Культура

Кирилла Серебренникова унизили в Каннах. Но российский режиссер продолжает пресмыкаться, пока его использует западная пропаганда

Как добился успеха Кирилл Серебренников? Сначала ставил спектакли на юге России, потом снимал клипы, как и все в 90-е, после – по протекции Аллы Демидовой – попал на ТВ, вел программу «Другое кино» на ТВ-3 и «Детали» на СТС.

Ставить спектакли в Москве режиссер начал в начале нулевых – МХТ им. Чехова («Отморозки» по Захару Прилепину), Центр драматургии и режиссуры («Пластилин» Василия Сигарева), Театр Пушкина, «Современник» и далее по списку.

Все это время, пока режиссер получал крупные заказы и тендеры в столичных театрах, находящихся в ведомстве Департамента культуры Москвы, и работал на федеральном ТВ (за что получал «ТЭФИ»), а еще воспитывал плеяду артистов в государственном театре МХТ им. Чехова, о позиции по поводу власти, отсутствия свобод в России и раболепном преклонении перед Западом (и квартире в Германии) Серебренников громко не заявлял.

Это было бы глупо, в самом деле. Более того, в 2008 году он вел заседание экспертной группы на форуме «Стратегия-2020» партии «Единая Россия».

В то время режиссера привечал ни много ни мало главный на тот момент идеолог Кремля (и руководитель АП) Вячеслав Сурков. Высокопоставленный чиновник посещал спектакли Серебренникова, а преданный художник в МХТ им. Чехова ставил роман «Околоноля» Натана Дубовицкого (псевдоним Суркова). «Честный спектакль», как называл его Кирилл Семенович.

– «Околоноля» – не политический трактат, а беллетристика, на мой взгляд, это талантливая литература, – признавал Серебренников. – Мне просто понравилась эта книга, и я сказал: «Надо делать». И сделал честный спектакль, один из моих лучших.

После этой постановки в 2011 году чудесным образом Кирилл Семенович в 2012 году получил назначение в Театр им. Гоголя в центре Москвы. И полный карт-бланш. Потому без особых эмоций зачистил несколько десятков актеров заведения, снял все спектакли с репертуара и набрал вместо ветеранов молодых учеников. Так появился «Гоголь-центр», на спектакли которого Вячеслав Сурков тоже с радостью ходил.

– Понимаете, я скажу вещь, которая вам, может быть, не понравится, но я не хочу истерически все время говорить, что во всем виноват Путин, – подчеркивал в интервью режиссер изданию «Тайга». – Путин – это не главная проблема. Это как раз проблема решаемая. Проблема посложнее – в каждом человеке. Каждый из нас в жизни совершал коррупционное преступление в виде взятки менту или подкупа, чтобы пройти в очереди побыстрее. Вот если эту идеологию изъять из головы, то, наверное, страна будет по-другому развиваться. А если мы все повязаны этими византийскими хитростями, если всё у нас через кумовство, всё в обход закона, то ничего у нас не получится.

Первой большой работой в кино (не считаем сериал «Дневник убийцы» для «России 1») стал «Рагин» (2004) – экранизация чеховской «Палаты № 6». Через пару лет случилась самая известная работа режиссера – фильм «Изображая жертву», киноверсия одноименного спектакля МХТ им. Чехова.

Чем дольше руководил «Гоголь-центром» режиссер, тем больше свободы ощущал – да, той самой свободы, об отсутствии которой теперь громко кричит из Германии. Начали звучать слова про «страну неотмененного рабства», мракобесие и невежество, Россию как «гопника», сошедшего с ума. Спектакли становились все откровеннее, тема ЛГБТ все увереннее и увереннее пульсировала на сцене в молодых мужских телах подопечных КС, он начал снимать все более и более антирусское кино, за что был замечен Каннским и Венецианским фестивалями («Ученик», «Петровы в гриппе»).

Далее было громкое уголовное дело. Обвинения в мошенничестве внутри «Гоголь-центра» и и освоении почти 130 миллионов рублей, условный срок, домашний арест и штраф. Эмиграция во Францию.

Разумеется, в таких обстоятельствах Канны не могли проигнорировать новый фильм Серебренникова «Жена Чайковского». Картина шла в основной программе и была довольно негативно воспринята прессой. Мягко говоря, фильм разнесли. Его упрекали в вычурности, натужности, искусственной напряженности и банальном взгляде на сексуальность русского композитора. Критика отметила работу Алены Михайловой, а вот режиссеру попеняли на то, что он снимал фильм про себя.

«Фильм уходит и на территорию эксцентрики, когда берется драматизировать репутацию Антонины как женщины, одержимой сексом, в балетных сценах фантазий с участием дюжин хорошо сложенных обнаженных мужчин. Но слава нимфоманки, доставшаяся Антонине, безусловно была делом рук высокопоставленных друзей и любовников Чайковского, у которых был шкурный интерес в том, чтобы ее опорочить» (The Guardian).

«Не хочется звучать как человек, застрявший в XIX веке, но чего «Жене Чайковского» почти полностью не хватает, так это хоть сколько-то естественного понимания человеческой психологии» (Variety).

«Получается фильм, который ходит по лезвию ножа между истерией (в самом старомодном, женоненавистническом значении этого слова) и протестом. Нигде этот баланс не проявляется так наглядно и так захватывающе, как в самой первой сцене, снятой одним сновидческим длинным кадром, который впечатляет даже в сравнении с фирменными для Серебренникова виртуозными, напоминающими Михаила Калатозова пролетами камеры» (IndieWire).

В итоге в Каннах картину предсказуемо прокатили (как и в предыдущие годы, кстати, было с фильмами КС – показали всему миру, какой ужас в России, но награды раздали другим).

И особенно больно было смотреть на режиссера во время масштабной пресс-конференции по этой работе. Ни одного вопроса по фильму ему, увы, не задали. 40 минут режиссер оправдывался за то, что выпускает картину во время СВО – из него буквально тисками выжимали НУЖНЫЕ слова по этому поводу.

Если брать шире, почти 10 лет Серебренников пытается идти по проторенной дорожке Андрея Звягинцева, завуалированно и очень высокохудожественно снимая кино про жуткую Россию в агонии, но на Западе, где вроде бы обращают внимание на такие фильмы, эти потраченные трудовые часы обнуляют, переводя художника в ранг рисовальщика агитлистовки – можно поднять с асфальта, ухмыльнуться забавной картинке с подписью, но затем спешно кинуть в мусорное ведро и пойти дальше по делам.

Осозна́ет ли это КС в ближайшее время?

И как поведет себя, если поймет, что его столько лет просто использовали, как выездное цирковое шимпанзе…

Егор Шилов

Тайный автор «Ваших Новостей". Самый злой. Родился давно, живёт долго, никого не любит.

Recent Posts

Олег Царёв: «НАЛИВАЙЧЕНКО БЫЛ ПЕРВЫМ АГЕНТОМ ЦРУ НА ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ»

О том, почему самые сложные диверсии лежат на СБУ, а не на ГУР

5 часов ago

Трамп разработал мирный план по Украине

Но не раскроет его до выборов в США

8 часов ago

Сколько мигрантов в России прямо сейчас – большая тайна

Наибольший миграционный приток фиксируют из стран Центральной Азии: Узбекистана, Таджикистана и Киргизии

1 день ago

Зачем Макрон опять заговорил о вводе войск на Украину

И какую роль в этом во всем должен будет сыграть Си Цзиньпин

1 день ago

«ЧЕМ ТАМ В МО ЗАНИМАЮТСЯ?» Герман Садулаев о печальной ситуации с РЭБ на третий год СВО

Это всё равно как если бы в армии не выдавали автоматы штатной модели, а оружие…

1 день ago