Интервью

Александр Проханов: «Птица русской истории не успела улететь из Путина. И ей опять стало уютно в этом гнезде»

Продолжим разговаривать с Александром Прохановым о том, как меняются русская культура и русский мир в эпоху СВО. В нашем прошлом интервью писатель рассказал о своем новом романе. Уже за рамками беседы нам удалось узнать, что скоро по проведению патриарха отечественной литературы должны снять художественный фильм. 

Александр Проханов. Фото: ru-prokhanov.livejournal.com

«ВН»: – Александр Андреевич, что это будет за кино?

– В 2014 году после моей поездки на Донбасс – тогда еще был жив Захарченко – я написал небольшой роман, который называется «Убийство городов». О тех событиях, которые происходили там, о первых ополченцах. И этот роман я превратил в сценарий, который, как я надеялся, будет поставлен в тот актуальный момент. Но тогда его нашли несвоевременным. Тогда его нашли слишком, может быть, радикальным. Потому что процесс был еще неясен, не завершен. Была надежда на какое-то другое решение этого вопроса, а не через специальную военную операцию. 

 

И этот сценарий был отложен. А теперь он вдруг оказался очень актуальным. И этот сценарий сейчас был принят в работу. И я очень надеюсь, что в обозримом будущем на экраны выйдет полномасштабный фильм под названием «Ополченец». 

«ВН»: – Вы в своей жизни много раз как журналист, как военкор совершали паломничества к дальним, неспокойным рубежам Русского мира. Скажите, наше государство провело работу над ошибками после информационного поражения в Афганской кампании? Сегодня спецоперацию удается отстоять на информационных полях сражения? 

– А почему вы говорите, что государство потерпело поражение в информационном сражении во время Афгана? Государство тогда делало всё, чтобы эта война провалилась. Государство – особенно после того, как пришел к власти Горбачев, – стреляло в спину нашей воюющей афганской армии. И первый начавшийся пафос этой войны – такая аналогия с испанской освободительной войной – кончился. И армия, которая в Афганистане проливала кровь, вернулась в Россию ошельмованной, униженной. И этим занималось государство…

Горбачев и Путин – это разные, абсолютно диаметрально противоположные векторы русского развития. Горбачев – это нисходящая, умирающая синусоида русской истории. Это завершение очередной русской империи – четвертой, «красной» империи. А Путин – это восходящая синусоида, создание новой, пятой империи. Поэтому то, что сейчас происходит на украинском фронте, это происходит из Центра, от власти, из Кремля. И поэтому военные силы, которые там сражаются, абсолютно оберегаются государством, властью. 

Другое дело – в какой степени сама концепция освещения и пропаганды этих событий адекватна. Меня она не устраивает. Но мало ли что меня не устраивает.

Я нахожусь в Москве, сижу сейчас под березой в своем саду. Я не смею критиковать ни Конашенкова, который каждый день выходит, как стенобитная или сваебойная машина, и долбит нам своим поставленным голосом, какое количество штабов, реактивных установок, складов боеприпасов удается уничтожить. Странное дело, что по-прежнему уничтоженная и истребленная украинская авиация посылает всё новые и новые самолеты, которые мы успешно сбиваем…

Игорь Конашенков. Фото: Пресс-служба Минобороны РФ

Одним словом, наше освещение военных действий очень скупое, очень предвзятое. По-видимому, оно и должно быть таким с точки зрения военной цензуры и военной логики. Но меня, повторяю, как гражданина абсолютно не устраивает объяснение процессов происходящих. В том числе процесса потопления крейсера «Москва» и уничтожения нашего штаба флота в Севастополе в день празднования Военно-морского флота. Это является такой огромной пропагандистской бомбой, которую взорвали украинцы у нас в тылу. Многие вещи кажутся мне недостаточными. 

Я мечтаю попасть на фронт, конечно. Я, видимо, несмотря на свои годы, завершив ряд работ, туда попаду. Я имею в виду, что операция будет очень долго длиться. Но и тогда, попав туда, я буду подчиняться военной цензуре.

Потому что поездки на войну – это не прогулка и это не экзотический выброс художника или журналиста. Это та же военная работа, которая должна подчиняться логике войны, концепции Генерального штаба. Я бы, попав туда, не вышел бы за пределы того освещения спецоперации, которые сейчас дается Генштабом. 

«ВН»: – Около двух лет назад мы беседовали с вами о Путине. И тогда вы сказали, что «птица русской истории» улетела из нашего президента. Эта метафора – которая тогда очень понравилась публике, разошлась по другим вашим интервью – актуальна?

– «Птица русской истории» не успела улететь из Путина. И ей опять стало уютно в этом гнезде. Она это гнездо сейчас перестраивает, носит в него новые ветки, строительные материалы. И я думаю, что в этом гнезде она уже отложила яйца и их высиживает. 

Фото: Минобороны РФ

«ВН»: – Это какое-то волевое усилие Владимира Владимировича? Или это какие-то метафизические силы?

– Это русская историческая контратака. Вот что это такое. Как бы ни вели себя генералы и политики, это воля русской истории, которая возводит очередное государство, очередную российскую империю, потом низвергает ее в черную дыру, и из этой черной дыры опять возникает новая империя. 

Черная дыра, которая образовалась с 91-го года, с приходом Путина стала медленно и незаметно для глаз как бы закрываться.

И все, что сейчас происходит (а до этого – Крым, а до этого – Сирия, а до этого – грузинский конфликт), – это все восходящая линия русской истории. Поэтому во всем сейчас происходящем есть незыблемая историческая логика. Так работает сегодня крот русской истории, так он роет, протачивает русло русской истории. 

Фото: Минобороны РФ

«ВН»: – Еще одна ваша метафора. Недавно вы в одной из своих статей написали, что из спины русского мира достали «топор» и осталась «рана». А что есть эта «рана»? Люди из старой жизни, которые с 90-х многие сидят у нас во власти? Вы не боитесь от них очередного предательства? 

– Я ничего не боюсь. Потому что меня столько раз предавали… И предательство – это тоже спутник русской истории. Русская история без предательства непонятна. Во все века были Курбский при Грозном, Тухачевский при Сталине, Мазепа при Петре I, вся история 1991 года – это история сплошного предательства. И сегодняшние предательства есть, они будут, они будут проявляться. 

Конечно, всё это тревожит. Но я не боюсь этого предательства. Потому что я знаю, что в этой схватке, какая бы ни сверкнула в руках у предателя «золотая табакерка», все равно победит вектор русской истории. Русская Победа неизбежна.

Давайте доверим русской истории выбирать лидера… Пока что сегодняшний лидер является абсолютно адекватным времени. 

Фото: Евгений Разумный / Ведомости

Он является сегодня статуей на носу русского корабля, который несется вперед и тащит за собой всю эту громаду русского имперского прошлого, принимает на свою грудь удары стихии, ненависть, провокации, а также обожание и любовь. 

Ваши Новости

Recent Posts

Главком ВСУ Сырский говорит, что все плохо

Обстановка в зоне боевых действий для украинских войск является сложной и имеет тенденцию к обострению

15 часов ago

Закон о мобилизации на Украине был принят под давлением США

Вашингтон требовал от Киева решить мобилизационный вопрос, потому что фронту нужна, не только техника, но…

15 часов ago

Свита Байдена пытается скрыть его шаткую походку

Свита Байдена старается окружить его, чтобы в момент прохода не было видно, как неустойчиво президент…

19 часов ago

Россия никогда в своей истории не была побеждена кем-либо из иностранцев

Наполеон пытался, и они проиграли. Немцы попробовали и проиграли

21 час ago