Наши колонки

«Маленькие люди и огромные стихи»

Это строчка рэпера Хаски (Дмитрия Кузнецова). Когда разместил в соцсети фотографии с его концерта, в комментариях мне совершенно предсказуемо начали  вспоминать Моргенштерна и упрекать в отсутствии вкуса.

Хотя, где Моргенштерн и где Хаски… Между ними колоссальная дистанция, при том, что и аудитория схожая – молодые люди. Правда, у одного миллионы и его крутят, где возможно и беспрестанно, а у другого хоть и тоже достаточно весомая, но не сопоставимая. Хаски не зовут в ведущие телепередач, все музканалы его песнями не спамят. Но вы тексты то его слышали? Вот то-то и при этом много любителей рассуждать о вкусах, любителей ничего не ведающих о культурной иерархии или просто по привычке.

Его разница с тем же Моргенштерном, как раз по этой самой строчке: «маленькие люди и огромные стихи». Сейчас, к сожалению, приходится выбирать между двумя этими векторами: первый предельно заманчивый и привлекательный, это полноводное русло мутных вод, уносящее многих неведомо куда, но на самом деле не слишком далеко, скорее, перемалывая в эту муть. Другой же путь – те самые узкие врата большого труда и подвижничества, но которые раскрывают бесконечно огромный мир.

Хаски стал чрезвычайно медийной фигурой пару лет назад. Как водится, был скандал. Видимо, таких скандалов ждали от него и дальше. Но есть отягчающее обстоятельство: ездил на Донбасс, выступал там с концертами. Говорит не совсем форматные и попсовые вещи, про ту же русскую поэзию, про Родину, не проклиная ее, а любя. У него: «Моя родина – моя любовь // Где я невпопад читаю стихи в автомат»…

Весь набор стандартных для рэп-культуры штампов наркота-телки-стволы (или что там еще), весь скарб стереотипов современного человека («Как двойное дно // Из пластмассового мира потайное окно») – даже не фон, а то, что он попирает ногами, освобождая место для главного. Поэтому и появляются у него и иконы, и протопоп Аввакум. И протест, конечно. Но кто не будет протестовать в ситуации повального лукавства и цинизма. Когда мы все за духовность, но нам привычнее и безопаснее тот же Моргенштерн или сонм шустрых тик-токеров. Смотришь на «зверушек» и умиляешься или, наоборот, раздражаешься, ведь главное – эти самые первичные реакции.  Как не протестовать, не возмущаться, когда вся культурная политика сводится к бизнесу, и там до сих пор заправляет бал исключительно всемогущий рынок, который все и всегда разрулит. Как не протестовать, когда мы сами себя обставляем всевозможными пестрыми и предсказуемыми шоу-уродов, будто пугаясь чего-то большего, будто страшась увидеть себя маленького, нелепого, никчемного, инфантильного. Поэтому и кутаемся в тот формат, в котором будет наиболее комфортно, в свой «заданный хронотоп», где дальше носа или экрана смартфона не видно.

Хотя этот комфорт и иллюзия. На самом деле там черным-черно, и всех нас ожидает черный или «мертвый человек», который выползет из угла, а «мертвый человек на вкус, как Орбит Человек» – жвачка, ее пережевывает кто-то другой, а затем выплевывает.

Хаски же неформатен, к нему не приклеить бирку. Разве русская поэзия может быть форматной, особенно та, которая «в подъезде у кента»?.. Это наше «Нате» – средство против «обрюзгшего жира», против маленького и серенького человечка внутри, который и мир хочет организовать по своему образу и подобию.

Хаски же удивляет, поражает, шокирует, он не скользит по поверхности смыслов, не заигрывает с аудиторией, а пробирается вглубь, чтобы сказать о потаенном, пытается поскрести там, в том числе и человеческую душонку, где черным-черно. Зрение у него такое – рентгеноподобное, правдоискательское. Автомат, стреляющий в лица, через глаза и далее вглубь пробирается его пуля-дура. Неприятно, да? Режет слух, к такому не привыкли в нашей мещанской вселенной? Но, что поделаешь. «Одна пуля в Смердякова, между лесенок бровей»…

Но нам ведь проще всех под одну гребенку. Всех назвать Моргенштерном или Милохиным, не вчитываясь, не вслушиваясь, ведь мы сами от них в общем-то мало отличаемся – обычная штамповка, живущая по конъюнктурному принципу «куда ветер подует». В случае же и Дмитрием Хаски надо отличаться и не рассчитывать на скорый эффект. Нужен труд.

По большому счету, его творчество необходимо изучать как раз и для формирования той самой государственной культурной политики. Это достаточно удачный пример работы с молодежью, направленной не по пути собирания их в стайки для пущего контроля, а движения в сторону тех самых «огромных стихов» и больших смыслов.

Дмитрий Хаски выступает ловцом человеков и раскидывает свою сеть с крючками отечественных культурных кодов. Кого-то они зацепят прямо сейчас, кого-то лишь поцарапают, оставив память-зарубку, которая рано или поздно даст о себе знать. Главное, не оставаться глухим и безразличным. Молодая аудитория вовсе не глухая и безразличная, другое дело, что ее жажда по привычке того самого пластмассового мира утоляется в основном суррогатами и чем придется. При том, что необходимо именно товарищество, разговор на равных и одном языке, постоянно поднимая, а не опуская планку. Не зря ведь еще Эдуард Лимонов обращался к детям Фейсбука: «Дай мне твою молодежную руку!»

Времена меняются, период бессмысленного и бесцельного порхания мотыльком уходит. Наступает время огромных стихов. Время эпоса. Той самой маяковской поэзии, схожей  с добычей радия, где «в грамм добыча, в год труды». Приходит время поднимать тяжести, становиться тем самым рудокопом, с которым сравнивает себя Хаски. Время не любоваться собой и чистить перышки, а надрываться, прекращать жалеть себя. Время врастать в почву. Иначе, сдует. Иначе через улыбку какого-нибудь миловидного тик-токера явится людоед. Чему удивляться, мы же окружили себя зомби-апокалипсисом, на плотоядные огоньки нежити лишь и смотрим завороженно, угадывая там свои отражения.

Хаски, конечно, не один такой. С тяжелой и драгоценной породой, например, работает рэпер Рич. Но дело в том, что Дмитрий еще ко всему – большой поэт, добывший мощнейшую энергию тех самых редкоземельных металлов.  Вот и получается у него мистерия со словами «перед выцветшей иконою Господа молю».

Андрей Рудалёв

Родился в 1975 году в Северодвинске Архангельской области. Автор книги «4 выстрела. Писатели нового тысячелетия». Лауреат премии «Чистая книга» имени Федора Абрамова. Член Союза писателей России. В настоящее время живет и работает в Архангельске.

View Comments

  • А я вот не вижу ничего плохого в том, чтобы запрещать такое вот тупое творчество имени М

  • Хаски вообще не стоит сравнивать вот с "тем"...Это как ж с пальцем сравнить. Кто та Ж и так, полагаю, понятно

Recent Posts

Америкой управляют идиоты, — заявил Дональд Трамп

Выборы президента США состоятся 5 ноября

13 минут ago

Грета Тунберг осваивает новую поляну

Зачем глобалисты финансируют пропалестинские митинги

16 часов ago

Покушение на Фицо. Что известно на этот момент

15 мая на премьера Словакии Роберта Фицо совершено покушение во время выездного заседания правительства

18 часов ago

Российские киберспортсмены не будут участвовать в чемпионате мира из-за запрета выступать под флагом России

В 2024 году российские киберспортсмены не примут участие в квалификациях к чемпионату мира по компьютерному…

18 часов ago

После покушения состояние Фицо «между жизнью и смертью»

Комментарий премьера Венгрии Орбана

18 часов ago