Наши колонки

Невечная мерзлота, или Возвращение к себе

Помимо прямых военных и невоенных последствий продолжающейся на Украине силовой операции, есть и косвенные – никак не менее важные.

Взять хоть шестипалубную яхту Nord стального олигарха Мордашова, пришедшую с Сейшельских островов к нам во Владивосток, чтобы её не конфисковали из-за санкций. Заграница нам не поможет, зато всепрощающая Родина всегда примет в объятия. Закрытый порт Владивосток открыт для блудных сыновей. Ни с Дона, ни с Уссури выдачи, известно, нет… Яхта – игрушка дорогая и для народа бесполезная: это не паром, не буксир, не ледокол и не эсминец.

Но тут важно другое: её можно считать верхушкой айсберга и первой ласточкой. Предвестницей деофшоризации, дедолларизации, девестернизации. Переориентации капитала и капиталистов с «вовне» на «внутрь». И даже название Nord, как мы увидим дальше, кажется символическим.

Санкции – штука обоюдоострая. Изучая историю, видишь: Россия жива бедами и кризисами, режим ЧС выступает условием её развития. Зачастую только в лихолетье делается то, до чего в спокойное время не дошли бы руки. Допустим, агрессия Англии и Франции в отношении Китая привела к союзу Пекина и Петербурга и приращению России Приморьем. Владивосток своим основанием в большой степени обязан именно империалистической политике Британии на Тихом океане.

Вторжение Японии в Маньчжурию заставило восстанавливать Тихоокеанский флот, строить альтернативный Владивостоку Ванинский порт и зачинать БАМ. Не будь агрессии Германии на западе и Японии на востоке – не факт, что СССР вернул бы себе южный Сахалин. Построенная для перегона ленд-лизовских самолётов с Аляски сеть аэродромов, узлов связи, дорог ускорила освоение Колымы и Чукотки… И так далее. То же – применительно к человеку: вызовы, перегрузки, опасности до известного предела действуют мобилизующе, стимулируют и мотивируют, тогда как покой и комфорт — расслабляют.

Вернёмся в сегодняшний день. Уже можно говорить о ряде важных сигналов. Так, сказаны слова о наращивании производства «импортозаместительных» самолётов Ту-214 и Ил-96. Другой пример: прилетев на космодром «Восточный» вместе с белорусским лидером Лукашенко, президент Путин пообещал «работать и по ближнему, и по дальнему космосу» и вскорости возродить лунную программу: «В третьем квартале (этого года. – ред.) у нас должна быть реализована станция “Луна-25”».

Ещё один звонок – вчерашнее совещание по развитию Арктики (в нашем мире всё взаимосвязано: в Арктике слышится эхо Донбасса, и наоборот). Путин заявил, что «с учётом разного рода внешних ограничений и санкционного давления» необходимо «всем проектам и планам, связанным с Арктикой… уделять особое внимание». На повестке – рост поставок энергоресурсов в «другие регионы мира», для чего необходимо модернизировать инфраструктуру Северного морского пути, строить ледокольный, грузовой, специализированный флот.

О Севморпути, на руку которому играет глобальное потепление, мы уже слышали. А вот – настоящая сенсация, пусть даже на фоне происходящего на Украине всё остальное представляется второстепенным и незначительным.

Снова цитируем президента:

«Речь идёт о железнодорожном Северном широтном ходе… Активная стройка на объектах этой магистрали должна начаться уже в текущем году. Я обращаю внимание правительства, РЖД, Газпрома, других компаний, задействованных в проекте, это – прямое поручение… Запуск этого проекта позволит в том числе разгрузить БАМ и Транссиб, и это принципиально важно с учётом переориентации на восток наших основных экспортных ресурсов».

Северный широтный ход – это возвращение к идее Трансполярной железнодорожной магистрали, которую строили в 1949–1953 гг. и бросили сразу после смерти Сталина (как и тоннель на Сахалин). Именно об этой дороге – роман Виктора Ремизова «Вечная мерзлота», в прошлом году ставший одним из лауреатов премии «Большая книга». В нём описан штаб «Стройки 503», находившийся на нижнем Енисее, в ныне неживом посёлке Ермаково между Туруханском и Игаркой, на Полярном круге.

Строить магистраль от Архангельска до Оби, а потом и дальше на восток хотели ещё при царе, но денег не нашлось. Только после Великой Отечественной решили: строить. Северный железный путь должен был в перспективе связать Белое море и Чукотку, облегчить освоение месторождений Севера, вдохнуть новую жизнь в Заполярье. Фантастика? Но и Севморпуть не так давно казался фантастикой, не говоря о космосе (а уж как дружно перестроечные публицисты называли БАМ «дорогой в никуда»; теперь же оказывается, что его мощностей остро не хватает, идёт расширение).

Мечты смело перетекали в реальность, и, допустим, роман фантаста Григория Адамова «Изгнание владыки» о преображении Севера отнюдь не казался оторванным от действительности. Однако, как уже сказано, «Стройку 503» закрыли. Рельсы и шпалы остались лежать в мерзлоте. Если об этой дороге и вспоминали, то лишь в ключе «бессмысленности и беспощадности». Хотя, когда в 1966 году ровно на линии непроложенной трассы открыли уренгойский газ (разведчики и буровики даже использовали в качестве жилых и хозяйственных помещений объекты, оставшиеся от магистрали), стало ясно: проект опережал время.

Некоторые участки Трансполярного недостроя сохранились и даже используются. В начале XXI века заговорили о возвращении к идее полярной магистрали, окрестив её «Северным широтным ходом», но как-то негромко. Совсем недавно, в марте, сообщалось, что проект Северного широтного хода планируется отложить – из-за ухудшения экономической ситуации.

Но вот вчера мы услышали новость противоположного характера. Можно сказать, что в чём-то мы возвращаемся в какой-нибудь 1950 год – кстати вспоминается и война в Корее, где бились между собой не только Ким Ир Сен и Ли Сын Ман, но и Китай с Советским Союзом на стороне северян и Штаты во главе контингента ООН на стороне южан. Вперёд в прошлое – или назад в будущее?

В 1990-х наш Крайний Север постигла настоящая катастрофа – хозяйственная и демографическая. Сколько я видел нежилых посёлков, брошенных военных городков, мёртвых фабрик на Колыме, Чукотке, в Якутии – не перечесть. Подобно мамонтам, они оказались впаяны в вечную мерзлоту, ожидая разве что археологов будущего. Казались чем-то вроде египетских пирамид или истуканов острова Пасхи. Всякий раз приходила мысль: неужели это правда построено нами и совсем недавно? (Воистину, как сформулировал Лимонов, «СССР – наш Древний Рим».).

И неужели всё это замерло, замёрзло навсегда? Путь от риторики до практики бывает долгим и непростым, порой всё так и ограничивается заявлениями, но всё-таки любое дело начинается со слова. Сейчас речь должна идти – ни больше ни меньше – о новой социальной реальности. Вспоминается «Дорога на Океан» Леонида Леонова, в которой прокладка железного пути на восток оборачивается взлётом к вершинам духа. Очень хочется верить, что Россия возвращается туда, откуда ушла. В свою колею, к себе. И пусть Север дождётся оттепели. Как пел Высоцкий:

…И наградой за ночи отчаянья

Будет вечный полярный день.

Василий Авченко

Василий Авченко родился летом 1980 года в Иркутской области. В настоящее время проживает во Владивостоке. С конца 1990-х годов и по настоящее время штатно и внештатно работает в различных СМИ Владивостока и Приморья ("Ежедневные Новости", "Дальневосточный учёный" и др.), последнее место работы — газета "Владивосток", редактор отдела политики. В журналистских командировках бывал в различных регионах РФ (в том числе Чечне и других республиках Северного Кавказа), за границей (в том числе в Северной и Южной Кореях, Китае). В качестве внештатного корреспондента публиковался или публикуется в ряде федеральных СМИ, в том числе РБК, Агентство национальных новостей, Газета.RU, "Эксперт Online", The New Times.

Recent Posts

Кто будет следующим после Украины: Запад готовится к российской «СВО 2.0»?

Европа и США переходят в режим «предвоенной реальности»

13 часов ago

Федор Емельяненко о СВО: «Мы братские народы поддерживаем, а воюем мы – с фашистами»

Он рассказал, что каждое воскресенье ходит в храм и молится, чтобы конфликт завершился и у…

19 часов ago

Си, Макрон и Урсула поговорили. О чём-то даже, возможно, договорились

Но аналитики считают, что Россию эти трое должны среди прочего обсудит

19 часов ago

Шмыгаль на пороге НАТО, но дверь закрыта

Шмыгаль ждет, что на июльском саммите НАТО им дадут ответ на заявку по вступлению в…

19 часов ago

Польский судья просит политического убежища в Белоруссии

В Минске Шмидт устроил пресс-конференцию, где подписал заявление об отставке

19 часов ago