Дракон никуда не спешит: на пути к сверхдержаве

3 часа назад

Der Spiegel пишет, что Китай возобновил экспорт редкоземельных металлов, подпадающих под категорию товаров двойного назначения, в США, который, экспорт то есть, был приостановлен ещё в декабре прошлого года и который, если бы не был возобновлен, сильно отразился бы на экономическом (да и технологическом) состоянии Америки. Как уточняет издание, «Пекин приостановил действие запрета на экспорт в США галлия, сурьмы и германия – металлов, необходимых для производства полупроводников. США, как и другие страны, закупают это сырье практически полностью в Китае. Например, галлий и германий используются в микрочипах, оптоволоконных кабелях и солнечных батареях». То есть критически важных компонентов для сферы высоких технологий, являющейся сейчас, по большому счёту, неким критерием развитости/неразвитости той или иной страны.

Си Цзиньпин. Фото: Andy Wong/ AP/TASS

В общем, надо полагать, те предварительные договорённости, что были заключены Трампом с Си Циньпином во время их саммита в Южной Корее, получили свое дальнейшее движение. То есть можно констатировать, что торговое перемирие (правда, на год) меж крупнейшими экономиками мира либо уже заключено, либо – на подходе (тут вопрос был только в том, проглотит ли Трамп отказ Си снижать пошлины на американские соевые бобы, которые он обещался «сделать великими», и, судя по тому, что реакции из Вашингтона на эту «дерзость» китайских товарищей не последовало, видимо, проглотил). А это, в свою очередь, означает, что Вашингтон принял (по крайней мере, на время) и «красные линии» Пекина, на днях озвученные китайским послом в США Се Фэнем (не вмешиваться в вопрос Тайваня;воздерживаться от давления по теме демократии и прав человека; не ставить под сомнение политическую систему Китая; уважать право Китая на собственное экономическое развитие). А если это так (тем более что хорошо известно, что нет ничего более постоянного, чем временное; однако в данной ситуации стоит также учитывать и непредсказуемость американского президента, которому, впрочем, уже было продемонстрировано, что его грозные и скороспелые решения чреваты прежде всего для самих Соединённых Штатов, как было, допустим, в случае с пошлинами в отношении стран – экспортёров российской нефти, что могло бы втянуть Америку в торговую войну со всем Глобальным Югом и которая вряд ли бы закончилась победой США), то можно говорить о том, что Пекин одержал важную победу стратегического характера, открывающую путь китайской державе к приставке «сверх»: указал США на то, что нынче они не самые главные, что теперь надо считаться и с ним, с Пекином.

Это, конечно, покамест не тектонический сдвиг в геополитике, всего лишь трещина в земной коре, но та трещина, которая со временем как раз и может привести к такому тектоническому сдвигу. Тем более что Поднебесная в своём развитии не стоит на месте (в строгом соответствии с китайской пословицей: «Стоять на месте – значит идти назад»): как пишет британский The Economist, КНР буквально совершила революцию в области «зелёной энергетики», оставив на позиции «догоняющих» США и Европу и став «новым типом сверхдержавы» – энергетической. Как уточняет издание, Поднебесная установила почти 900 гигаватт солнечных мощностей – больше, чем Европа и США, вместе взятые. Чтобы понять, что это значит, достаточно сказать, что в 24-м году республика выработала 1 826 тераватт-часов электроэнергии из солнца и ветра, что более чем в пять раз превышает энергетический эквивалент всех его, Китая, ядерных боеголовок. Так что стоит ли удивляться тому, что Пекин уже перевыполнил большую часть задач, установленных Парижским соглашением на данный момент времени, а в пределах ближайших десяти лет намерен вообще удвоить мощности ВИЭ и существенно сократить выбросы (кстати, это очень тревожный сигнал РФ, где, несмотря на преклонение перед Китаем, властвует убеждённость в эфемерности «зелёной энергетики»: не порали в ускоренном темпе начать пересмотр позиций по данному вопросу, чтоб через какое-то – и, судя по всему, довольно непродолжительное – время не оказаться в хвосте паровоза, то есть на той стартовой площадке, с которой будет либо крайне сложно догонять развитые страны, либо вообще невозможно). Очевидно, что это далеко не блажь китайского руководства, но действенный способ упрочить свои экономические позиции: чем дешевле энергия, тем ниже себестоимость товаров, это – во-первых, а во-вторых, обращение к чистым источникам энергии может впоследствии избавить Китай от углеродного налога при заходе на европейские рынки, что даст его товарам конкурентное преимущество.

И, что стоит отметить, США (с лёгкой руки Трампа, который выступает за старые источники энергии в виде нефти и СПГ) в этом плане дают Китаю очень хорошую фору, буквально отдавая лидерские позиции. И одновременно как бы способствуя укреплению отношений между Европой и Китаем, которые, выходит, в отличие от своего главного геополитического противника, идут как бы на одной волне. И через какое-то время, надо полагать, это движение на одной волне закончится тесным экономическим сотрудничеством, особенно на фоне, по всей видимости, противоречий по данной теме, что обострятся меж США и Европой уже в 27-м году, когда в ЕС заработает маховик трансграничного углеродного регулирования (CBAM), предусматривающий введение торговых пошлин на импорт из тех стран, в которых наблюдается более свободный подход к экологическим нормам. И Штаты входят в список таких стран. Так что вполне очевидно, что уже через год между ЕС и США начнётся суровая торговая война (Трамп явно не спустит Европе введение никаких дополнительных пошлин в отношении американских товаров, это тебе не Китай, перед которыми он не смог отстоять свои соевые бобы!). Об говорят уже открыто и не таясь. Так, например, немецкий министр экологии Карстен Шнайдер в эфире ARD прямо заявил, что столкновение с США неизбежно: «Нельзя вписывать климатические цели в Конституцию и заключать международные соглашения, а затем не выполнять их», – подчеркнул он.

И, думается, Китай в этой ситуации не будет сидеть сложа руки (тем более что выход на европейские рынки давно рассматривается Пекином в качестве стратегической цели). Разумеется, он постарается воспользоваться моментом и предложить европейцам себя вместо США. Вряд ли Европа тут же побежит в объятия Китая, но если не будет никаких форс-мажоров (допустим, если к этому времени Пекин не надумает аннексировать Тайвань, что, конечно, с его стороны будет большой глупостью, но политика часто и состоит из таких вот глупостей), то это движение друг к другу неизбежно. Европа будет вынуждена искать партнёра, замещающего США. И не только в экономическом плане, но и военном, учитывая развёртывание того нарратива, что война с Россией неминуема и вообще это только вопрос времени. В этом плане Китай становится, кроме всего прочего, и идеальным военным партнёром, ибо не будем забывать, что только у Пекина достаточно рычагов влияния, чтобы корректировать позицию Москвы (не стоит думать, что в Кремле принимаются решения без оглядки на партнёров: в современном мире один в поле не воин, даже США). И вот этот военный фактор (а для Европы это важно ещё и в том смысле, что не позволит ей упасть в грязь лицом, раздувая собственную военную значимость) может сыграть не меньшую роль, чем экономический. Что поставит США в очень невыгодную позицию: Вашингтону придется либо принять условия партнёров (что будет связано с репутационными потерями, так как Трамп первым делом всем и вся объявит войну, делая Америку «снова великой»), либо вступить с ними в заранее проигрышное противостояние, которое, в конечном счёте, закончится примирением сторон с ещё большими для США репутационными потерями, а кроме того, и минусом в экономическом плане, который он приобретет за время этого противостояния.

И, надо полагать, что Трамп пусть смутно, но уже сейчас понимает, что впереди его ждут трудные времена. Именно в этом ключе и стоит рассматривать его заявление о возвращении к ядерным испытаниям с важной ремаркой, что Китай скоро догонит США в плане ядерного вооружения. Этим Трамп пытается как бы ответить на будущую угрозу, нейтрализовать её своей. Но очевидно, что это не подействует на Си Цзиньпина. Стоит только Вашингтону дать соответствующую отмашку Пентагону, как тут же в мире начнётся гонка вооружений в ядерной сфере. И тут не только Китай, но и Россия (да, Трамп не забыл упомянуть и РФ). И Северная Корея, которая почувствует себя совсем свободной. И Иран, который наращивает сейчас свой ракетный потенциал и, вероятно, восстанавливает свою ядерную программу. Так что угроза Трампа, даже если он перейдет к её реализации, делу не поможет, наоборот: лишь усугубит. По сути, Трампу надо менять свой стратегический курс – биться одновременно с двумя такими монстрами, как Китай и Европейский союз, ему не под силу. Кого-то надо брать в союзники, чтобы идти боем против оставшегося. Исторически в качестве союзника было бы логично выбрать Европу (ибо если образуется цепь Китай – Россия – Европа, то США можно просто уходить с политической сцены в качестве законодателя и лишь вздыхать о той роли, которую они когда-то играли), но Трамп уже объявил ей войну (что очень хорошо сформулировал Рубио в своём выступлении перед Сенатом). И в начале 27-го она, эта война, явно пойдет на обострение. К тому же ЕС не сможет выполнить договоренность по закупке американского СПГ, что образует ещё одну линию конфронтации. И как-то очень сомнительно, что в такой ситуации Трамп проявит выдержку, рассудительность и благоразумие, а не полетит вперёд, как упившийся казак, размахивая шашкой.

Не исключено, что Пекин и делает ставку на необдуманные действия Трампа, которому, повторимся, нужно срочно менять свой стратегический курс, чтобы к концу своей второй каденции не оставить Америку как во внутреннем, так и во внешнеполитическом кризисе. Но на основе всей имеющейся информации о Трампе и её анализа можно – с высокой вероятностью на то, что именно так и будет – сделать вывод, что 47-й президент США от выбранного пути не отступит и, подобно танку, попрёт в очерченном направлении, точно не беря во внимание, что при существующем развитии БПЛА тяжёлая техника крайне уязвима: вошёл в «серую зону» и танк, считай, потерян. Говоря иначе – далеко он не уедет. То есть, по сути, обращение Китая в новую сверхдержаву с лишением данной и определяющий приставки Америку – результат хоть и отложенный, но практически (то есть препоны и казусы, могущие этому помешать, конечно, существуют, но если Пекин не наделает ошибок, то его шансы существенно идут в гору, приближая данный прогноз к реальности) уже неотвратимый, если судить по тому, как Дракон медленно, но верно приводит в жизнь свои стратегические цели. Не спеша и планомерно, пока в один прекрасный момент не окажется, что принятие всех важнейших решений в мире уже завязано не на Вашингтоне, а на Пекине. Решений, принимаемых в том числе и в Вашингтоне, не говоря уже про Брюссель.



guest
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ