в то, что это ты гуманист, а там (как всегда, конечно, на Востоке) – кровожады, не считающиеся с человеческой жизнью и судьбой индивида. Ты-то считаешься. Хотя то, в какой степени ради себя, а не ради других, оппозиционер в это верит, уже заставляет задуматься о степени искренности его «либеральных» убеждений.

Я уважаю чувства Олега Кашина как русского либерального литератора (два последних слова в его отношении всё ещё звучат не так, что хочется писать донос) – я верю, что большинство подобных его заявлений исходят из всё-таки искреннего сочувствия судьбе индивида, попавшего меж жерновов историй, судьбе каждого из (по заявлению Дениса Пушилина) пяти тысяч гражданских, погибших в одном только Мариуполе, судьбе каждого дома, разорванного в клочья неважно чьим снарядом, судьбе каждого жутко обугленного оконного проёма в харьковской многоэтажке; а ведь это только второй месяц войны.

Но…

Долго придумывал плавный итог для этого письма. Скажу так. Олег Владимирович: а когда Вы (сами над этим потом странно иронизируете, но всё же) ищете какую-то «радость» в репостах военкорами новостей о пытках, когда Вы натягиваете на вашу концепцию мимолётные примеры кровожадности каких-то отдельных кадров (на практике не доходящей даже до попыток скормить украинскому пленному шевроны, как это делали в пятнадцатом году из мести), когда Вы зачем-то выкладываете в тему этого Ваши древние журналистские сюжеты, якобы «подтверждающие всё», когда Вы зачем-то говорите, что Путина должен судить Стрелков и другие «обманутые» патриоты (посмотрите, сколько раз Стрелков упомянул слово «мобилизация» за последние два месяца, и подумайте, что бы на месте Путина делал он)…

Извините, Олег, но тут Ваше сочувствие – искреннее русское, либеральное, сродни исконному русскому анархизму (что-то там про слезинку ребёнка и что-то кропоткинское, мол, лучше задушите нас, чем мы станем таким же агрессором, как они) – уже не сочувствие, не исполнение священной миссии по отстаиванию прав индивида и святости его свобод, но чёрная-чёрная тень ещё только пишущейся книги, тень, ради художественных изысков этой книги пожирающая всё. Даже войну.

А нам бы света.

Автор Артем Канаев.

Ваши Новости

View Comments

  • Артём Канаев, на бутылочку присаживайтесь, не стесняйтесь.
    Выбора вам не оставили, что есть то есть

Recent Posts

Кто будет следующим после Украины: Запад готовится к российской «СВО 2.0»?

Европа и США переходят в режим «предвоенной реальности»

5 часов ago

Федор Емельяненко о СВО: «Мы братские народы поддерживаем, а воюем мы – с фашистами»

Он рассказал, что каждое воскресенье ходит в храм и молится, чтобы конфликт завершился и у…

12 часов ago

Си, Макрон и Урсула поговорили. О чём-то даже, возможно, договорились

Но аналитики считают, что Россию эти трое должны среди прочего обсудит

12 часов ago

Шмыгаль на пороге НАТО, но дверь закрыта

Шмыгаль ждет, что на июльском саммите НАТО им дадут ответ на заявку по вступлению в…

12 часов ago

Польский судья просит политического убежища в Белоруссии

В Минске Шмидт устроил пресс-конференцию, где подписал заявление об отставке

12 часов ago