Наши колонки

И все-таки: где свобода-то? Настоящая? И чем она отличается от электорального лохотрона?

Все тяжелее просыпаться рано. Вот сегодня нужно было проснуться в пять утра – на «Сапсан». Из Пушкина на Московский вокзал добираться – два часа. То ли дело когда жил на Марата: из дома вышел и через двадцать минут сидишь в вагоне. Разве что не в домашних тапочках.

Вадим Левенталь. Фото: Наталья Горяйнова/ rewizor.ru

А тут – дойди до станции, докатись до одного вокзала, доберись на метро до другого… Кофе не спасает. Вспоминается почему-то школа. Когда поздний ноябрь, за окном ночь – холодная, с колючим снегом в лицо, – а тебе надо почистить зубы, съесть кашу, одеться и бежать к первому уроку. На метро, через полгорода, на трамвай – все это чтобы оказаться в не прогретом еще классе – за окнами все еще ночь, – раскрыть учебник и уткнуться в какую-нибудь химию, которую ты в гробу видал.

Нет, нет, все-таки теперь другое дело. Во-первых, лето. Потом, ну не школа, а «Сапсан», тут вон кофе взял и уткнулся в книгу. У меня хорошая – новая книга новосибирца Михаила Хлебникова; умный и ироничный критик, одно удовольствие читать. Только глаза слипаются. В пять утра встал.

Ну и все же – свободный человек, не школьник. Все школьники хотят свободы. Я тоже, наверное, хотел. Не помню. Вот я свободен. Сеятель пустынный, вышел рано – все как полагается.

Нынешний школьник хочет не просто свободы от скучных уроков. Политической свободы хочет. Ну если по «Твиттеру» судить. Впрочем, у меня и «Твиттера» нет. Я и о нем по каналу «Жизнь насекомых» сужу. Но, кажется, все-таки хочет ее. Политической свободы.

Впрочем, тут моя мысль упирается в тупик. Я не понимаю, о какой свободе идет речь. Я начинаю думать назад.

Вот для греков и римлян вопрос свободы особо не стоял. Ну то есть как. Все было просто – либо ты раб, либо ты свободный. Можно еще быть отпущенником – это такой как бы лимб между одним состоянием и другим. Если бы я был римлянин и меня бы спросили, что такое свобода, я бы не раздумывая сказал бы: свобода – это не-рабство. Вот так вот просто.

Для раннего Средневековья вопрос свободы вообще как-то не стоит, насколько я помню читанную когда-то хрестоматию по средневековой философии, изданную в РХГА. Все мы рабы Божьи – вот и весь разговор. Вот вопрос греха – это да, тут десятками страниц можно шпарить и до конца так и не решить, а свобода – ну не интересно.

В позднем Средневековье, как свидетельствует Хёйзинга, свобода – это прежде всего свобода от податей. То есть все заносят сюзерену, а вот такой-то город объявляется свободным – значит это не более и не менее как то, что он сюзерену не заносит.

Европа вся целиком закатана в феодальный бетон, но через него уже то там, то здесь пробиваются первые зеленые семядоли капитализма. До Великой французской революции еще лет этак пятьсот. Буржуазия как класс пока еще головастик – несколько сотен лет понадобится, чтобы головастик вспух, у него сформировались лапки, хвостик и голова, все это выросло и превратилось в очаровательного нежно-зеленого лягушонка. Этот лягушонок проживет яркую, насыщенную историческую жизнь и уже на наших глазах превратится в злобную ядовитую бородавчатую жабу, которая вот-вот взорвется и забрызгает своими кишками всех нас.

Так я про свободу. Было: свобода – это не платить податей барону. Стало: свобода – это сходить раз в четыре года на выборы и выбрать между республиканским и демократическим крылом одной и той же партии – партии богатых. («Опера богатых» – была такая вещь у Курёхина; гениальная.)

Вот вам и опера: ария брокера с Уолл-стрит, хор корпораций, дуэт политика и торговца оружием. В интермедиях выступает шут, лидер общественного мнения. Он рассказывает школьникам про свободу. У свободы звездно-полосатый флаг, трусы поверх штанов и гомерически циклопический военный бюджет.

И все-таки: где свобода-то? Настоящая? И чем она отличается от электорального лохотрона? Может быть, я знал это, но забыл? Вот тогда, когда сидел в восемь утра на химии и ночь и метель за окном? Никак не могу вспомнить.

Вадим Левенталь

Родился в 1981г. город Ленинград, окончил Филологический факультет СПбГУ. Работал в издательстве "Лимбус Пресс", премии "Национальный бестселлер", Григорьевской премии и пр. Писал для "Известий", "Частного корреспондента", "Санкт-Петербургских Ведомостей, "RT" и др. изданий. Автор книг "Маша Регина", "Комната страха", "Мой секс" (в соавторстве). В настоящее время руководит импринтом "Книжная полка Вадима Левенталя" в издательстве "Городец", как критик публикуется в "Литературной газете".

View Comments

  • Не напряжная житуха столичного жидвы-азиата. Ему пох за что вонять, главное против России и особенно русских. Но микро холокостик всё ближе. Когда будет зачищена бандерия они без лишней рекламы посваливают из России. Потому нагадили очень...

Recent Posts

Америкой управляют идиоты, — заявил Дональд Трамп

Выборы президента США состоятся 5 ноября

2 часа ago

Грета Тунберг осваивает новую поляну

Зачем глобалисты финансируют пропалестинские митинги

18 часов ago

Покушение на Фицо. Что известно на этот момент

15 мая на премьера Словакии Роберта Фицо совершено покушение во время выездного заседания правительства

19 часов ago

Российские киберспортсмены не будут участвовать в чемпионате мира из-за запрета выступать под флагом России

В 2024 году российские киберспортсмены не примут участие в квалификациях к чемпионату мира по компьютерному…

20 часов ago

После покушения состояние Фицо «между жизнью и смертью»

Комментарий премьера Венгрии Орбана

20 часов ago