…В повторный прокат на широкие экраны кинотеатров вышла отреставрированная версия культового советского фильма «Кин-дза-дза» режиссера Георгия Данелии по сценарию самого Данелии и Резо Габриадзе.
Фильм был задуман в начале восьмидесятых, долго снимался и впервые вышел на экраны 35 лет назад – в 1986 г. К юбилею премьерного показа и приурочен показ нынешний. Сам я впервые посмотрел «Кин-дза-дзу» на большом экране в год выхода, получил культурный шок на всю оставшуюся жизнь, пересматриваю картину буквально ежегодно и знаю наизусть все ракурсы и диалоги. Поэтому не мог отказать себе в удовольствии посмотреть фильм еще раз – на большом экране – чего и всем желаю, конечно.
В зале было 12 человек, что, учитывая весьма относительную свежесть фильма, пандемические ограничения и общее нынешнее падение интереса публики к посещению кинозалов, вполне себе недурно. Кино и сегодня смотрится цельно и стильно; навскидку не могу вспомнить ни одной советской картины того же периода, которая в наше время не выглядела бы затянутой и чуть самопальной. Здесь нет, и делая скидку на несовершенство так называемых спецэффектов, уровень которых, конечно, изменился радикально, фильм выглядит совершенно современно. А постановка! А актерский ансамбль! А музыка!
Впрочем, это все общие места. Все тоже знают фильм наизусть, его прямолинейные посылы и речевые обороты давно вошли в повседневную речь и проросли в ткань национального культурного слоя.
Увы, уже умерли многие из основных создателей и актеров фильма – сам Данелия, композитор Гия Канчели (2019), художник-постановщик Александр Самулекин (как я понял, за изобразительную концепцию в основном отвечал Теодор Тэжик, а за техническое воплощение – Самулекин) (1986?), Евгений Леонов (1994), Юрий Яковлев (2013), оператор Павел Лебешев (2003), Резо Габриадзе (2021). Но их шедевр остался с нами и будет еще долго удивлять и радовать зрителей.
Кстати, лично для меня эта картина – своего рода тест на вкус и личностные качества человека. Если кому-то нравится «Кин-дза-дза», значит с ним можно иметь дело. Если нет – он, может, и неплохой парень, но определенные внутренние горизонты ему не мешало бы прокачать.
Как ни удивительно (хотя че удивительно, вполне закономерно), – никаких продолжений и развитий культовая картина, вошедшая в культурную плоть и кровь нескольких поколений, не получила. Это если не считать анимационное недоразумение «Ку! Кин-дза-дза», о котором я даже не хочу здесь говорить.
Казалось бы, существует детально проработанный мир, интересные герои, идея и более того – наверное, при жизни авторов можно было бы даже разыскать – или восстановить – оригинальную версию сценария, которая, по слухам, весила пять килограмм и переносилась в отдельном портфеле. Из нее в фильм вошла едва ли треть. Он и без того получился двухсерийным, уже в процессе монтажа было выброшено множество отснятых сцен. В фильме присутствовали дополнительные сюжетные линии и герои, третья инопланетная раса, еще больше приключений и шуток… Все исчезло.
Ну, вероятно, даже хорошо, что в наше мутное время продюсеры рассматривают проект как малокоммерческий и не тянут к нему свои липкие лапки. Потому что нетрудно представить, что могло бы выйти из тонкой и поэтичной оригинальной картины, буде ее преобразовали бы в современный сериал: отвратительная актерская игра, спекуляция на былых достижениях, натужная антисоветчина и шутки ниже пояса.
И все-таки – если помечтать…
Общим местом стало воспринимать фильм как современную ему сатиру на зарубежное капиталистическое общество – а с пришествием капитализма в Россию и как на общество российское. Я же уверен – хотя троллинга в фильме достаточно, он достаточно толстый и потому доступный, он, фильм, не совсем про это, он глубже.
«Кин-дза-дза», кстати, это, по сути своей, классический роуд-муви, о чем почему-то никто не говорит. По классике¸ в сюжетах такого типа герой (герои) отправляются в путь с какой-то целью – или же оказываются на дороге в силу непреодолимых обстоятельств и пытаются вернуться домой (сюжет о возвращении).
Здесь то же самое – выйдя из дома за макаронами, дядя Вова внезапно оказывается втянут в невероятную историю, в калейдоскоп сменяющих друг друга сцен и событий, подвергается опасностям и может погибнуть, но – точно как Одиссей – используя смекалку, отвагу и уверенность в себе, выходит целым и невредимым из всех перипетий и возвращается домой. Сюжет классический, но он подан так, что за красочностью повествования никто его не замечает, вот это уровень!
Еще одна незаметная загадка – и одновременно, достижение фильма с точки зрения кинематографического и сюжетного мастерства, – что он походя опрокидывает устоявшиеся и приевшиеся каноны сценарного дела. Все четыре главных героя на протяжении повествования не изменяются, никаких паршивых «арок героя», навязываемых пресными сценарными коучами. И дядя Вова, и Гедеван, и господин Уэф, и Би – все они в конце рассказа остаются теми же, кем были в его начале; эта их цельность, мне кажется, что-то роскошное.
Современный сюжетный подход практикует использование героя изначально неполноценного, колеблющегося, – точно как его зрители. В редком фильме сейчас мы можем увидеть уверенного в себе человека, которого ничего не перепахивает в ходе повествования и который не оказывается в финале чем-то там «обогащенным». А по сути, это подразумевает, что изначально он был нищедух и лошара.
Уверенный в себе сильный герой, который с самого начала –и в любой ситуации – знает что делает, не меняет своего отношения к жизни и своих позиций, нынче такое увидишь редко, это все милая моему сердцу старая ковбойская школа.
Лично для меня «пришелец прораб» стал в свое время своего рода ролевой моделью. Немногословный, неунывающий, никогда не сдающийся и не опускающий рук, смелый, ответственный, настоящий русский, советский человек. С таким хоть в разведку, хоть на Плюк. Он не впадает в панику и не теряется даже в самой непонятной ситуации:
«Нет! Давай считать, что это Каракумы. Так, солнце на западе… Значит, Ашхабад – там. Пошли!..»
Кстати, прораб Машков – если вдуматься – это своего рода реинкарнация товарища Федора Сухова из «Белого солнца пустыни»; поменяй их местами – ничего не изменится, они будут вести себя точно так же; это архетип. Забавно, что и декорации примерно одинаковы. И личный долгий жизненный путь через пески Плюка мне не раз доказал, что таких Машковых и таких Суховых вокруг большинство, и мне это, скажу честно, очень нравится.
Сам я считаю, что в большинстве случаев человек рождается уже готовым, и все, что может дать ему воспитание, – это умение не сморкаться в занавески, по крайней мере, прилюдно. Суть же, натура, база – это что-то врожденное, неизменное, и у большинства людей – по моему убеждению – это что-то в целом позитивное.
Чем-то обогатились прораб Машков или Гедеван после своей одиссеи? Нет, они просто еще раз убедились в том, что мы все знаем и так: богатство наживается неправедным путем, сытый голодного не разумеет, своя рубашка ближе к телу, как потопаешь, так и полопаешь, на дурака не нужен нож, за морем телушка полушка, трудом праведным не наживешь палат каменных, бог высоко, а царь далеко…
В современном Прорабу и Скрипачу обществе – советском – по сути все было точно таким же, но, конечно, не так гомерически выпячено, как, скажем, на Западе. Человек есть человек, даже если он пацак или чатланин; отношения в обществе в общем и целом выстраиваются по одной и той же схеме, потому что сидящая внутри любого из нас обезьяна взлететь не дает.
Однако Прораб решает вытащить из тюрьмы своих случайных попутчиков, неоднократно его обманувших и подставивших, рискуя при этом никогда больше не увидеть Землю, Люсю и макароны. И даже Би решает ради Прораба со Скрипачом пожертвовать собой, оставшись существовать на Альфе в виде кактуса. Этот порыв, конечно, не меняет его внутренне, в итоге он остается все тем же пройдохой и мошенником, пытающимся выжить в неприветливых условиях «капстраны», но этот порыв происходит… Поскольку он внутренне необходим даже самой закоснелой обезьяне.
И этот внутренний порыв надо стараться вытащить вовне.
Вот о чем кино, а не о том, что капитализм дифференцирует людей по цвету штанов. В некапиталистических обществах такая же дифференциация может происходить другими путями: например, по уровню грубой силы, личной преданности вождю, признанной специальным консилиумом ценности обществу или каких-нибудь заявленных способностей договариваться с высшими существами, помахивая кадилом; фильм суть не троллинг капитализма, фильм – троллинг человека, а точнее – обезьяны в нем.
Эта обезьяна существует и все время пытается взять свое. Но мы можем знать о ее присутствии и пытаться ограничить ее в ее обезьяньих правах; надежда есть.
Иначе, мама, мама, что мы будем делать, когда наступят зимние холода?..
Больше постов автора — здесь
Наибольший миграционный приток фиксируют из стран Центральной Азии: Узбекистана, Таджикистана и Киргизии
И какую роль в этом во всем должен будет сыграть Си Цзиньпин
Это всё равно как если бы в армии не выдавали автоматы штатной модели, а оружие…
Кроме того, Путин пригласил Рахмона в Москву на День Победы
О том, почему проблема с выплатами по ранениям и проч. решается не системно, а в…
Можно как угодно относиться к Сталину, но врать хватит уже!
View Comments
Мне текст зашёл, спасибо, никакого плагиата здесь не вижу. "Википедия"! Кю)
Роскошный текст!
Есть мир, где люди способны понимать любые языки, читать мысли, перемещаться почти мгновенно в любые точки вселенной, затрачивая топлива размером со спичку. И что – они большеглазые инопланетяне с переразвитым интеллектом, стоящие на высшей ступени эволюции и прогресса? Их дома – норы , даже у ПЖ без излишеств, их хиты ыку ыку ыы, цель общества цветовая дифференциация штанов. При бесконечных возможностях для развития, неведомых ни при каком капитализме и любом из ..измов. Скрытый смысл ни в какой не в сатире на капитализм. А в том что «скрипач не нужен»…
Об отношении к фильму, как лакмусовой бумажке. В начале двухтысячных в одном не очень большом коллективе случайно выяснилось, что кое кому фильм не понравился. Инициатором диалога была я, без всякой цели, просто что то процитировала, а он не понял и выяснилось, что все таки смотрел, но не понравилось. Меня поразила дружная реакция нашего очень разношерстного коллектива - субъект был предан прямо таки публичному осмеянию и порицанию.
Фильм гения Данелия и фильм гениальный. Его смысл я сразу понял и фильм самый любимый. А скрытый смысл, это в том, что всё что там начинает сбываться. Уже каша пластиковая, вода дефицит, в Африке дети с свинцом и ртутью в крови разбирают высокотехнологичные гаджеты, на помойках размером в целые государства. Они неграмотные, но пользуются высокими технологиями. Скоро и мы будем экипированы гаджетами навароченными, а выглядить будем как обезьяны. Пластмассовый мир победил, как пел Егор Летов.
А Кин-Дза-Дза это наше будущее.
У меня тест с какими людьми общаться, с какими нет. Это зависит от ответов на вопросы: Понимаете ли вы Кин-Дза-Дза? Чей Крым? Верующий ли вы?
И где тут по теме? Какая то ерунда понаписана. Где обещаныйскрытый смысл? Море воды, переписаная инфа из Википедии. Фу такие статьи писать.