Аналитика

Демократия vs диктатура: борьба за корень

Западный мир позиционирует себя как обитель свободы, точнее ряда (довольно обширного) свобод, которые могут реализовываться только в структуре того политического строя, что и лежит в основе западного мира.

Фото: VN

Понятно, что речь идёт о демократии, одним из главных принципов которой является свобода высказываний (слова).

И действительно – по крайней мере, на уровне декларации – это важное отличие стран Запада и вереницы примкнувших к ним азиатских государств от диктатур (попробуй скажи в Северной Корее, что ты имеешь претензии к курсу Ким Чен Ына или, чтоб не ходить далеко, выйди на пикет в Минске с критикой ныне всё ещё президентствующего Александра Лукашенко – и в том, и в другом случае последствия будут не самые радужные: от тюремного заключения в Белоруссии до расстрела в КНДР (и, разумеется, будет объявлено, что «наш суд – самый гуманный суд в мире»)) до автократий (в той же РФ нелестные высказывания в адрес Владимира Путина с высокой долей вероятности могут привести к «награждению» «почётным» статусом иноагента и обвинениям в экстремизме с автоматически вытекающей из этого релокацией в места не столь отдалённые).

Это – в идеале, в смысле важного отличия.

Но в идеальной репрезентации в диктатурах репрессии скорее исключения, причём крайне редкие, ибо народ в своей массе доволен существующим порядком и всей своей коллективной душой поддерживает режим, который и выражает его, народа, чаяния и устремления, а те отщепенцы, которые выступают супротив коллективной воли, – не иначе как засланцы Запада, ибо как ещё в подобном утопическом обществе могут возникнуть антиправительственные настроения?

Очевидно, что с реальностью вышеприведённое описание диктатуры (которая, понимаемая в таком ключе, диктатурой не является ни на гран, а есть не что иное, как выражение воли не то чтобы даже подавляющего большинства, а всего народа, реализуемой в едином гражданском порыве бескомпромиссной правоты и национальной солидарности, если не сказать – соборности) плохо бьётся.

Реальность, как правило, куда ужаснее (судя по масштабам протестов в той же Белоруссии, вспыхнувших после президентских выборов 20-го, на которых чуть ли не с северокорейским результатом победил Лукашенко, можно сделать простой вывод, что недовольных его политикой в республике не так уж и мало).

И Запад умело обращает это обстоятельство в свою пользу, играя на контрастах: мол, посмотрите, у них за выражение своего мнения дают сроки и отправляют в лагеря, а вот у нас – свобода.

Но свобода ли?

Возьмём недавно полыхнувший палестино-израильский конфликт. Очевидно, что действия Израиля – чрезмерны (это признают даже на Западе: например, глава европейской дипломатии Жозеп Боррель назвал «совершенно нереалистичным» план Израиля по переселению палестинцев с севера на юг сектора Газа за 24 часа, а эксперты ООН заявили, что удары Израиля по сектору Газа «абсолютно запрещены международным правом и равносильны военному преступлению»).

Но при этом официальная позиция Запада – произраильская (несмотря на то, что многое в этой истории вызывает вопросы, ответы на которые парадоксальным образом ведут к самому Тель-Авиву, вполне вероятно, и стоящему за террористической атакой ХАМАС 7 октября), не допускающая каких-либо иных толкований и сомнений в правоте и правомерности (с поправкой на определённую чрезмерность, разумеется) израильского ответа. Будто иной точки зрения, являющейся нормой – в теории – при демократии, нет и быть не может. А если она вдруг просачивается, то это – явно злонамеренные происки враждебных диктатур, стремящихся подорвать устои свободного демократического мира.

Поэтому с этими «иными точками зрения» надлежит бороться. Иначе – попросту запрещать, а отдельных индивидуумов, осмелившихся на их трансляцию, – наказывать.

Так, журнал Playboy разорвал контракт с американской порноактрисой ливанского происхождения Мией Халифой, выступившей в поддержку палестинцев, а Pornhub вообще принял решение заморозить всю выручку, поступающую от фильмов с её участием, и передать её в качестве помощи Израилю. Британская The Guardian не стала продлевать контракт с карикатуристом Стивом Беллом, проработавшим в газете 40 лет, за его едкую карикатуру в адрес израильского премьер-министра Биньямина Нетаньяху. А компания Meta*, в которую входят Facebook* и Instagram*, пошла ещё дальше, объявив, что будет удалять в своих соцсетях все посты в поддержку палестинцев и, соответственно, самого ХАМАС.

И этот антипалестинский тренд на Западе не стоит недооценивать: ситуация столь серьёзная, что даже сотрудники администрации Байдена, как пишет The Huffington Post со ссылкой на источники, опасаются высказываться по теме палестино-израильского конфликта, предпочитая вовсе обходить её стороной.

О чём это говорит? О том, что в основе демократического устройства по сути лежит та же схема, что и в тоталитарных и автократических режимах (при том, что периодически демократии не брезгуют и репрессивными практиками, как это было, допустим, в эпоху пандемии, а в свою очередь диктатуры и автократии, правда больше для антуража, время от времени обращаются к демократическим практикам, к примеру, институт выборов наличествует даже в КНДР), в основе которой – принцип контроля.

Главное отличие заключается в методах реализации и, соответственно, функционирования. В центре западной аксиологической парадигмы находится соблазнительный концепт комфорта с его производным (это как язва, выросшая на язве) – концептом потребления, ставшим в своём воплощении неотделимой составляющей (если – не определяющей) частью/свойством человеческой жизни: «Я потребляю, следовательно, я существую», – как мог бы сказать Картезий, живи он в наше время.

В диктатурах и автократиях – всё проще: там контроль осуществляется непосредственно, без прокси-структур (того же потребления, переведённого в экзистенциальный статус, и тем самым в плане метода более эффективного и опасного, так как трансформирует общество изнутри, мягко и даже как бы незаметно), затрагивая напрямую биологическую (основную) плоскость, которая становится, по существу, единственным нарративом: выжить во что бы то ни стало.

Но почва этих методов – одна: ценность человеческой жизни (в диктатурах она сильно занижена, но с инстинктом самосохранения не может совладать ни один режим, если не брать в расчёт исламский мир, где огромную роль играет религиозный фактор), выпестованная гуманизмом. Признание абсолютной ценности человеческой жизни есть универсальный способ её контроля, которым на всю катушку пользуются как тоталитарные, так и демократические режимы. И в этом плане они – родные братья, даже – близнецы.

И это надо помнить, когда демократия идёт в атаку на диктатуру, а последняя пытается сжить со света первую: как такового противоречия между ними нет. Демократия – по крайней мере, в той форме, в которой она воплощена на Западе, – не есть условие для реализации свобод (их реализация находится в прямой зависимости от политической конъюнктуры), но – тот же метод контроля. Отличия от диктатуры возникают в их репрезентации (картинке), корень же у них – общий, из которого они и растут, разделившись, как два стебля. И борьба между ними – это борьба за корень, который и есть абсолютная власть.

*экстремистская организация, запрещённая в РФ

Алексей Мошков

Recent Posts

Часов Яр

Наши военные звонят украинским с предложением покинуть дома и укрепления

15 часов ago

Евровидение. Весёлый песенный концерт

Хорошо, нас там нет

18 часов ago

В Хельсинки на кладбище Малми Кивико местные облили краской памятник советским воинам

При этом глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин поручил возбудить уголовное дело за осквернение памятника…

18 часов ago

Жуткие кадры падения автобуса в реку Мойку

За рулем 44-летний Рахматшох Курбонов

2 дня ago