Глянцевый журнал «GQ» вручал премию «Человек года». В номинации «Автор» (не писатель! а автор!), обогнав Алексея Иванова, Владимира Сорокина, Евгения Водолазкина и Михаила Зыгаря, победил Дмитрий Глуховский.
Выйдя на сцену, он разразился трёхминутной «революционной речью»:
«… награда досталась мне незаслуженно. Дело в том, что последние семь лет, с 2014-го памятного всем вам года, место в списке, в десятке бестселлеров продолжает занимать Джордж Оруэлл с книгой «1984». Это правда. В прошлом году он занял второе место уже, обойдя всех остальных писателей, включая в особенности отечественных, которых вообще наш читатель не милует».
Начнём с того, что «1984» всегда был в топах продаж. До 2014 года и после. И долго ещё будет. Дело ведь не в том, походит политический режим на ситуацию, описанную Оруэллом, или нет, а в том, что жанр антиутопии очень привлекателен для писателей и будоражит умы читателей. В нулевые годы появились такие книги, как «Кысь» (2000) Татьяны Толстой и «День опричника» (2006) Владимира Сорокина (чуть позже вышло продолжение – «Сахарный Кремль» (2008)). Тогда же начала набирать обороты Вселенная, созданная самим Глуховским, – «Метро 2033» (2005).
И если вы думаете, что антиутопия популярна только в России, то вы глубоко и безнадёжно ошибаетесь. С 2002 года по всему миру гремит экранизация японской компьютерной игрушки Resident Evil («Обитель зла») с обворожительной Милой Йовович в главной роли. В 2005 году экранизируют старенький графический романа Алана Мура – «V значит Вендетта». Если говорить о книгах, то настоящим бестселлером становится трилогия Сьюзен Коллинз – «Голодные игры» (2008-2010). В прошлом году, говорят, она написала приквел – «Баллада о змеях и певчих птицах» (2020). На волне успеха Сьюзен Коллинз как грибы после дождя стали выходить книжки других фантастов: трилогия «Дивергент» (2011-2013) Вероники Рот, пять книг в серии «Бегущий в лабиринте» (2009-2016) Джеймса Дэшнера и др.
Но я отвлёкся. Продолжим внимать совести нации – Дмитрию Глуховскому:
«… я бы, конечно, премию эту отдал – поскольку Джордж Оруэлл умер – другому человеку, который, к сожалению, тоже умер». Логика писателя поражает! Итак – кому же? «Его зовут Джанни Родари, – говорит Глуховский. – Джанни Родари по-настоящему заслуживает вот эту штуку-дрюку стеклянную, потому что он написал книги о Чиполлино и «Джельсомино в стране лжецов»».
Бог с ней – со штукой-дрюкой (кого он ей будет дрючить?) – пусть к этим словам цепляются устроители премии журнала «GQ». Но использовать в качестве иллюстрации современной политической ситуации в стране детские книги Джанни Родари, которые наряду с «Незнайкой на Луне» Николая Носова (роман написан в 1965 году, а экранизирован в ельцинские девяностые) стали общим местом – как минимум неоригинально.
С оригинальностью у Глуховского давно проблемы. Уверенно стартовавший с фантастических романов «Метро 2033» и «Будущее» и сборника «Рассказов о Родине», он скатился до пародийно неореалистического «Текста», где главный герой – недоделанный ни в чём не повинный хипстер, а во всём виноваты менты, чеченцы, правительство и, конечно, народ, который не хочет ничего не менять.
Но что Глуховский говорит про книги Джанни Родари:
«»Чиполлино» – это просто всё, что сейчас разворачивается, начиная с января, у нас в стране, один в один, очень смешно. Сейчас детям читал, уссаться. Значит, просто про нас, всё вот это – оккупационный режим фруктов против народа-овощей». И опять про народ – овощи, что с них взять? Уссаться, как смешно.
Продолжим слушать автор года:
«»Джельсомино в стране лжецов» – это такая страна, куда попадает мальчик из рабоче-крестьянской Италии. Попадает в страну, где нельзя называть вещи ни в коем случае своими именами. Сыр называется «ластиком», чернила – это «молоко», ни в коем случае нельзя называть сыр «сыром», а ластик «ластиком», потому что за это – сразу в тюрьму».
Надо понимать, что у нас такая же ситуация? Тогда можно закрыть глаза на толпы граждан, которые гуляли по городам и скандировали «Путин – вор». Можно не слушать, как рэперы, стендаперы, говорящие головы из телевизора или интернета день и ночь соревнуются в остроумии, отрабатывая оппозиционную повестку. Можно не видеть популярного сериала «Домашний арест» с Павлом Деревянко в главной роли: там показывается типичный чиновник-хапуга. Можно, наконец, не замечать, что сколько бы то ни было денежные и престижные премии даются тем, кто дежурно говорит: «Свободу политзаключённым».
Да, у нас не абсолютная свобода слова. Но где она абсолютная? Назовите эту землю обетованную?
Всё это уже наскучило, однако давайте дослушаем наше горе луковое:
«Что я хотел сказать в связи с этим. Вы можете сказать, что это детские книжки. Но мы с вами, дорогие друзья, вступаем – в особенности на грядущих вот этих «пеньковых» выходных – в эпоху, когда достаточно уже гражданского мужества в том, чтобы делать, как мама нам в детстве говорила правильно делать. То есть не врать и не бояться. И не улюлюкать, когда других пинают ногами. И не притворяться. Это уже акт гражданского мужества, да. Я вот хотел вас призвать к этому: помнить, что нас всех в детстве учили определенным вещам. Если даже сейчас ваша мама вам говорит не высовываться, то в детстве она вам говорила другое».
Ещё раз. Человек года и популярный писатель во время своей «революционной речи» на премии журнала «GQ» призывает «слушаться» (или «не слушаться» – праведный жар сердца не даёт ему сосредоточиться и внятно выразить мысль) маму? Серьёзно?
Всё расставляет на свои места заключительная фраза Глуховского: «Ну, свободу политзаключенным». Ах, сколько дежурного, скучного и сервильного в этом «ну»! Отработал, что называется, премию.
Можно ли представить себе на месте Глуховского кого-то из тех писателей (Зыгаря в расчёт не берём – ну какой это писатель?), кто бы на голубом глазу выступил с такой же «революционной речью»? Вряд ли. То-то и оно. Алексей Иванов и Евгений Водолазкин устроены более сложно. Владимир Сорокин не позволяет себе шаблонности и глупости. И только наш Чиполлино года может так натужно, велеречиво и вульгарно играть в оппозиционера и непримиримого бойца с режимом.
Водители выставили фуры на трассе Киев - Одесса в знак протеста против закона о мобилизации
Также он добавил, что по итогам неформальной встречи двух лидеров «химия» между ними упрочилась
Украина попросила помочь определить цели на территории РФ для нанесения ударов
Печальное состояние современной русской литературы
Выборы президента США состоятся 5 ноября
Зачем глобалисты финансируют пропалестинские митинги
View Comments
Какое вонючее дерьмо ОЛЕГа ДЕМИДОВА, вв которое я случайно вляпалась!! Спешу вон - отмываться
Спасибо, Глуховский! А статью написал продажный журналист... Стыдно за таких...
Классно сказал Глуховский! Респект
заказная статья, как мило
вы правы очень напоминает Чиполино
интересно как это описали