Интервью

Александр Проханов: «Власть наша такая же некультурная, необразованная и не чуткая, как и обыватель»

В прошлом интервью с Александром Прохановым мы обсудили его новую книгу, в которой исследуются актуальные сегодня в кругах интеллектуальной элиты вопросы трансгуманизма и будущего. Это будущее сулят человечеству прогресс, наука, социальные и медицинские технологии.

«Это цифровая реальность. Цифра! Сетевые машины, которые затаскивают к себе человечество и делают его объектом управления. Все это и еще десятки подобных явлений и создают вот эту новую реальность. И она не умещается в тривиальное, традиционное сознание человеческое, в том числе и художественное. И требует новых форм», – сказал Проханов. Поговорим с писателем о том, почему наше российское настоящее так не похоже на подготовку к глобальному прыжку в трансгуманизм. 

«ВН»: – Александр Андреевич, каверзный вопрос. Вам не кажется, что вы со временем превратились в писателя для интеллектуальной столичной элиты? Потому что вещи, о которых мы с вами говорили в прошлый раз, едва ли актуальны для человека, который живет где-то в Сибири или на Дальнем Востоке, где население убывает, два человека на квадратный километр и газ до участка не могут провести. У нас во многих городках очень далеко вопросы Будущего от человека. 

– А я вам отвечу на этот вопрос. Утешает только одно – что этот человек вообще ничего не читает. Ему абсолютно ничего не интересно. Это человек, который занят подножными проблемами. Давно уже эти люди не читают. Они не интересуются ни чеховским представлением о мире, ни толстовским, ни представлением Достоевского, Набокова или Булгакова. На этих людей и нечего расчитывать. Они не являются слушателями, не являются аудиторией. Аудитория для новых явлений всегда узкая. 

Упрекайте Эйнштейна в том, что его Теория относительности непонятна европейским или американским бюргерам и интеллигентам. Упрекайте его! Надо эту теорию упростить, свести ее до какой-то абсолютно букварной истины? 

Все сложные вещи непопулярны. Так же в культуре и в литературе. Все новые явления вызывают афронт, отторжение или непонимание. А потом они могут превратиться в доминирующие процессы. Поэтому вопрос ваш не каверзный, но огорчает меня тем, что Россия перестала быть читающей страной.

В России культура как таковая ушла и от простого человека, и от власти. И власть наша такая же некультурная, необразованная и не чуткая, как и обычный обыватель, как и ракетчик, как и крестьянин. А напрасно! Потому что то, о чем я сейчас с вами говорю, это вещи насущные. И придется реагировать на это и государству. И это не обязательно вопрос о том, как строить города-миллионники в тайге, как это говорит Шойгу. 

Владимир Путин и Сергей Шойгу. Фото: vestinewsrf.ru

«ВН»: – Веллер вот говорит, что у Пушкина тиражи при жизни были пару тысяч экземпляров. Так может весь ликбез и все идеи эпохи Просвещения – это было такое временное явление? Ну останется читающая элита, 2000 – 3000 людей. Жили же как-то в XVIII, в XIX веке. И неплохо жили. 

– Я даже не хочу об этом говорить. Я не знаю. Может быть, для современных людей литература вообще не нужна. Она сужается. Будет заменено все интернет-общением и так далее. Другое дело, что художники останутся. Творцы-то останутся. Литература появляется не потому, что ее читают и что у художника миллионные тиражи. А потому что сам художник появляется. Это форма поведения человека в этом мире. Художники рождаются так же, как рождаются исследователи, как страстные темпераментные политики честолюбцы. Одним выпадает очень благоприятная среда, как художникам Ренессанса, когда у них были великие заказчики. Их спонсировали папы и кардиналы, у них были заказы на фрески, базилики восхитительные. 

А бывает так, что художники очень скромные, у них нет заказчика, они пребывают в печали, как многие сегодняшние художники. Но это не отменяет само понятие художника. 

Вы говорите, что мое художество будет непонятно фермеру, который купил дальневосточный гектар. Ну не понятно. Ради Бога! Зачем я буду стараться, чтобы этот фермер понял мои откровения, мои слезы, мои чаяния. Мне хочется зафиксировать эти явления.

Это цель жизни моей. Я должен это сделать. И не для того, чтобы транслировать это в какую-то глухую деревеньку. Если удастся транслировать – то слава Богу! Если не удастся… Я отношусь не с презрением к народу. Народ очень чутко ко всему этому относится. 

«ВН»: – А не заслужил презрения народ, который не хочет читать книг? Может надо его «сечь», чтобы учился? 

– Ну да, его надо выводить к стенке и расстреливать. Причем расстреливать послойно. Кто не хочет читать советскую литературу – надо расстреливать из винтовки Мосина. Не хочешь русскую классическую литературу – из автомата. Кто не хочет современную литературу – травить в газовых камерах. Других – топить в проруби, четвертых – подвешивать за ноги. Потом надо с самими художниками то же самое сделать. Окунать в чаны с кипящим свинцом.

Нужно подходить к культуре молодцевато! Как вот вы предлагаете. Давайте, я готов, если у вас возникает такое предположение. Всех в расплавленное масло! Если такая возможность вам представляется. Почему бы ее не использовать?

«ВН»: – У меня-то другая точка зрения, Александр Андреевич. 

– А что ж вы мне эту навязываете, апокалипсическую?

«ВН»: – Это был журналистский прием. А вообще, у меня есть знакомые, которые не читают и книжки в год. Но среди них есть вполне добрые и порядочные люди. Что-то, наверное, есть выше, чем начитанность. 

– Но это не ко мне. Это к батюшкам.

Дмитрий Зуев

Recent Posts

Кто будет следующим после Украины: Запад готовится к российской «СВО 2.0»?

Европа и США переходят в режим «предвоенной реальности»

8 часов ago

Федор Емельяненко о СВО: «Мы братские народы поддерживаем, а воюем мы – с фашистами»

Он рассказал, что каждое воскресенье ходит в храм и молится, чтобы конфликт завершился и у…

15 часов ago

Си, Макрон и Урсула поговорили. О чём-то даже, возможно, договорились

Но аналитики считают, что Россию эти трое должны среди прочего обсудит

15 часов ago

Шмыгаль на пороге НАТО, но дверь закрыта

Шмыгаль ждет, что на июльском саммите НАТО им дадут ответ на заявку по вступлению в…

15 часов ago

Польский судья просит политического убежища в Белоруссии

В Минске Шмидт устроил пресс-конференцию, где подписал заявление об отставке

15 часов ago