Аналитика

От привычного мошенничества до социального программирования: чем страшна система «умных камер»

В российских СМИ пошла волна информации о том, что в Правительстве РФ активно обсуждают идею создания единой «Национальной платформы видеонаблюдения». Ранее этот проект обсуждался на заседании межведомственной комиссии по внедрению и развитию АПК «Безопасный город». Сумма, в которую оценили проект, равна примерно 250 миллиардам рублей.

Суть «Национальной платформы» – в установке видеокамер в российских городах. И важно отметить, что это будут «умные камеры» с цифровыми модулями, которые сами будут определять, происходит ли некая потенциально опасная или криминальная ситуация, и только тогда передавать данные в центры обработки информации.

Программа эта развивается на основе уже много лет работающей в Москве концепции «Умный город». В столице видеокамерами дело не ограничивается, там идет работа и с данными геолокации, и даже с данными по покупке тех или иных товаров через приложения.

При этом на саму программу, которая реализуется с 2012 года, правительство Москвы запланировало потратить 500 миллиардов рублей.

Столичный опыт был признан в целом удачным, и в конце апреля 2018 года было принято решение распространить систему видеонаблюдения еще на 18 российских городов. О чем заявил тогдашний министр строительства Михаил Мень.

Теперь же, кажется, проект вышел на совершенно иной уровень. Речь идет о крупных городах по всей стране. Да и сам подход несколько изменился. В рамках «Умного города» в Москве данные с камер видеонаблюдения шли в центры обработки информации непрерывным потоком, что вызывало дополнительные нагрузки на аппаратные мощности и необходимость создания очень большого количества центров обработки данных (ЦОД).

Теперь же за 250 миллиардов рублей планируется закупать «умные камеры» с цифровым модулем-анализатором. То есть данные в ЦОД будут идти только в том случае, если модуль сочтет, что ситуация, которую в данный момент фиксирует камера, действительно представляет определенный интерес. В общем, «будущее уже здесь», а также «вот он, киберпанк, который мы заслужили».

При этом ряд экспертов говорит, что в установке нового оборудование будет использован «адресный подход». Где-то камеры будут установлены с самыми новыми и умными анализаторами, а где-то – просто с датчиками движения. Все зависит от места, где будет размещаться оборудование.

И вроде бы все это правильно. Камеры будут фиксировать преступления или же реагировать на просто опасные ситуации, слать данные в ЦОД, а оттуда уже будет следовать сообщение в соответствующие структуры и ведомства. Что позволит оперативнее раскрывать или даже предотвращать преступления. Ну или быстрее вызывать скорую, если кому-то стало внезапно плохо под этой самой камерой.

Однако все же есть ряд этических, да и технологических вопросов, которые вызывают у экспертов серьезные опасения. Что касается распознавания лиц, то речь все же идет о доступе к персональным данным человека. А это уже и неэтично, и не всегда законно.

Есть и опасность утечки информации. Например, в случае взлома систем или элементарной коррупционной составляющей. А такие утечки в новейшей истории России уже были. Например, в декабре прошлого года оказалось, что в открытый доступ «утекли» данные трёхсот тысяч москвичей, переболевших коронавирусом. И никто не гарантирует, что подобных утечек не повторится.

Опасность с утечками из «умных камер» в том, что в руки злоумышленников могут попасть не только изображения людей и их персональные данные. Умная система видеонаблюдения в будущем сможет позволить вычислить алгоритм поведения человека в повседневной жизни. А это открывает широчайший простор для манипуляций. От «умной рекламы» до буквального социального программирования граждан.

Больше того, такое наблюдение в масштабах страны превратит Россию в один огромный «дом со стеклянными стенами». То есть такого не снилось даже Замятину с Оруэллом. Ну и механизмы контроля, которые попадут в руки государства, будут просто беспрецедентными.

Здесь можно вспомнить Китай с его социальными рейтингами. Когда люди буквально могут быть лишены права пользования скоростным транспортом или кредитными карточками только потому, что они не полностью «социально благонадежны». А представители российских ведомств ездили в Китай пару лет назад, чтобы ознакомиться с этим «передовым опытом». Вот только нужен ли подобный «передовой опыт» нашей стране и этичен ли он – вопрос. Хотя, кажется, государство его для себя уже решило.

Александр Чаусов

Recent Posts

НАТО проводит у границ России самые крупные учения с 1988 года

Для тренировки манёвров с января по май проводятся учения в Латвии, Литве, Эстонии, Финляндии, Польши,…

9 минут ago

Брось Одессу-маму вспоминать

Илон Маск назвал судьбу Одессы единственным оставшимся вопросом в украинском конфликте

15 минут ago

А не заднеприводный ли ты часом?

В Госдуме хотят проверять ориентацию чиновников перед высокими назначениями.

18 минут ago

Вьетнамский Ленин

Пока на Украине сносят советские мемориалы, во Вьетнаме внезапно поставили памятник Ленину

23 минуты ago

ООН вступились за русских

В Организации Объединённых Наций полагают, что в Молдове ущемляют права русскоговорящих граждан

10 часов ago