Рецензии

Фильм «Круэлла»: Фэшн из май профэшн

Название «Круэлла» вряд ли сможет передать суть английского Cruella, и дело даже не в корне этого слова. Еще при переводе американского фильма 1996 года «101 далматинец», который стал в России настоящей легендой VHS эпохи, имя главного антагониста перевели как Стервелла (cruel – жестокий), но заигрывание с фольклорной сказкой «Золушка» (Cinderella) в русском языке все равно бесследно растворилось. В случае с «101 далматинцем» это еще допустимо, потому что Круэлла де Вилль там однозначно отрицательный персонаж, сокрушительно проигрывающий в борьбе с добром. В новом же фильме Крэйга Гиллеспи («Рука на миллион», «Тоня против всех») происходит переосмысление классического сюжета, и знакомая с детства похитительница далматинцев оказывается панк-золушкой в 1970-х годах, которая внезапно противостоит тухлому академизму и застарелому английскому мещанству.

Эстелла (Эмма Стоун) – лондонская маргиналка, промышляющая мелким воровством. Детство у нее не задалось: от рождения она «особенная», бунтарка и нонконформист, отчего с недоразвитыми сверстниками у нее происходят постоянные конфликты. Внутри нее борются два начала (что символизирует черно-белая, поделенная ровно пополам прическа) – доброе (Эстелла – с французского «звезда») и злое (Круэлла – «жестокая»).

После отчисления Эстеллы из элитной английской школы за очередное нарушение правил ее мать решает просить помощи у старой подруги, влиятельного модельера Баронессы фон Хелльман (Эмма Томпсон), но визит заканчивается трагически. Мать Эстеллы погибает от рук фон Хелльман, а девочка остается сиротой, вынужденной прибиться к двум малолетним карманникам. Впоследствии они составят команду Эстеллы/Круэллы, которая загорается желанием поработить модельерский мир и отомстить ненавистной баронессе.

«Круэлла» всячески пытается казаться хулиганским кино, заигрывая с протестной рок-эстетикой, и в некоторых моментах, удачно стилизованных под клипы английских бунтарей, лента смотрится и вправду здорово. В этих коротких и малочисленных сценах чувствуется исключительная любовь к 70-м годам с их панком (в ленте звучат культовые песни The Doors, The Stooges, The Rolling Stones, The Clash), цветным телевидением и платьями в авангардном стиле. Не смущают даже намеренные анахронизмы вроде повсеместных камер видеонаблюдения или современных автомобилей, которые только подчеркивают нестандартность мира «Круэллы».

Многие критики уже успели сравнить эту картину с недавним «Джокером», и в целом сравнение вполне резонно – «Круэлла», как и «Джокер», органично вписывается в нынешнюю тенденцию пересмотра популярных комиксов и фильмов с выдвижением на первый план злодея, который быстро восстанавливается в правах и становится любимцем публики (сюда же отнесем «Малефисенту», «Отряд Самоубийц» и «Венома»).

Другое дело, что «Круэлла» лишь выдает себя за рок-н-ролльное безумство, скрывая примитивный сюжет оглушительным фейерверком. Это все тот же Дисней, который не останавливался в конвейерном выпуске засахаренных сказок для детей. Семейный юмор, плоская мораль, мультяшная магия – все это мы уже где-то видели и не один раз. В этом смысле «Круэлла» скорее замыкает списки тех самых фильмов, представляющих альтернативные версии становления известных злодеев. Ничего сверхъестественного – Крейг Гиллеспи недалеко ушел от оригинального фильма 1996 года «101 далматинец» (являющегося к тому же ремейком одноименного мультфильма 1961 года), который хотя бы неплохо справлялся с задачей поднятия настроения в рождественские каникулы.

Интересно другое. В диснеевской сказке не совсем понятно, кто же настоящий злодей: Баронесса фон Хельман (Hellman буквально – «человек из ада») хоть и выглядит самовлюбленным диктатором, готовым пожертвовать ради образа для нового платья чем угодно, в реальности просто самозабвенно делает свою работу, а Круэлла, обиженная судьбой, лихо отжимает у Баронессы модельный бизнес, отправляя ее за решетку.

Эстелла, начав как невинная Золушка, превращается в беспощадную Круэллу, жаждущего славы тирана и не брезгующего использовать друзей (фактически родственников) для собственной выгоды. Эта ситуация странно сглаживается в картине, как будто так и должно быть: Круэлла безоговорочно оправдывается, и ее торжество в окончании ленты вызывает недоумение. Учитывая то, что «Круэлла» – это приквел к «101 далматинцу», и мы знаем, что Круэлла де Вилль после захвата короны Баронессы будет охотиться на на пятнистых щенков, чтобы сшить из них пальто…

Впрочем, это ведь всего лишь сказка.

Денир Курбанджанов

View Comments

Recent Posts

Кто будет следующим после Украины: Запад готовится к российской «СВО 2.0»?

Европа и США переходят в режим «предвоенной реальности»

10 часов ago

Федор Емельяненко о СВО: «Мы братские народы поддерживаем, а воюем мы – с фашистами»

Он рассказал, что каждое воскресенье ходит в храм и молится, чтобы конфликт завершился и у…

17 часов ago

Си, Макрон и Урсула поговорили. О чём-то даже, возможно, договорились

Но аналитики считают, что Россию эти трое должны среди прочего обсудит

17 часов ago

Шмыгаль на пороге НАТО, но дверь закрыта

Шмыгаль ждет, что на июльском саммите НАТО им дадут ответ на заявку по вступлению в…

17 часов ago

Польский судья просит политического убежища в Белоруссии

В Минске Шмидт устроил пресс-конференцию, где подписал заявление об отставке

17 часов ago