Наши колонки

Кротик и ось времени

Социокультурное или психологическое время движется с ускорением: нравы и поведенческие стереотипы сменяют друг друга все быстрее, кумиры воздвигаются и свергаются все стремительнее, технологическая сингулярность не за горами, да и вообще – человек, каким планета его знала двести тысяч лет, доживает последние деньки. Этому можно радоваться, этого можно бояться, но такова данность – от возможности жить дольше (заменив быстро изнашивающиеся органы на новенькие из полихлорвинила) да знать больше (вживив в мозг искусственную нейросеть) не отказываются. Мы не откажемся. Или нет?

Движение человеческой цивилизации в своем ускорении напоминает камень в свободном падении, нежели так называемую стрелу времени, скорость которой наоборот замедляется в процессе полета из-за сопротивления воздуха. Сможем ли мы, найдя на то причины, замереть в неподвижности, зависнуть за секунду до столкновения, или силой гравитации нас так-таки впечатает в дивный новый мир трансгуманизма и постчеловечества? И что нужно предпринять пожелавшим предотвратить такого рода крушение?

Ценные соображения по поводу этих новых, но фундаментальных вопросов высказывают создатели чешского мультсериала «Кротик», знакомого российскому зрителю по трансляциям в телепередаче «Спокойной ночи, малыши!». Недаром главного персонажа мультсериала, маленького находчивого крота с нередуцированными глазами, придумал Эдуард Петишка – чехословацкий писатель и доктор философии.

С завидной смелостью в детском мультфильме заявляются недетские темы – экзистенциальные, социальные, философские, экологические, словом, цивилизационные. Так, например, в серии «Крот и лягушка» (2002) главный герой почти погибает в автокатастрофе, в больнице ему не находится места и друзья, по чьей вине автомобиль Крота врезался в дерево, самостоятельно выхаживают пострадавшего. Серии «Крот в городе» (1982) и «Крот и бульдозер» (1975) самым дотошнейшим образом иллюстрируют конфликт личности и государства (личности, пожелавшей жить вдали от цивилизации, и государства, что застраивает каждый свободный клочок земли и насаждает городской образ жизни обитателям леса). Серия «Крот во сне» (1984) предлагает сценарий будущего, в котором на планете закончилось топливо и человек вынужден сначала сжечь мебель и технику, чтобы согреться, после, исчерпав продуктовые запасы, заняться охотой и собирательством. К концу серии человек и вовсе достигает эдемового единения с природой и зверями, так что ходит подле Льва, пьет молоко, любезно предоставляемое неприрученной Козой, и наслаждается музыкой, которую для него (но больше, конечно, для себя) играют Крот, Мышка и Заяц. И так далее. Многие серии этого мультсериала заслуживают детального рассмотрения, но мы остановимся на той, что дала импульс к написанию настоящего эссе. «Крот и часы» (1994).

Оговоримся заранее: при желании в это произведение можно вчитать огромное количество символов и аллюзий, на основе которых трактовать его как угодно – известный трюк, проделываемый остроумцами со множеством детских произведений от «Буратино» и «Карлсона» до «Простоквашина» и «Господина Розочки». Мы обойдемся без герменевтики – достаточно голой фабулы, образов, которые явлены прямо, и смыслов, которые наличествуют эксплицитно.

Серия начинается с изображения идиллической жизни трех друзей – Крота, Зайца и Мышки – на лоне природы. Они «ни сеют, ни жнут», колют молоточком орехи, питаются подножным кормом, весело и совершенно по-детски проводят досуг – как на качелях-балансире, качаются на бревне, переброшенном через повалившееся дерево. Спят друзья по норкам, обустроенным сообразно с физиологическими особенностями каждого, обустроенным, нужно понимать, инстинктивно.

Звери счастливы и беззаботны. По утрам их будит Солнце, а Луна укладывает их спать. О ходе времени им незачем знать больше, что тоже делает их похожими на детей. Заметим так же, что, как и у детей, у этих зверей (представителей разных отрядов) нет языкового и культурного барьеров. Не испытывая никаких стеснений, они общались бы на своем младенческо-зверином языке с себе подобными на любом континенте, любом историческом отрезке. Подобно богам, они существа вне времени и пространства.

Однажды в лесу оказывается будильник – просто-напросто вываливается из забуксовавшего грузовика, который везет мебель по проселочной дороге. Звери присматриваются к новой игрушке. Что характерно, Заяц, едва прикоснувшись, застревает лапкой в кольце будильника. Внимательный зритель в этом эпизоде угадает предзнаменование беды, метафору того, что развернется дальше.

Вызволив Зайца из капкана, Мышка в озорстве своем выбрасывает заводной ключ в водоем, где его проглатывает рыба. И снова откажемся от трактования и проигнорируем возможную библейскую аллюзию, предположив, что это – исключительно сюжетостроительное движение, неприкрытая шестеренка драматургического механизма.

С первого же дня появления в лесу часы вносят свои коррективы в жизненный уклад Крота: от вибрации звонка рушится свод его подземного жилища, но вместо того чтобы заняться его восстановлением, Крот сооружает нечто вроде постамента для новообретенного божества. Затанцевавшись под ритмичные удары молоточка о чашу, Крот падает без сил под открытым небом и проваливается в сон, так и не вырыв новую норку.

Следующий день начинается раньше обычного – со звонком будильника. Забыв излюбленные игры и развлечения, друзья принимаются за зарядку. Осознали ли звери свою смертность и потому поспешно занялись здоровьем? Детский мультсериал не отвечает, да и не может ответить прямо на этот вопрос.

Замеченное и осмысленное «свободное время» друзья посвящают диковинным и противоестественным занятиям – садоводству и земледелию, вырубке леса и изготовлению новых спальных мест из полученной древесины. Надо полагать, перед нами уже не дети. Да и может кто-либо, зверь или человек, оставаться ребенком, познав ход времени, заразившись поистине тоталитарной идеей движения вперед – к хорошему ли, плохому – не важно, главное – вперед, главное, чтобы «завтра» отличалось от «вчера». Идиллия и равновесие кажутся теперь им «днем сурка», рутиной и «застоявшимся болотом», которые страшат сильнее разрухи, хаоса и апокалипсиса, страшат их – не способных больше заметить каждодневные перемены в природе, ее вечную драматургию. Линейное измерение времени и слепая вера в прогресс неотделимы друг от друга.

Будни друзей превращаются в погоню за благами посредством тяжкого труда. Да, в их жизни появляются печи, в которых Мышка готовит невиданные и невозможные раньше вкусные блюда, новые красивые цветы украшают (но требуют постоянного ухода) их полянку, появляются зубные щетки и пасты, так необходимые зубам Зайца и Мышки (на самом деле нет – их зубы постоянно растут и стачиваются), но каждый день они заканчивают совершенно истощенные и несчастные на одинаковых универсальных кроватях у ног измотавшего их циферблата. Однако когда заводной механизм останавливается и стрелки часов замирают, освобожденные и снова предоставленные сами себе звери погружаются в еще большее смятение. Авторы произведения подталкивают на размышления о силе инерции времени. Этот камень падал слишком долго, набрал достаточно скорости и мощи, чтобы прорвать любую подушку, подстеленную ретроградами. Мышка забрасывает удочку в водоем и, как Симон Петр, в первой же рыбе находит искомый статир, вылавливает именно ту рыбу, что проглотила заводной ключ.

Пассионарная ячейка в лице Крота, Зайца и Мышки не может довольствоваться единоличным владением новой истиной, им непременно нужно разделить свои открытия и страдания, свой рабский труд с остальными обитателями леса. К идее прогресса добавляется идея просвещения. И нет сомнений, что звери нашли бы последователей в каждом, к кому обратили «благую весть», если бы не отчаянные действия Совы. На протяжении всей серии она предпринимала попытки сломать часы, но сообразив, что адепты линейной темпоральности найдут любые способы их починить, в конце концов ухватила за кольцо и ценой невероятных усилий перенесла в город – вернула человечеству адскую игрушку. Сова – единственный символ, который мы решимся вскрыть. Он амбивалентен и может означать как мрак и смерть, грусть и одиночество, так и мудрость и эрудицию. В контексте этого мультсериала мы имеем дело с последним значением (см. «Крот и лекарство» (1987), где Сова подсказывает, каким растением можно излечить безнадежно больную Мышку). Мы делаем вывод, что Сова является носителем и выразителем авторской позиции.

Морок рассеивается, естественный порядок вещей закономерно восстанавливается: – друзья снова возвращаются к импровизированным качелям, своим норкам и подножному корму, и кажется, что произошедшее пройдет бесследно, но даже детский мультфильм способен на финальный твист.

С проселочной дороги снова доносятся звуки буксующего грузовика. Из его кузова вываливается клетка с двумя гусями, которых люди везли не то на птицефабрику, не то на убой. Гуси просят о помощи у Крота, но как освободить их из клетки? Руками он пытается разогнуть прутья, но безрезультатно. Конечно, – смекает Крот, – от трудовой жизни у него остался инвентарь! Орудуя молотком, Крот спасает птиц. Все счастливо плещутся в водоеме, танцуют и поют песни, но зрителю отчего-то делается не по себе. Неужели никто из зверей не попытается создать часы самостоятельно? Неужели все может повториться снова, появись каким-нибудь образом часы в лесу? Стоп… Чем-чем звери кололи орехи в начале серии?

За рамками произведения находятся причины борьбы мудрой Совы с линейной темпоральностью, прогрессом, наукой и просвещением. Что известно ей, сокрытое от остальных? И что будет, когда Сова умрет, когда, посмотрим шире, у консервативной, ретроградной и мракобесной части общества закончатся силы вставлять спички в шестеренки часов, расправлять натяжные полотна перед падающим камнем, подкладывать подушки?

По законам риторики здесь самое место живописать Постчеловека, который приходит на смену нам, с опциональным количеством конечностей и плавающим (не только гендером) полом, расой, видом; самое место представить, какими могут быть этика и мораль у этого существа, лишенного страха смерти, с одной стороны, и невинности – с другой, но этих изображений предостаточно в художественных произведениях наших современников. Мы воздержимся, насколько это возможно, от пропаганды, агитации и алармизма и, наученные приключениями Крота, Зайца и Мышки, в двух словах наметим траекторию для тех, кто найдет на то причины и пожелает сохранить свое человеческое (хрупкое, архаичное и уязвимое) естество.

Сонаправленное движение двух разумных видов по оси времени невозможно. В лучшем случае одни будут обречены стать тягловыми лошадьми в подчинении более могущественных, в худшем – истреблены, но, вероятнее всего, слабые, не выдержав конкуренции и потеряв идею прогресса, взвоют от жизни без цели и самоуничтожатся. В этом отношении показательным является наше нынешнее единовластное царствование на Земле.

Зависнуть в неподвижности за мгновение до столкновения, как мы понимаем, тоже не получится. Знание о ходе времени не выветрить из коллективной головы. Желающие найдутся, и пусть они попытаются.

Но есть и третий путь, самый странный и противоестественный: сделать свое будущее, которому мы успели или скоро успеем заглянуть в глаза, прошлым – развернуться по оси времени на сто восемьдесят градусов, а если продолжить метафору падающего камня – подстелить батут, и неспешно, с замедлением, пуститься в путешествие от заката цивилизации к ее заре, от обломков камня к тому, кто бросил его вниз.

Владислав Городецкий

Родился в Казахстане в 1993 году, окончил Архитектурный факультет КазАТУ им. С. Сейфуллина. Архитектор, писатель, автор книги «Инверсия Господа моего». Лауреат премии «ФИКШН35».

View Comments

Recent Posts

Гаагский суд только для «Африки»

Израиль якобы демократичный и готов сотрудничать с МУС

1 час ago

Зеленский кричит на генералов ВСУ

Зеленский почувствовал, что от него скрывают правду о ситуации на Харьковском направлении

1 час ago

В США боятся, что их обвинят в смерти президента Ирана Раиси

Иран может обвинить в этом Штаты или Израиль, что приведет «к эскалации напряжённости» на Ближнем…

1 час ago

«Ближайшие недели и месяцы будут решающими для Украины»

Выживание и успех Украины имеет центральное значение для безопасности Европы и США

1 час ago

В Каннах показали фильм про Лимонова

Уже есть краткий отзыв от Зинаиды Пронченко, который, скорее всего, совпадет с мнением здравомыслящего большинства

1 час ago

Слишком медлите, коллеги

Западные страны слишком долго принимают решения о поставках вооружения

2 часа ago