Наши колонки

Городецкий Владислав: ВИКТОР ПЕЛЕВИН – ЮБИЛЕЙ МЕЖ ДВУХ ОГНЕЙ

Отсутствие на прилавках новой книги Виктора Пелевина к традиционному сроку (концу августа – началу сентября) идеологически заряженные читатели по обе стороны баррикад восприняли с одобрением. Рептильные влиятели (иноагенты по новому Пелевину) называли отказ от ежегодного высказывания «очень сильным месседжем», сердоболы (патриоты и охранители в той же системе координат) – почтительным молчанием в духе Inter arma silent Musae. Позже выяснилось, что автору не то банально не хватило времени, не то захотелось подогреть интерес публики таким вот безобидным пиар-ходом. Перетягивание писателя из лагеря в лагерь временно приостановилось до ознакомления с новым романом KGBT+.

Виктор Пелевин. Фото: 7books.ru

По форме роман представляет собой как бы автобиографию популярного «вбойщика» (нечто среднее между рэпером и публицистом), снабженную контекстуальными наставлениями и соображениями про успешный успех. В отношении творческих поисков самого Пелевина такая форма – настоящая находка. Сейчас объясню, что имею в виду.

Виктор Олегович – писатель идей или, если вам так угодно, одной идеи. Начиная с самых первых произведений для разворачивания мысли он использует диалогическую структуру, как в «Диалогах Платона» или «Учении дона Хуана» (оба текста очень важны в поэтике Пелевина).

Выглядит это примерно так: ничем не примечательного персонажа берет под крыло некий учитель и в пространных беседах, занимающих до 70% произведения, объясняет тайны мироустройства, истинное положение дел, расстановку сил и т. д., после чего ученик включается в борьбу добра и альтернативного добра, а в финале прозревает последнюю и окончательную истину про иллюзорность мира и, например, достигает нирваны. Попутно Пелевин отпускает фирменные остроты и каламбуры по поводу всего, что за год попало в поле зрения и интересов писателя, не только актуальной повестки. Всё остальное – создание достоверных характеров, их столкновение, решение моральных и психологических дилемм, живописание пейзажей и архитектуры, работа над языком и что там еще увлекает писателей-художников – показательно вспомогательны и условны. Стремление к прямому высказыванию руководит писателем идей – Пелевиным.

Виктор Пелевин. Фото: pelevin.nov.ru

И в этом отношении найденная форма максимально органична Виктору Олеговичу. Она позволяет без композиционных перекосов вплетать в повествование так называемые «вбойки» – эссе о дружбе, девственности, вирусах и антропогенезе, бытии Бога, культуре отмены, конспирологии и прочем – и прямым текстом наставлять нас, писателей следующих поколений и вообще – людей творчески ориентированных, в так называемых «мемах». Например: «Ты можешь быть честным на сто процентов, но это не значит, что ты будешь говорить правду. Это удается очень немногим. У честности есть лишь одно преимущество – чисто эстетическое. Нечестное искусство смердит». Или такое: «Твои менеджеры по продажам будут регулярно говорить, что некоторых вещей во вбойке делать нельзя – мол, это трудно продать и публика не готова. Не слушай этих придурков. Если бы они знали, что можно и нельзя продать, они бы не работали в токсичной среде за еду и валенки». (В общем, в этих «мемах» писатель-затворник реализует родительский инстинкт, который другие его коллеги канализируют во всевозможные семинары, форумы, школы креативного письма и прочую мерзость). Остальной массив текста – соединительная ткань, нити, на которые пришиты эти эссе и наставления друг к другу и к рукаву предыдущей книги «Transhumanism Inc.» (2021).

Именно за такими лирическими отступлениями читающая публика раз в год отправляется в книжные магазины покупать новую книгу живого классика – сверить свои впечатления о прошедшем годе с впечатлениями одного из умнейших людей страны, вместе посмеяться над абсурдностью русской действительности, поразиться неожиданным ракурсам и смыслам. Уж не за линейными бесхитростными сюжетами про вампиров, виртуальных следаков и стартаперов, согласитесь. То есть, говоря языком хипстоты, — полный мэтч авторских интенций и читательских потребностей.

Трансжанровый переход Пелевину уже предлагал Алексей Колобродов в рецензии на роман «Тайные виды на гору Фудзи», но обучением новым трюкам старый пёс показательно манкирует. Есть в новой книге горький отрывок, которым можно прокомментировать подобные предложения:

Виктор Пелевин. Фото: gamebomb.ru

«Шли дни, и я начал понемногу понимать, что моя эпоха ушла. <…> Всякое время выбирает своих певцов, и мой специфический голос вряд ли сможет взять нужную сегодня ноту. Ну не поется мне про ветрогенезис и конницу. Господь не дает силы и огня. Придут другие – молодые, смелые, и все сделают аккуратно и недорого».

И в этом главный, на мой взгляд, парадокс творчества Виктора Пелевина. Страстно стремясь к прямоговорению, он книгу за книгой отказывает себе в удовольствии исключить последнюю препону между собой и проговариваемыми смыслами, между смыслами и читателем. Я говорю про лирического героя или рассказчика.

Главный герой нового романа – артист Салават KGBT+. Отмечу в скобках, что рэпер Слава КПСС в главном герое не просто узнал себя, но и рассказал в соцсетях о серии загадочных интервью о рэпе, буддизме, истории, которые он дал анонимному журналисту, цитатами из которого якобы говорит пелевинский персонаж. Верить на слово этому постиронику мы, конечно же, не станем, однако следы знакомства писателя с творчеством рэпера в книге имеются. В самом имени главного героя романа заложена дуальность между прогрессивным «салом» и патриотической «ватой», охранительным KGB и либеральным GBT+. Как заложена она и в его мироощущении:

«Я любил свою землю и живущих на ней людей, не задумываясь, заслуживают они этого или нет. Мое сердце радовалось их успехам и горевало о неудачах, ненавидело наших клеветников…», «А вот с [другого] полюса было видно, что я живу в жестокой и несправедливой диктатуре, где власть вместе с собственностью по непонятной причине принадлежит кучке спрятавшихся в банки узурпаторов, и все мы – что-то среднее между их рабочим скотом и картежными фишками».

На протяжении всей карьеры Салават участвует в государственных концертах и фестивалях, сочиняет полупропагадистские «вбойки», а в итоге получает клеймо изменника родины – рептильный штамп. В этом смысле главный герой оказывается меж двух прожорливых огней, как многие из нас сегодня, как, очевидно, и сам Пелевин. «И я не просто совмещал каким-то образом эти полярности. Я был этим противоречием сам».

Полагаю, роман KGBT+ – пик откровенности писателя Пелевина, его наиболее личный текст из всех возможных. «Перед вами мои воспоминания и размышления, издаваемые по случаю юбилея», – так начинается основная часть романа. Да, от новой книги, вышедшей в наше роковое время, многие ожидали более четкого ответа на вопрос, с кем писатель, кто, по его мнению, виноват в происходящем и что будет дальше. Но даже закрывая глаза на убогость и гнусность таких требований, допустить апроприацию своей фигуры одной из двух (в нынешних условиях тотальной поляризации) противоборствующих сил – Пелевин не мог. И в силу обозначенного выше парадокса, и даже в сугубо прагматическом плане – Бог его знает, как все сложится, а damnatio memoriae (проклятие забвением) никто не отменял.

И все-таки кое-какие намеки Виктор Олегович оставляет, и только посредничество рассказчика удерживает (должно удерживать) либеральную сторону от присвоения его фигуры: «Гражданская позиция у меня такая же точно, как у вас. Рептильная поза. На мне и штамп стоит, даже несколько. На миссионерскую больше не пробивает <…> А если вы упрекаете меня в том, что я не спешу сжечь свое сердце для освещения вашей уборной, так зря. Я давно его сжег именно в этих целях, просто вы не заметили». Там на последних страницах много интересного, полюбопытствуйте. И про кабальный контракт, и про отношение к критике, и про то, читает ли современников.

Настоящая трагедия этой книги в том, что, открыв наконец оптимальную для себя форму, Пелевину не нашлось, чего в нее, собственно, отлить, какими смыслами наполнить. Война высветила пустоту прежних смыслов. «Позвольте этому быть» – основной посыл книги, размазанный на 557 страниц неуязвимым постмодернистским субъектом. Радикальное всепринятие – вот с чем пришел к шестидесятилетию мой любимый писатель.

Впрочем, я драматизирую. Из 2014-го года Пелевин тоже вышел с ужасающим «Смотрителем», после чего было еще несколько замечательных книг.

Так выпьем же за то… А, к черту.

Владислав Городецкий

Родился в Казахстане в 1993 году, окончил Архитектурный факультет КазАТУ им. С. Сейфуллина. Архитектор, писатель, автор книги «Инверсия Господа моего». Лауреат премии «ФИКШН35».

Recent Posts

Трамп разработал мирный план по Украине

Но не раскроет его до выборов в США

1 час ago

Сколько мигрантов в России прямо сейчас – большая тайна

Наибольший миграционный приток фиксируют из стран Центральной Азии: Узбекистана, Таджикистана и Киргизии

21 час ago

Зачем Макрон опять заговорил о вводе войск на Украину

И какую роль в этом во всем должен будет сыграть Си Цзиньпин

1 день ago

«ЧЕМ ТАМ В МО ЗАНИМАЮТСЯ?» Герман Садулаев о печальной ситуации с РЭБ на третий год СВО

Это всё равно как если бы в армии не выдавали автоматы штатной модели, а оружие…

1 день ago

Путин и Рахмон решают мигрантский вопрос по телефону

Кроме того, Путин пригласил Рахмона в Москву на День Победы

1 день ago