Сперва я ломанулся на документальный фильм из Нидерландов «Работа со смертью». Но, несмотря на впечатляющее название, оказалось, что это документальный фильм о похоронном бюро в Амстердаме, улыбчивые агенты которого стремятся подстроиться под ритуалы мигрантов, в большом количестве наводнивших Европу.
Скучные, пресные европейцы. Улыбчивые роботы, толерантные идиоты. С маниакальным упорством они продолжают навязывать себе идею мультикультурализма, которая в конце концов и погубит Европу.
Вот раскосые азиаты гораздо интереснее. Я перебежал из зала в зал на филиппинское кино «Из рода зверей» – тоже ведь отличное название!
В моей обойме уже много просмотренных фильмов из этой страны, чтобы сложить о ней представление. В Филиппинах очень мало богатых и очень много нищих. Причем богатые сверхбогаты, а нищие очень бедны. Поэтому история независимых Филиппин и пестрит переворотами, революциями, политическими убийствами и гражданской резней. Имеет место тотальная коррупция, кумовство, бандитизм и наркоторговля. Короче, есть о чем фильмы снимать. И есть кому – несмотря на кровавые исторические перипетии, а во многом и вопреки им – в обществе нарос толстый слой творческой интеллигенции.
При этом филиппинское кино очень специфическое. Во-первых, как правило, оно очень долгое, фильм может идти часа три – в моем случае хронометраж составил два с половиной часа. Но зато кинематограф Филиппин сохранился в девственном, органичном состоянии. Филиппинское кино по-детски наивно и эмоционально, не испорчено иронией западного постмодерна, западными клише и шаблонами. В нем часто имеет место магический реализм, где действительность намертво сплелась с мифами и архаикой.
Два с половиной часа филиппинского артхауса – это даже для матерого кинокритика нелегкое испытание. «Из рода зверей» – длинное, монотонное и монохромное повествование. На черно-белом экране три бедных золотоискателя возвращаются домой, рассказывая друг другу истории, из которых постепенно, штрих за штрихом, вырисовывается картина их жизней. В итоге через два с половиной часа до родной деревни дошел только один. (Как представитель западной цивилизации иронически хохочу.)
Признаюсь, на филиппинском кино временами я проваливался в сон, но зато на следующем документальном показе я уже восторженно смотрел во все глаза. Как военкору фильм «Сабайя» мне был предельно интересен. Ведь действие этой картины происходит в песках Сирии и Ирака, которые кишат вооруженными бармалеями из ИГИЛ*.
Главные герои фильма – езиды. Это древнее курдское племя. Очень крутое. Причем исторически с нами связанное – если сами курды в Первую мировую воевали на стороне турок, то езиды были на нашей стороне.
У езидов своя редкая религия. Она представляет собой экзотическую смесь зороастризма, ислама и христианства. И когда в песках древнего Востока возникла новая страшной силы исламская ересь, то езидам пришлось нелегко. Боевики из ИГИЛ* убивали езидских мужчин, а молодых девушек они уводили в полон, чтобы там насильственно обратить в ислам. Таких новообращенных исламисты называют сабайями.
Но езиды своих не бросают, не так их много в мире осталось. Когда через пять лет при поддержке наших войск исламское государство разгромили, езиды создали розыскную группу вооруженных волонтеров. В фильме они засылают в палаточный лагерь, куда согнали семьи игиловцев*, своих агентов. Получая от них информацию, езиды совершают ночные рейды, выдергивая из лагеря своих.
Руководит группой Махмуд – невысокого роста жилистый езид с черными, как смоль, усами. Днем жена корит его, что тот не занимается домашними делами и пропадает ночами. Но невозмутимый Махмуд не обращает на ее причитания никакого внимания. Он занят мужским и благородным делом. И снова ночью он берет пистолет и отправляется в опасный рейд.
«Век вывихнул сустав, проклятьем я рожден, чтобы его исправить», – есть такие строчки в шекспировском «Гамлете». И вот такие люди, как Махмуд, борясь с несправедливостью, его и вправляют. Махмуд крутой. Будь как Махмуд.
«Ты, я, Ленин» – конечно, я не мог пропустить фильм с таким названием. Но это турецкое кино корректней было показать не в годовщину геноцида армян, а на два дня раньше, в день рождения всемирно известного вождя революции.
Ленина туркам есть за что любить. В свое время большевики оказали помощь Ататюрку, рассчитывая, что в Турции им будет установлена советская власть. Одной жертв этого союза стала независимость Армении. Но от союзников вскоре Советская Россия получили «нож в спину», коммунистическую партию в Турции Ататюрк репрессировал.
Потом по различным историческим поводам мы сближались с Турцией, потом снова отдалялись. Недавно вот мы зачем-то Эрдогана спасли от переворота, а тот войну в Нагарном Карабахе подогрел.
Так что неудивительно, что по фильму в одном турецком приморском городке на городской площади установили деревянную статую Ленина. Удивительно то, что она исчезла.
Дело пахнет международным скандалом. На официальном открытии памятника ожидается премьер-министр вместе с российской делегацией. Уже все было готово, турецкие детишки даже «Катюшу» разучили, а статуя ночью исчезла. В срочном порядке в город направляются два следователя из Анкары.
Все, как в классическом детективе, – один полицейский злой и нервный, другой чопорный и невозмутимый. Первый похож на актера Гарри Олдмана, другой внешне чем-то Ватсона напоминает. На поиск Ленина начальство дало им сутки, и чтобы разгадать загадку, им придется выслушать все местные сплетни от придурковатых подозреваемых.
Неплохая, легкая, ироничная комедия от турков мне зашла. Но то, что я недавно от их «байрактаров» в Карабахе бегал, простить я им не могу.
Сюжет «Имморталиста», конечно, искрит до треска безумием. Можно подумать, что у режиссера точно с головой не в порядке – о голове в фильме и идет речь.
Главный герой Макс работает в американской компании, которая борется со старением (что за безумие). Макс продвигает идею бессмертия в массы (безумец). Макс очень любит своего дедушку (безумно). Он называет дедушку папой, так мама ему в детстве сказала (на самом деле, это так режиссер издевается над зрителем). Но дедушка умирает (оставляет этот безумный мир). И Макс хочет заморозить голову дедушки, чтобы потом его воскресить (кажется, я уже сам сойду с ума).
Фильм превосходно стилизован. Автор умело использует и комбинирует разные жанровые приемы кинематографа прошлого. Тут можно вспомнить и Хичкока, и, конечно же, Дэвида Линча. Но это уже посткино. Ни о каком сопереживании персонажам, ни о каком вовлечении зрителя в придуманный на экране мир речи здесь идти не может. Пространство этой картины абсолютно бездушно и безжизненно. Степень разъедающей иронии настолько велика, что уже и не смешно. От фильма веет черным сатанизмом и бесчеловечностью.
Но. При всем этом радиационном ерничестве автор поднимает серьезную проблему. Совместима ли религия, духовный путь человека с наукой и техническим прогрессом?
Идеей воскрешения мертвых с помощью науки был увлечен религиозный философ Федоров, живший аж в 19 веке. Так он буквально воспринимал установление Царства Небесного на земле. Воскресших Федоров предполагал расселить на других планетах. Этой идеей потом и вдохновился его ученик, всем известный Циолковский. Но не безумие ли это?
Не ведут ли нас все подобные научные изыскания, весь научно-технический прогресс прямиком в ад? Неслучайно в фильме современность показана жутко монохромной, а воспоминания из прошлого главного героя – цветные.
«Все ученые – сатанисты», – думал я под впечатлением от фильма, когда возвращался уже ночью с фестиваля домой.
* «Исламское государство» (другие названия: «Исламское Государство Ирака и Сирии», «Исламское Государство Ирака и Леванта», «Исламское Государство Ирака и Шама», ИГИЛ), международная организация, признанная Верховным судом Российской Федерации террористической и/или экстремистской, деятельность которой запрещена на территории России, решение от 29.12.2014
Глава «Лиги защиты черных африканцев»
Прямо сейчас обе стороны борются за наиболее выгодную позицию перед потенциальными переговорами
МИД Швейцарии, мирный процесс без России немыслим
Как может измениться мировая геополитическая конъюнктура, если израильский премьер попадет в списки военных преступников